Особенности конструкции

На часть автомобилей устанавливали пятиступенчатую механическую коробку передач модели V5MT1. Картер коробки передач 9 (рис. 6.3) изготовлен из алюминиевого сплава и состоит из двух частей. Для обеспечения соосности опор валов и отверстий под штоки механизмов переключения картеры центрируются установочными втулками. Картер 8 сцепления и коробка передач 9 соединены между собой болтами. Шестерня первичного вала, а также шестерни I, II, III, V передач и передачи заднего хода находятся в постоянном зацеплении с блоком шестерен. Эти шестерни косозубые и вращаются на игольчатых подшипниках. Промежуточная шестерня заднего хода вращается на оси, опоры которой закреплены в обоих картерах.

Передачи переднего и заднего хода снабжены синхронизаторами. Необходимое для безударного переключения передач уравнивание оборотов включаемой шестерни до оборотов вторичного вала достигается с помощью тормозного момента, возникающего за счет сил трения на поверхности конуса зубчатого венца шестерни и на конусной поверхности блокирующего кольца синхронизатора, соединенного через ступицу с вторичным валом. Шариковый подшипник первичного вала зафиксирован стопорными кольцами на валу и в картере.

Механическая коробка передач в сборе с раздаточной коробкой

Рис. 6.3. Механическая коробка передач в сборе с раздаточной коробкой: 1 – фланец задней карданной передачи; 2 – рычаг переключения передач; 3 – рычаг управления раздаточной коробкой; 4 – чехол рычагов управления трансмиссией; 5 – адаптер раздаточной коробки; 6 – выключатель фонарей света заднего хода; 7 – механизм переключения передач; 8 – картер сцепления; 9 – коробка передач; 10 – нижняя опора силового агрегата; 11 – поперечина нижней опоры силового агрегата; 12 – раздаточная коробка; 13 – динамический демпфер.

Блок шестерен вращается на подшипниках, установленных в посадочных местах переднего и заднего картеров. Блокировочное устройство механизма переключения передач состоит из двух стопорных плунжеров и стопорного пальца. Штоки переключения передач зафиксированы шариками, нагруженными пружинами. Рычаг 2 (рис. 6.3) переключения передач установлен на раздаточной коробке и соединен тягами с механизмом 7 переключения передач. Герметичность коробки передач обеспечивается сальниками. Пробка маслосливного отверстия снабжена магнитом для улавливания металлических продуктов износа коробки передач.