Двигатель 6G72 – V-образный, шестицилиндровый, 24-клапанный с верхним расположением распределительных валов и жидкостным охлаждением. Нумерация цилиндров ведется от левого переднего цилиндра. Двигатель оснащен системой зажигания с индивидуальными катушками зажигания и интеллектуальной электронной системой изменения фаз газораспределения (MIVEC). Применение этих систем улучшает мощностные и динамические характеристики двигателя, повышают его топливную экономичность и уменьшает токсичность отработавших газов.

Двигатель 6G72 имеет по четыре клапана на каждый цилиндр. Распределительные валы приводятся во вращение зубчатым ремнем. Натяжение ремня осуществляется автоматическим натяжителем. Впускные клапаны приводятся от распределительных валов через коромысла с регулировочными болтами зазоров в приводе, выпускные – через коромысла с гидравлическими компенсаторами зазоров. Компоновка и расположение узлов силового агрегата с двигателем мод. 6G72 показаны на рис. 5.12 и 5.13, техническая характеристика двигателя приведена в табл. 1.1.

Каждая из двух головок блока цилиндров (рис. 5.14) изготовлена из легкого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки). В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Впускные и выпускные клапаны имеют по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями. Головка блока центрируется на блоке двумя втулками и прикреплена восемью болтами. Между блоком и головкой установлена безусадочная металлоармированная прокладка. В верхней части головки блока цилиндров выполнена постель опор подшипников скольжения распределительного вала.

Компоновка силового агрегата с двигателем 6G72 и автоматической коробкой передач (вид слева)

Рис. 5.12. Компоновка силового агрегата с двигателем 6G72 и автоматической коробкой передач (вид слева): 1 – крыльчатка вентилятора; 2 – промежуточный ролик ремня привода вспомогательных агрегатов; 3 – пневмокамера привода заслонки впускной трубы; 4 – щуп коробки передач; 5 – крышка маслоналивной горловины; 6 – впускная труба; 7 – крышка головки блока; 8 – картер гидротрансформатора; 9 – задняя опора двигателя; 10 – термоэкран выпускного коллектора; 11 – масляный картер; 12 – левая передняя опора двигателя; 13 – масляный щуп; 14 – компрессор кондиционера; 15 – насос гидроусилителя рулевого управления; 16 – ремень привода вспомогательных агрегатов.

Компоновка силового агрегата с двигателем 6G72 и автоматической коробкой передач (вид справа)

Рис. 5.13. Компоновка силового агрегата с двигателем 6G72 и автоматической коробкой передач (вид справа): 1 – автоматическая коробка передач; 2 – блок управления механизмом MIVEC; 3 – датчик температуры воздуха на впуске; 4 – перепускная труба; 5 – дроссельный узел; 6 – распределительный патрубок системы охлаждения; 7 – термостат; 8 – генератор; 9 – масляный фильтр; 10 – датчик давления масла; 11 – подушка правой опоры подвески двигателя; 12 – термоэкран выпускного коллектора; 13 – стартер; 14 – трубопроводы системы охлаждения рабочей жидкости коробки передач; 15 – масляный картер коробки передач.

Головка блока цилиндров двигателя 6G72

Рис. 5.14. Головка блока цилиндров двигателя 6G72: 1 – ось впускных клапанов; 2 – болт крепления головки блока; 3 – свечной колодец; 4 – впускной канал; 5 – верхняя тарелка впускного клапана; 6 – регулировочный винт; 7 – коромысло впускного клапана; 8 – болт крепления оси; 9 – ось выпускных клапанов; 10 – коромысла выпускных клапанов; 11 – головка блока цилиндров; 12 – болт крепления оси.

Распределительные валы литые, чугунные. Регулировка зазора в приводе впускных клапанов осуществляется регулировочными винтами. На валах установлены роторы синхронизации, обеспечивающие работу датчиков положения распределительных валов. В осях коромысел впускных клапанов предусмотрены масляные каналы, по которым под давлением поступает масло к механизму системы изменения высоты подъема впускных клапанов. Высота подъема клапанов регулируются автоматически. Распределительные валы приводятся зубчатым ремнем 11 (рис. 5.15) от коленчатого вала. Натяжение ремня привода ГРМ автоматически регулируется натяжителем 10, работающим за счет давления сжатой пружины. Для уменьшения вибрации ремня в приводе установлен промежуточный ролик 6. Газораспределительные механизмы закрыты крышками головок блока цилиндров из алюминиевого сплава. В них установлены маслоотделители системы вентиляции картера.

Система смазки комбинированная. Снизу к блоку цилиндров прикреплен отлитый из алюминиевого сплава масляный картер. Привалочная поверхность масляного картера уплотнена герметиком-прокладкой. В нижней части картера выполнено отверстие для слива масла, закрытое резьбовой пробкой.

Масляный фильтр полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами.

Система охлаждения двигателя герметичная, с расширительным бачком.

Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, расположенного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива и регулятора давления топлива, установленных в модуле топливного насоса, а также форсунок, топливных трубопроводов и воздушного фильтра.

Система зажигания микропроцессорная, состоит из шести индивидуальных катушек зажигания 2 (рис. 5.16) и свечей зажигания. Катушками зажигания управляет электронный блок системы управления двигателем. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.