Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт специалист по социальной работе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данный документ утвержден приказом Минтруда РФ от 18.11.2013 № 677н. Основным видом деятельности в профессиональном стандарте социального работника названо предоставление клиентам услуг социального плана.
Главным разработчиком данного Стандарта является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, а соразработчиками — ряд учреждений соцобслуживания Москвы и Московской области.
Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 677н.
Стандарт относится к самой большой категории сотрудников учреждений соцобслуживания — социальным работникам, которые занимаются надомным обслуживанием клиентов. Хотя документ может применяться и в случаях, когда соцуслуги оказываются «с обеспечением проживания», то есть в стационарных учреждениях.
Стандарт включает в себя только одну обобщенную трудовую функцию — предоставление социальных услуг клиентам организации соцобслуживания, которая, в свою очередь, состоит из пяти трудовых функций (оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых и социально-экономических услуг).
Разработчиками данного Стандарта выступили Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (главный разработчик) и три учреждения соцобслуживания Москвы и Московской области.
Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 678н.
Стандарт включает в себя только одну обобщенную трудовую функцию (управление организацией социального обслуживания), которая, в свою очередь, состоит из четырех трудовых функций: планирование и контроль деятельности организации, управление ресурсами организации, взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями и обеспечение развития организации. Стандарт применяется к таким должностям, как руководитель (директор) организации, заведующий филиалом, заместитель руководителя (директора). Примечательно, что требуемый уровень квалификации здесь ниже, чем в Стандарте «Специалист по социальной работе», — 5-й.
Стандарт требует, чтобы работник, занимающий вышеуказанные должности, имел минимум среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, опыт работы на руководящей должности не менее одного года и не был осужден за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ (см. сноску 2).
В качестве примера рассмотрим, какие трудовые действия нужно выполнять для осуществления трудовой функции «взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями». Таких действий семь — от ведения личного приема клиентов до организации подготовки и размещения информации об услугах, оказываемых гражданам, на сайте организации. Работник должен обладать тремя обязательными умениями (консультирование, публичные выступления, подготовка презентационных и информационно-аналитических материалов) и знать деловой стиль русского языка, основы этики и психологии делового общения.
Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:
Социально-бытовые и социально-медицинские услуги | Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.
Соцработник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Он постоянно наблюдает за состоянием здоровья подопечного. В его обязанности также входит участие в реабилитационных мероприятиях для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья (например, работа по программе реабилитации инвалидов). Еще одна функция — содействие подопечным в получении помощи в медицинских учреждениях: записать на приём, сопровождать в поликлинику, напоминать про график приёма лекарств. |
Социально-психологическая поддержка | Важная часть деятельности социального работника – общение с подопечным. Это может быть непринужденная беседа на бытовые темы, разговор «по душам». Соцработник должен следить за настроением подопечного, содействовать в получении психологической помощи, если в ней есть потребность. |
Социально-правовые услуги | Необходимо информировать подопечного об социальных услугах, оказывать помощь в оформлении документов для получения государственных и муниципальных услуг, содействовать в получении юридической помощи. |
Социально-экономические услуги | Если подопечный желает поступить учиться или найти работу, соцработник содействует в подготовке и подаче необходимых для этого документов. |
Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку. Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.
Согласно новому профстандарту мы можем называться:
- Младший специалист по охране труда (МСОТ).
- Специалист по охране труда (СОТ).
- Главный (ведущий) специалист по охране труда (ГВСОТ).
- Руководитель службы охраны труда (РСОТ).
- Начальник отдела охраны труда (НООТ).
- Начальник управления охраной труда (НУОТ).
- Эксперт по условиям и охране труда (ЭУОТ).
- Консультант по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками (КУОТ и УПР).
- Инструктор по условиям и охране труда (ИУОТ).
- Заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками (ЗРОУПР).
- Руководитель направления (подразделения) по управлению профессиональными рисками в организации (РНПУПРО).
На любой вкус и цвет.
- Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда.
- Организация подготовки работников в области охраны труда.
- Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда.
- Организация и проведение мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков.
- Содействие обеспечению функционирования системы управления охраной труда.
- Обеспечение контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.
- Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Определение целей и задач системы управления охраной труда и профессиональными рисками.
- Подготовка предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда, оценки профессиональных рисков и обоснованию ресурсного обеспечения.
- Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков.
- Оценка эффективности процедур подготовки работников по охране труда.
- Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации.
- Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации.
- Контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации.
- Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации.
Все указанные выше трудовые функции специалиста по охране труда имеют дополнительную раскладку, поэтому если вы не понимаете, например, суть функции «Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда» или «Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации», открывайте профессиональный стандарт и смотрите какие именно действия должен совершать специалист, какие необходимые умения и знания должны быть у него.
В чем состоит необходимость изменений?
Сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено в качестве одной из ключевых задач демографической политики России на период до 2025 года (раздел 3 Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351). Решать эту задачу намечено за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.
Что нового в профстандарте?
В разделе I «Общие сведения» внесено уточнение в формулировку основной цели вида профессиональной деятельности специалиста в области охраны труда относительно процедуры, характеризующей управление профессиональными рисками, а именно: «Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками».
В чем состоит необходимость изменений?
Актуализация трудовых функций специалиста по охране труда обусловлена необходимостью их уточнения с учетом качественно новых подходов к организации всей системы охраны труда на предприятиях, в том числе к деятельности по предотвращению любых несчастных случаев на производстве с использованием принципов концепции «нулевого травматизма».
В чем состоит необходимость изменений?
Действующий профессиональный стандарт предусматривает только два варианта наименования должностей сотрудников службы охраны труда:
- специалист по охране труда;
- руководитель службы охраны труда.
Принимая во внимание разноплановую деятельность специалистов по охране труда, их обязанности и функциональные задачи, возникает необходимость расширения перечня возможных наименований должностей в зависимости от обобщенной трудовой функции.
В чем состоит необходимость изменений?
Подготовка проектов нормативных правовых актов о разработке и актуализации профессиональных стандартов с учетом современных цифровых технологий является одной из задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7).
Приказ Минтруда РФ от 18.06.2020 N 353Н
В Школе собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта.
Например, учителю русского языка стоит пройти программу Преподавателю математики – … Идея внедрения профстандартов в образование не нова — пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась.
В актуальной нормативной документации четко закреплено, что такое профессиональный стандарт педагога — это совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.
На сегодняшний день разработаны четыре профессиональных стандарта в области образования: педагога (учителя, воспитателя) — утвержден приказом Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г.;
Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог. Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв.
приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей.
Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.
Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:
- иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
- в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
Принципы применения профстандартов
В 2015 году был принят 122-ФЗ, заложивший основы для широкого внедрения профстандартов в следующем году. В соответствии с ним в Трудовой кодекс были введены статьи 195.2 и 195.3, разъясняющие порядок разработки и внедрения профстандартов. В частности, они закрепляли их обязательное применение для тех профессий, квалификационные требования к которым устанавливались действующем законодательством. Дополнительно было принято постановление Правительства №584 от 27.06.16, устанавливающее обязательный порядок применения профстандартов в организациях бюджетного типа, а также в компаниях, где доля владения государством составляла более 50%. В остальных ситуациях профстандарты носят добровольный характер и их использование оставлено на усмотрение работодателя. На практике они применяются для:
- Профилактики разногласий с представителями проверяющих инстанций, анализирующих корректность трудовой документации: Рострудом, ПФР, ФСС, а также ФНС.
- Документирования квалификационных требований к кандидатам и действующим сотрудникам. Это касается не только образования и опыта, но и практических и теоретических навыков, а также таких аспектов, как успешный медосмотр или прохождение инструктажа по охране труда.
- Введения требований к действующим работникам для повышения их уровня владения профессиональными компетенциями.
- Изменения организационной структуры и внесения изменений в трудовую документацию.
- Использования в административных и юридических спорах по трудовым разногласиям.
Внимание! Пока вместе с профстандартами актуальность сохраняют и квалификационные справочники ЕКС и ЕТКС. При возникновении противоречий между их положениями наниматель вправе сам выбрать предпочтительный документ.
Приказ Минтруда России № 354н от 18 июня 2020 г.
Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения
Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
A/01.6
Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации и предупреждения ее возникновения
A/02.6
Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности
A/03.6
B
Деятельность по планированию, организации и контролю за реализацией социальных услуг и мер социальной поддержки
Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки
B/01.7
Организация деятельности подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки
B/02.7
Контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки
B/03.7
Подготовка предложений по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения
B/04.7
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения
Код
Уровень квалификации
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Возможные наименования должностей
Специалист по социальной работе
Требования к образованию и обучению
Высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности
Требования к опыту практической работы
—
Особые условия допуска к работе
Отсутствие медицинских противопоказаний 3
Дополнительные характеристики
Особенности профессии
Социальный работник должен любить людей. Это первое требование, которое негласно выдвигают к специалистам. В обязанности такого сотрудника входит следующий перечень обязательных работ:
- анализ вверенного участка, выбор людей, нуждающихся в социальной помощи и защите (временно или на постоянной основе);
- работа с жалобами и обращениями населения, проверка информации, принятие решения по каждому отдельному заявлению;
- предоставление всех видов социальных услуг, информирование граждан об их правах и обязанностях;
- оказание помощи в получении правовых и других видов консультаций;
- доставка на дом продуктов питания, питьевой воды, медикаментов, а также других товаров. Соцработник может следить за порядком в доме людей, к которым прикреплен, готовить или разогревать пищу, доставлять готовую еду от родственников или из специальных столовых, оплачивать счета;
- помощь в оформлении заявлений и прошений на получение социальной помощи, льготных путевок, услуг;
- общение с социально незащищенными гражданами и их родственниками;
- оказание дополнительных услуг: первая медицинская помощь, психологическая поддержка и другие;
- ведение учетной и отчетной документации.
Соцработник должен иметь минимальные знания о медицине, быть отличным психологом, ведь его труд объединяет в себе основные черты этих профессий. Сегмент отличается высокой текучестью кадров, поэтому сотрудники всегда необходимы. Специалист взаимодействует с представителями правопорядка, волонтерскими организациями, разными группами педагогов и врачей.
Профессиональный стандарт позволяет трудоустроиться на должность соцработника людям с любым средним специальным образованием, либо со средним общим образованием при прохождении стажировки на месте работы.
Независимо от уровня образования в обязательном порядке нужно учиться оказанию первой медицинской помощи в рамках специального курса повышения квалификации. Его можно пройти дистанционно.
Как видно из требований к знаниям и умениям, несмотря на то, что профильное образование не требуется социальному работнику для трудоустройства в обязательном порядке, фактически его наличие важно для успешной работы.
Кроме того дополнительное профессиональное образование может повысить разряд и увеличить размер зарплаты соцработника.
Важно различать должность социального работника и специалиста по социальной работе. Это разные квалификации! Для специалиста требования к образованию более строгие.
Согласно профстандарту на должность специалиста по социальной работе принимается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности. Должностные обязанности у него также отличаются. Поэтому в случае отсутствия профильного образования необходимо пройти программу профессиональной переподотовки и получить диплом.
Повышение квалификации за счет организации
Социальные работники должны регулярно подтверждать и повышать свою квалификацию. Согласно федеральному закону работодатель обязан оплачивать курсы повышения квалификации, если от этого зависит выполнение непосредственных обязанностей сотрудника. Обучение может проходить в очной или дистанционной форме. Особенности повышения квалификации должны быть прописаны в трудовом договоре или в отдельном ученическом договоре. Следует обратить внимание на этот пункт, устраиваясь на работу. Для вас это шанс в дальнейшем продвинуться по карьерной лестнице, получить более выгодное место или избежать сокращения в критический момент, т.к. повышение квалификации учитывается в оценке ценности работника для организации во всех бюджетных учреждениях нашей страны.
Специальным документом, регулирующим деятельность соцработников, является профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н).
В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.
Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:
— среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;
Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.
Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:
До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.
Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно, что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.
Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.
В 2013 году Минтрудом был утвержден профстандарт 03.002, описывающий основные характеристики соцработника. Он состоит из четырех частей.
Первая часть дает общие сведения о должности соцработника. Перечислены цели профессии, вид экономической деятельности и группа занятий по классификаторам ОКЗ и ОКВЭД.
Вторая часть документирует функции, составляющие профессию соцработника. Общая функция — предоставление социальных услуг — разбивается на 5 более узких составляющих:
- социально-бытовые услуги;
- социально-медицинские;
- социально-психологические;
- социально-правовые;
- социально-экономические.
Третий раздел инструкции более подробно описывает данные обязанности. Перечисляются требования к уровню образования и опыта, требующиеся для квалифицированного выполнения этих функций. Также даются дополнительные условия для допуска к работе: успешное прохождение медосмотра и отсутствие судимостей.
Далее для каждой из пяти функций описывают:
- Трудовые действия.
- Нужные умения.
- Необходимые теоретические знания.
- Возможные дополнительные параметры.
Так, для функции оказания социально-психологических услуг трудовые действия включают проведение успокаивающих бесед и содействие в получении пациентом необходимых психологических консультаций. Для этого нужны умения поддерживать продуктивную беседу, выявляя при её проведении возможные патологии. Также требуются теоретические знания о возрастной психологии и медицинской этике. Дополнительные параметры включают обязанность соцработника соблюдать нормы конфиденциальности и медицинской этики.
Заключительная часть документа включает список организаций и ответственных лиц, участвовавших в его разработке.
Внимание! Для изложения должностных параметров, которые не упомянуты в профстандарте, используют трудовой договор и должностную инструкцию. Это касается трудовых льгот, полномочий, критериев ответственности за нарушения и т.д.