Особенности конструкции

Система выпуска предназначена для отвода отработавших газов из цилиндров двигателя, снижения уровня шума при работе и уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду. Одним из важнейших элементов системы выпуска для снижения выброса вредных веществ является каталитический нейтрализатор. Каталитический нейтрализатор состоит из высококачественного корпуса с установленным в него ячеистым керамическим материалом, который покрыт слоем оксида алюминия. В качестве катализатора сверху на слой оксида алюминия методом напыления наносят платину. Отработавшие газы отводятся из двигателя через выпускной коллектор, турбокомпрессор, приемную трубу, каталитический нейтрализатор и глушитель.

Элементы системы выпуска отработавших газов

Рис. 5.9. Элементы системы выпуска отработавших газов: 1 – прокладка впускного и выпускного коллекторов; 2 – выпускной коллектор; 3 – турбокомпрессор; 4 – приемная труба; 5 – виброкомпенсационный сильфон; 6, 8 – металлоармированная прокладка; 7 – каталитический нейтрализатор; 9 – промежуточная труба; 10 – глушитель; 11 – выхлопная труба.

Между фланцами головки блока цилиндров и выпускного коллектора установлена металлоармированная уплотнительная прокладка.

Для уменьшения передачи вибрации от силового агрегата на систему выпуска и кузов в промежуточную трубу вмонтирован гофрированный виброкомпенсационный сильфон.

Фланцевое соединение приемной трубы с каталитическим нейтрализатором, а также соединение каталитического нейтрализатора с промежуточной трубой уплотнены металлоармированной прокладкой.

Элементы системы подвешены к кузову на шести резиновых подушках, отличающихся по форме.

Для защиты от нагрева двигателя и узлов в моторном отсеке выпускной коллектор и турбокомпрессор закрыты термоэкраном. Над промежуточной трубой и каталитическим нейтрализатором установлены аналогичные по конструкции термоэкраны, защищающие от нагрева днище кузова. Дизельный двигатель агрегатируют с турбокомпрессором, использующим энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилиндры. Турбокомпрессор состоит из центробежного одноступенчатого компрессора 4 (рис. 5.10) и радиальной центростремительной турбины 5. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров под давлением поступают через выпускной коллектор 1 в камеры газовой турбины. Расширяясь, газы вращают колесо центробежного турбокомпрессора. Через воздушный фильтр центробежный турбокомпрессор всасывает воздух, сжимает его и, пропуская через промежуточный охладитель наддувочного воздуха, подает под давлением в цилиндры дизеля. Колесо 5 (рис. 5.11) турбины отлито из жаропрочного никелевого сплава и приварено к валу ротора. Колесо компрессора отлито из алюминиевого сплава и закреплено на валу ротора специальной гайкой.

Давление наддува регулируется путем изменения геометрии турбины.

Механизм системы изменения геометрии турбины соединен тягой 3 с пневмоприводом, в свою очередь соединенным вакуумным шлангом с электроклапаном системы управления двигателем. Система выпуска отработавших газов не требует специального обслуживания. Достаточно периодически проверять надежность затяжки резьбовых соединений и целость подушек подвески. В случае повреждения, сквозной коррозии или прогара элементы системы заменяют в сборе, так как выпускной коллектор, турбина и глушитель вместе с трубами представляют собой неразборные узлы.

Турбокомпрессор

Рис. 5.10. Турбокомпрессор: 1 – выпускной коллектор; 2, 8 – патрубки системы охлаждения; 3 – патрубок наддувочного воздуха; 4 – компрессор; 5 – турбина; 6 – рычаг механизма изменения геометрии турбины; 7 – патрубок отвода газов; 9 – фланец патрубка системы рециркуляции отработавших газов (EGR).

Периодически проверяйте систему выпуска отработавших газов. При повышенном уровне шума от системы выпуска проверьте ее герметичность. Для этого пустите двигатель и осмотрите всю систему. Проведите рукой над местами возможной утечки, не касаясь узлов, и вы сразу ощутите утечку газов. При необходимости замените проржавевшие и прогоревшие узлы. Перед ремонтом системы выпуска дайте ей остыть, так как во время работы двигателя она нагревается до высокой температуры. Отработавшие газы ядовиты, отравление ими происходит незаметно, поэтому перед пуском двигателя в гараже обязательно откройте ворота!