Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет начисления и уплаты налогов, пеней и штрафов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для отражения в учете признания доходами текущего финансового года доходов от предоставления права пользования активом следует использовать регламентный документ Списание доходов будущих периодов (раздел Услуги, работы, производство — Долгосрочные договоры, аренда).
Какой КВР и КОСГУ применить?
При применении бюджетной классификации учреждения госсектора руководствуются Указаниями, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания № 65н).
В Указаниях № 65н прямо не поименовано, на какой КВР относить расходы по условным арендным платежам. Однако, согласно разъяснениям специалистов Минфина России расходы по условным арендным платежам необходимо отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (смотрите, к примеру, Письмо Минфина России от 17.03.2016 № 02-05-10/14786, п. 2.7 Письма Минфина России от 10.08.2017 № 02-05-11/52212).
Относительно применения КОСГУ отметим следующее. Пунктом 3 раздела V Указаний № 65н прямо предусмотрено отнесение возмещаемых арендодателю (ссудодателю) коммунальных расходов на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ.
Однако, на вопрос, к какому КОСГУ отнести суммы возмещаемых арендодателю (ссудодателю) налогов (налога на имущество, земельного налога и т. д.), Указания № 65н ответ не дают.
В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ бюджетные учреждения обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Счет 0 209 40 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»
Названный счет включает в себя следующие аналитические счета:
Номер счета, наименование |
Вид доходов (поступлений) |
0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» |
Доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг, а также за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг |
0 209 43 000 «Расчеты по доходам от страховых возмещений» |
Поступления страхового возмещения от страховых организаций при возникновении страховых случаев |
0 209 44 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)» |
Доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу, в том числе ущерба по финансовым активам |
0 209 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия» |
Поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, не отнесенных на подстатьи 141 – 144 КОСГУ |
Бухгалтерские проводки при учете
Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Начислен налог на прибыль организации: | ||
● с доходов от продажи нефинансовых активов | 2.401.10.172 | 2.303.03.730 |
● с доходов от аренды | 2.401.10.120 | |
● с доходов от платных работ/услуг | 2.401.10.130 | |
● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений) | 2.401.10.180 | |
Уплачен налог на прибыль в бюджет | 2.303.03.830 | 2.201.11.610 |
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 — в зависимости от учетной политики предприятия) |
Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль
Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет — систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.
Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:
- наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
- особенностей исчисления суммы к уплате,
- уплаты налога.
Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:
- титульного листа (лист 01),
- листа 02,
- приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
- листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?
Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.
Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:
- обоснованы и экономически оправданы,
- подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
- возникли в рамках коммерческой деятельности.
Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.
Когда физическое лицо признается плательщиком налога?
Пунктом 1 статьи 185 НК установлено, что для целей налогообложения капитальным строением (зданием, сооружением), его частью (включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения в многоквартирных или блокированных домах, хозяйственные постройки), а также машино-местом, принадлежащим физическому лицу, признаются капитальное строение (здание, сооружение), его часть, а также машино-место (доли в праве собственности на указанное имущество).
Таким образом, жилые помещения у физического лица признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость, и, соответственно, в отношении указанных объектов физическое лицо обладает статусом плательщика налога на недвижимость (при наличии оснований в соответствии с законодательством, в частности в соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 185 НК, применяется освобождение от налога на недвижимость для физических лиц).
Алгоритм расчета налога на имущество
Для расчета имущественного налога можно воспользоваться несложным порядком действий:
- нахождение объектов для налогообложения,
- проверка наличия льгот на имущество,
- определение налоговой базы,
- определение ставки для расчета налога.
- расчет величины налога, которая будет удержана в пользу бюджета.
Какие именно объекты попадают в раздел налогообложения:
Все ОС любой российской компании и отраженные в бухгалтерском учете, как основные фонды. В это число входят объекты, переданные на временное использование, управление на доверии, в распоряжение и для совместной деятельности.
Главное правило для определения налоговой базы:
- среднестатистическая стоимость всех средств за год;
- среднестатистическая стоимость ОС за календарный год (налоговый период).
При возникновении объектов налогообложения, осуществлении операций, подлежащих обложению налогами, казенные учреждения могут выступать в роли как налогоплательщиков, так и налоговых агентов. В соответствии с Указаниями № 65н расходы по уплате налогов относятся на следующие КВР и подстатьи КОСГУ:
Вид налогового платежа
КОСГУ
Налог на доходы физических лиц*:
– с заработной платы работников и с пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни работника, выплачиваемого за счет средств работодателя
111 «Фонд оплаты труда учреждений»
211 «Заработная плата»
– с пособия по временной нетрудоспособности, выпла-
119 «Взносы по обязательному социальному страхованию
213 «Начисления на выплаты по оплате труда»
чиваемого за счет средств ФСС
на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»
– с иных выплат персоналу
112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»
212 «Прочие выплаты»
Налог на прибыль организаций
Налог на добавленную стоимость
Транспортный налог
852 «Уплата прочих налогов, сборов»
291 «Налоги, пошлины и сборы»
Налог на имущество организаций
Земельный налог
851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»
291 «Налоги, пошлины и сборы»
* Приведены КВР и подстатьи КОСГУ в отношении облагаемых НДФЛ выплат работникам, состоящим в штате учреждения. В целом расходы по уплате НДФЛ подлежат отражению по тем КВР и подстатьям КОСГУ, по которым отражается налогооблагаемый доход.
Как отразить налог на имущество в бухгалтерском и налоговом учете
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете начисление и уплату налога на имущество учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по налогу на имущество». Дополнительно ознакомьтесь, что облагается налогом на имущество организаций.
Ситуация: в состав каких расходов в бухгалтерском учете включить начисленную сумму налога на имущество?
Порядок бухгалтерского учета начисленных сумм налога на имущество законодательно не установлен. На практике используются два варианта:
- включение налога в состав прочих расходов (такой порядок раньше был предусмотрен пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33);
- включение налога в состав общехозяйственных расходов (такой порядок рекомендован в письме Минфина России от 19 марта 2008 г. № 03-05-05-01/16).
Отражение доходов от принудительного изъятия в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного (автономного) учреждения
В постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2022 № 11144/07 указано, что суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные обществом от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле ст. 162 НК РФ, поэтому обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат. Отметим, что при рассмотрении дел и вынесении решений арбитражные суды учитывают позицию Президиума ВАС РФ. Любое решение арбитражного суда, принятое вразрез с толкованием норм права Президиумом ВАС РФ, с большой долей вероятности может быть изменено или отменено вышестоящей судебной инстанцией.
Часто размер санкций (пени) определяется исходя из той или иной процентной ставки (например рефинансирования Банка России) за каждый день просрочки исполнения обязательств контрагентом. В этом случае, по нашему мнению, для упрощения бухгалтерского учета пени могут быть начислены исходя из наиболее ранней даты:
Налог на имущество: проводки
Все юридические лица, являющиеся плательщиками налога на имущество организаций, обязаны уплатить его по итогам налогового периода, т. е. календарного года (п. 1 ст. 379, п. 1 ст. 383 НК РФ). А если субъектом РФ установлены отчетные периоды, то в течение года необходимо платить авансовые платежи по налогу (п. 2 ст. 383 НК РФ).
Однако существует и другая точка зрения, которая заключается в том, что сумма налога должна быть отнесена к прочим расходам, а значит отражена по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») в корреспонденции с кредитом счета 68 (п. 11 ПБУ 10/99 ). Некоторые эксперты ратуют за такой порядок отражения в бухучете по той причине, что законодательно нигде не установлен источник средств, за счет которых должен быть уплачен налог на имущество. Если вам ближе этот вариант, не лишним будет закрепить его в учетной политике.
Отражение в учете переплаты по налогу на имущество
По акту сверки с ИФНС в 2022 году выявлена переплата по налогу на имущество. В бух.учете учреждения эта переплата отражена не была. Какие необходимо сделать проводки чтобы отразить эту переплату в бух.учете в 2022 году, для того, чтобы учесть ее при уплате налога на имущество?
Зачет переплаты в счет будущих платежей в данном случае следует отразить как исправительную запись по начислению налогов в соответствии с пунктом 18 Инструкции N 157н исправительной записью способом «Красное сторно». Данная операция оформляется справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен. В дальнейшем при перечислении налога на имущество сумму налога к уплате необходимо уменьшить на выявленную сумму переплаты.