Особенности конструкции

На автомобиль Mitsubishi Pajero Sport для российского рынка устанавливали дизельные двигатели объемом 2,5 л (4D56) и бензиновые двигатели объемом 3,0 л (6G72). В данном разделе подробно описан ди- зельный двигатель 2,5 л (4D56). Общий вид двигателя 4D56 представлен на рис. 5.1–5.3. Особенности конструкции и обслуживания бензинового двигателя 3,0 л (6G72) описаны в отдельности в конце этого раздела (см. «Особенности конструкции бензинового двигателя 6G72»).

Головка блока цилиндров двигателя 4D56 изготовлена из алюминиевого сплава. В головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Впускные и выпускные клапаны имеют по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями. Головка блока прикреплена болтами. Между блоком и головкой установлена безусадочная металлоармированная прокладка.

Блок цилиндров представляет собой единую отливку из специального высокопрочного чугуна, образующую цилиндры, рубашку охлаждения и опоры коленчатого вала.

Коленчатый вал, выкованный из стали, вращается в коренных подшипниках. К заднему концу коленчатого вала шестью болтами прикреплен маховик.

Поршни изготовлены из специального алюминиевого сплава и соединены с шатуном плавающими поршневыми пальцами.

Распределительный вал литой, опирается на пять подшипников.

Газораспределительный механизм закрыт крышкой головки блока цилиндров. Клапаны приводятся коромыслами, установленными на оси.

Система смазки комбинированная (подробнее см. «Система смазки»). Снизу к блоку цилиндров прикреплен масляный картер. Его фланец уплотнен герметиком-прокладкой. В картере снизу выполнено отверстие для слива масла, закрытое резьбовой пробкой.

Система охлаждения двигателя герметичная, с расширительным бачком (подробнее см. «Система охлаждения»).

Система питания описана в отдельном подразделе (см. «Система питания»).

Система рециркуляции отработавших газов с пневмоклапаном рециркуляции, приводимым в действие пневморегулятором, по сигналам электронного блока системы управления двигателем часть отработавших газов с предварительным охлаждением перепускает во впускной коллектор. Этим достигается снижение токсичности выбросов и соблюдение современных экологических норм.

Система управления двигателем включает в себя электронный блок управления, датчики температуры надувочного воздуха 10 (рис. 5.4) и охлаждающей жидкости 17, датчики давления наддува 12 и в системе изменения геометрии турбины 25, датчик положения коленчатого вала 22, а также пневмоприводы, электроклапаны и другие исполнительные устройства.

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и раздаточной коробкой) установлен на четырех опорах: правой, левой, нижней и задней.

Охладитель наддувочного воздуха (интеркулер) пластинчато-ленточного типа из алюминиевого сплава с электровентилятором.

Турбокомпрессор. На дизельном двигателе установлен турбокомпрессор, использующий энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилиндры дизеля. При большом количестве воздуха, нагнетаемого турбокомпрессором в камеры сгорания, топливо сгорает с большей эффективностью. Такая подача воздуха в цилиндры снижает концентрацию вредных веществ в отработавших газах и повышает мощность. Турбокомпрессор состоит из центробежного одноступенчатого компрессора и радиальной центростремительной турбины. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров под давлением поступают через выпускной коллектор в камеры газовой турбины. Расширяясь, газы вращают колесо центробежного турбокомпрессора. Через воздушный фильтр центробежный турбокомпрессор всасывает воздух, сжимает его и через охладитель подает под давлением в цилиндры дизеля. Подшипники турбокомпрессора смазываются маслом, поступающим по трубопроводу из системы смазки. Колесо турбины отлито из жаропрочного никелевого сплава и приварено к валу ротора. Колесо компрессора отлито из алюминиевого сплава и закреплено на валу ротора специальной гайкой.

Система выпуска предназначена для отвода отработавших газов из цилиндров двигателя, снижения уровня шума при работе и уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Силовой агрегат с двигателем 4D56 (вид слева)

Рис. 5.1. Силовой агрегат с двигателем 4D56 (вид слева): 1 – вентилятор системы охлаждения двигателя; 2 – верхняя крышка привода газораспределительного механизма; 3 – топливный насос высокого давления; 4 – форсунки; 5 – корпус воздушной заслонки; 6 – крышка головки блока цилиндров; 7 – головка блока цилиндров; 8 – картер сцепле- ния; 9 – коробка передач; 10 – раздаточная коробка; 11 – нижняя опора силового агрегата; 12 – стартер; 13 – блок цилиндров; 14 – указатель уровня масла (маслоизмеритель- ный щуп); 15 – компрессор кондиционера; 16 – нижняя крышка привода газораспределительного механизма.

Силовой агрегат с двигателем 4D56 (вид справа)

Рис. 5.2. Силовой агрегат с двигателем 4D56 (вид справа): 1 – раздаточная коробка; 2 – коробка передач; 3 – картер сцепления; 4 – узел воздушной заслонки; 5 – охладитель систе- мы рециркуляции отработавших газов; 6 – пневмоклапан системы рециркуляции отработавших газов (EGR); 7 – крышка термостата; 8 – насос гидроусилителя рулевого управления; 9 – вентилятор системы охлаждения; 10 – генератор; 11 – вакуумный насос; 12 – масляный картер двигателя; 13 – турбокомпрессор; 14 – нижняя опора силового агрегата.

Двигатель 4D56 (вид спереди)

Рис. 5.3. Двигатель 4D56 (вид спереди): 1 – пневмоклапан системы рециркуляции отработавших газов (EGR); 2 – охладитель системы рециркуляции отработавших газов; 3 – пневмопривод системы изменения геометрии турбины; 4 – насос гидроусилителя рулевого управления; 5 – муфта привода вентилятора системы охлаждения; 6 – генератор; 7 – верхняя крышка привода газораспределительного механизма; 8 – нижняя крышка привода газораспределительного механизма; 9 – натяжное устройство ремня привода кондиционера; 10 – компрессор кондиционера; 11 – шкив коленчатого вала; 12 – масляный картер двигателя.