Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё о Федеральной антимонопольной службе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конкуренция как экономическая категория. Конкуренция (лат. «concurrere» — сталкиваться, сбегаться) представляет собой особого рода экономические отношения (соперничество, борьбу) между участниками рынка, возникающие в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция выступает необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.
Некорректное сравнение
Зачастую участники рынка используют именно некорректное сравнение с целью получения преимуществ перед своими конкурентами. Необходимо отметить, что некорректное сравнение возможно как в отношении самого конкурента, так и в отношении его товаров, работ и услуг.
Закон «О защите конкуренции» называет примеры некорректного сравнения. Так, не допускается сравнение с использованием слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» без указания конкретных критериев сравнения, имеющих объективное подтверждение.
Также запрещается сравнение, которое основывается только на малозначительных фактах и содержит негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.
Как показывает практика, некорректное сравнение обычно сопровождается распространением ложных, неточных сведений о конкуренте или его товаре, работе, услуге.
Чаще всего некорректное сравнение содержится в рекламных роликах, буклетах и листовках, поэтому особое внимание нужно уделять контролю за рекламными акциями своих конкурентов. Своевременная реакция на акт недобросовестной конкуренции позволит пресечь нарушение, привлечь виновное лицо к ответственности, а также сохранить Вашу деловую репутацию.
Многие производители на своем сайте размещают информацию о товаре и указывают его характеристики как «самый лучший», «первый и единственный в мире» и т.д. при этом не указывают, на чем основан такой вывод. Данная информация также может быть признана фактом введения в заблуждение.
Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:
- проведения проверок;
- рассмотрения дел;
- выдачи предписаний;
- наложения административных взысканий;
- взаимодействия с правоохранительными органами.
Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
Монополия (греч. «monopolia» — продаю один) — экономическая категория, характеризующая определенную структуру рынка с преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего (приобретающего) товар, на который не имеется близких заменителей’. В экономической литературе такая структура рынка именуется абсолютной («чистой») монополией^.
В реальной экономической действительности существуют рыночные ситуации, характеризуемые различной степенью преобладания конкуренции и монополии. Данные типы рынков получили наименование «несовершенной» конкуренции (олигополия, монополистическая конкуренция)^.
В российском законодательстве отсутствует общее определение понятия «монополия». Термин «монополия» упоминается в нормативных актах применительно к наименованию особых субъектов, подвергающихся правовому регулированию, в частности к государственным и естественным монополиям.
Следует обратить внимание, что для права наиболее важное значение имеет нормативное регулирование именно определенного исключительного (привилегированного) положения субъектов рынка, которое дает субъекту особые преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с другими субъектами. Особый же статус субъекта рынка (как монополиста) является производным от упомянутого исключительного положения (и, следовательно, вторичным).
Антимонопольное законодательство использует правовую категорию, общий правовой режим «доминирующее положение» для регулирования и контроля различной степени монополизации рынков (от абсолютной монополии до монополистической конкуренции). Доминирующее положение в определенных сферах экономической деятельности также может дополнительно регулироваться посредством установления специальных правовых режимов (например, режимов естественной и государственной монополии).
Видами договоров купли-продажи являются:
1) договор розничной купли-продажи, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
2) поставка товаров;
3) контракт на поставку товаров для государственных нужд;
4) договор контрактации;
5) договор энергоснабжения, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии;
6) договор купли-продажи недвижимости, по которому продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество;
7) договор продажи предприятия, по которому продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.
Платежное поручение – документ, письменное распоряжение владельца счета обслуживающему его банку о перечислении определенной денежной суммы со счета его владельца на счет получателя средств в том же или ином учреждении банка. Платежное поручение выписывается на бланке строго установленной формы, в котором содержатся все необходимые реквизиты для совершения платежа. Федеральным законом «О Центральном банке РФ» установлены сроки безналичных расчетов. Общий срок не должен превышать в пределах субъекта РФ – 2 операционных дня; по всей территории РФ – 5 операционных дней.
Расчеты платежными поручениями применяются при:
1) перечислении денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
2) осуществлении предоплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
3) перечислении денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
4) перечислении денежных средств в целях возврата, размещения кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;
5) перечислении денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
Банк несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения, если это повлекло неправомерное удержание, то он уплачивает проценты за пользование чужими денежными средствами. Размер процента определяется существующей в месте нахождения банка учетной ставкой банковского процента.
Недобросовестная конкуренция – любые действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Эти действия осуществляются хозяйствующими субъектами и противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и разумности, справедливости, а также могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Признаки недобросовестной конкуренции:
1) может осуществляться только активными действиями, т. е. бездействие исключает недобросовестную конкуренцию;
2) целью данных действий является получение преимуществ;
3) в результате этих действий могут быть причинены убытки или нанесен ущерб деловой репутации конкурентов;
4) указанные действия будут считаться правонарушением, если они не только нарушают действующее законодательство, но и обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение относительно характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средств индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции»).
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Решение антимонопольного органа о нарушении данного положения в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку.
Виды недобросовестной конкуренции
1. Нарушение конкуренции в виде дискредитации (ст. 14.1 Закона о конкуренции).
Дискредитация представляет собой распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:
- качества и потребительских свойств товара, иных его потребительских свойств;
- количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, условия, определяющие его спрос;
- условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.
Дискредитация имеет своей целью подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения ненадлежащей информации, в число которой входит и неполная информация о конкуренте, его товарах и услугах.
Следует иметь в виду, что не всякое распространение не соответствующих действительности сведений, дискредитирующих другой хозяйствующий субъект, может быть признано актом недобросовестной конкуренции, а лишь такое, которое непосредственно способно оказать влияние на конкуренцию, то есть непосредственно предоставить лицу, распространившему информацию, преимущества над конкурентами и причинить им вред.
Можно выделить три признака рассматриваемой формы недобросовестной конкуренции:
- распространение информации;
- ее недостоверность (ложность, неточность, искаженность);
- причинение вреда (ущерба деловой репутации).
Конкуренция — это взаимоотношения между участниками экономики, которые выражены в виде борьбы, соперничества по поводу производства материальных благ и их обмена. Она необходима для эффективного развития и существования предпринимательской деятельности.
Положительными последствиями рассматриваемого явления считаются:
- Развитие инициативности хозяйствующих субъектов. Это стимулирует производство, повышение качества продукции (работ, услуг) и подъем экономики в целом.
- Распределение товаров, работ, услуг в те места, где в них больше всего нуждаются. При отсутствии конкуренции субъекты экономики насыщали бы только наиболее благоприятные рынки сбыта.
- Направление ресурсов на изготовление самых востребованных потребителем продуктов.
- Защита предпринимателей от возможной криминализации рынка конкурентами, использования ими недобросовестных методов борьбы за место на нем.
При этом наряду с позитивными результатами конкуренция порождает и отрицательные, которые могут дестабилизировать экономику:
- Конкуренция легко может нарушить созданную стабильную ситуацию на рынке.
- Каждый участник предпринимательских отношений так или иначе всегда стремится к монополизации своего сегмента, что влечет ограничение возможности новых участников по выходу на рынок сбыта.
- Желание увеличить прибыль толкает хозяйствующие субъекты к таким методам конкуренции, которые будут не развивать рынок, а тормозить его (например, промышленному шпионажу, недобросовестной рекламе, распространению ложных сведений).
По смыслу толкования Закона о конкуренции лицами, имеющими право совершать конкурентные действия, являются хозяйствующие субъекты. При этом отдельные физические лица, не имеющие отношения к какому-либо хозяйствующему субъекту, а также государственные и муниципальные органы или их должностные лица не могут выступать в этом качестве.
К хозяйствующим субъектам в широком смысле этого определения относятся:
- В силу п. 5 ст. 4 Закона о конкуренции:
- коммерческие организации;
- некоммерческие предприятия, занимающиеся доходной деятельностью;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, получающие доход от своего профессионального труда, требующего получения лицензии, проведения государственной регистрации или членства в саморегулируемых организациях (например, нотариусы, оценщики).
- Согласно п. 6 ст. 4 Закона о конкуренции, хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги (кредитные и микрофинансовые организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и т. п.).
- Отдельно ст. 9 Закона о конкуренции в качестве участников конкуренции выделяются группы лиц, члены которых могут влиять и контролировать друг друга. Возможные основания объединения отдельных лиц в единый экономический субъект для целей соблюдения антимонопольного законодательства изложены в той же статье. Например, такой группой являются организация и ее исполнительный орган (как физическое, так и юридическое лицо) либо гражданин (хозяйствующий субъект) и его родственники (супруги, дети и др.).
Варианты ответственности за нарушения в сфере антимонопольного законодательства определены в ст.37 Закона. Он предусматривает возможность несения административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
Следует отметить, что большая часть правонарушений, связанных с конкуренцией являются административными, а, следовательно, приводят к административным наказаниям. Такой их численный объем объясняется в первую очередь тем, что уголовная ответственность для юрлиц российским законодательством не предусмотрена.
Состав административных правонарушений и возможная ответственность по ним закреплены в статьях КоАП РФ. Главным основанием для привлечения к ответственности согласно Кодексу могут стать различные нарушения в сфере материального права, которые отображены в ФЗ № 135 и прочих актах, которые затрагивают антимонопольную тему. Он предусматривает два вида наказаний:
- Наложение штрафа.
- Объявление дисквалификации.
Принят закон об антимонопольном комплаенсе
05.03.2020
Примерное время чтения: 3 мин.
Елена Соколовская
Юридическая сообщает об изменениях в области антимонопольного комплаенса.
1 марта 2021 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»[1], касающийся организации хозяйствующими субъектами системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – «Закон»). Закон вступает в силу 12 марта 2021 г.
Закон вводит понятие и основные элементы антимонопольного комплаенса.
Ниже приведены ключевые нововведения и оценка их возможного влияния на деятельность компании.
Положения и трактовки
В 2009 году ФАС России признала ООО «Газпромнефть» злоупотребившей своим монопольным положением на рынке. Суд обязал компанию выплатить штраф в размере 4,7 млрд. рублей.
Навигация по статье
- Все о защите конкуренции
- Федеральный закон 135-ФЗ
- Статья 17 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ
- Статья 9 закона о защите конкуренции 135-ФЗ
- Статья 11 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ
- Статья 10 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ
- Статья 4 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ
- Ограничение конкуренции по 44-ФЗ
- Ограничение конкуренции по 223-ФЗ
- Глава 8 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ и другие основания применения санкций
О живительном воздействии конкуренции на экономику страны и потребительский рынок, вероятно, знают все. Польза этого распространённого и столь же древнего, как сама хозяйственная деятельность явления, кажется очевидной. Однако, несмотря на естественность этого глобального процесса, он во всех странах нуждается в защите государства подобно памятникам культуры или редким представителям флоры и фауны. В Российской Федерации организационно-правовыми основами защиты конкуренции служат несколько правовых актов, в числе которых Федеральный закон №135-Ф. О функциях и механизмах, предусмотренных этим документом и описанных в основных его статьях, будет рассказано ниже.
В экономической системе существует два базовых вида конкуренции: совершенная и несовершенная. Первая представляет собой теоретическое построение, идеал. Эта модель используется при разработке методологии анализа прочих рыночных структур. Несовершенный тип представляют монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. По определенным действиям эти виды не отличаются, однако они обладают рядом специфических черт.
Монополия, например, представлена на рынке обычно одной компанией, имеющей достаточно крупные размеры. Для успешного ее функционирования необходимо постоянное поддержание уникальности. Олигополию формируют несколько компаний, имеющих возможность договориться о совместном влиянии на состояние рынка. В качестве одной из ключевых целей выступает соблюдение стабильности на фоне поддержания заданного уровня доходности. Под монополистической конкуренцией понимают такую модель, при которой каждая компания не обладает существенным влиянием на состояние рынка. Соответственно, субъекты действуют согласно своим возможностям.
На 2021 год основным законодательным актом, который регулирует вопросы, связанные с защитой основ конкуренции, является ФЗ № 135, вступивший в силу в июле 2006 г.
Анализируя текст документа, можно выделить следующие группы правонарушений антимонопольного характера:
- Нарушения запретных правовых норм. Примером может служить нарушение запрета, который предписывает хозяйствующим субъектам не пользоваться своим монопольным положением.
- Отказ лица от исполнения своих обязанностей. Субъектами данных правонарушений становятся и просто физические лица, и федеральные структуры, и муниципальные органы.
- Злоупотребления в области субъективного права. Самая спорная в данной связи категория правонарушений. Юристы до конца не определились действенна ли она в отношении антимонопольного закона. В определенной мере под нее подпадает ст.10.
- Превышение должностных полномочий. Этот вид правонарушений касается в первую очередь действий ФАС, когда антимонопольная служба делегирует муниципальным структурам определенные полномочия, не имея на это прав.
Исходя из представленных групп правонарушений, в антимонопольном законодательстве оформились соответствующие виды юридической ответственности.
Субъекты и основания ответственности
Если рассматривать ФЗ, то можно отметить, что субъектный состав правонарушений в антимонопольной сфере очень обширен и неоднороден. Среди основных субъектов можно выделить следующие группы:
- Федеральные и муниципальные органы власти.
- Должностные лица, которые занимают посты в Федеральных и муниципальных властных структурах.
- Государственные и внебюджетные фонды и отдельно должностные лица, занимающие в них определенные посты.
- Юридические лица, в том числе и некоммерческие организации.
- Физические лица.
Поводом для предъявления обвинений указанным лицам и последующих судебных разбирательств могут стать нарушения следующих обязанностей, установленных Законом:
- Необходимость выполнять решения и предписания ФАС.
- Обязанность предоставлять в антимонопольные органы запрашиваемую информацию, в том числе и ту, которая является коммерческой, служебной и пр. тайной, и должна охраняться по закону.
Если какое-либо лицо считает, что его права в антимонопольной сфере были нарушены, то оно имеет право составить и подать исковое заявление в суд. Учитывая, что дела касаются, чаще всего, юридических лиц и ИП, следует обращаться в Арбитражный суд. Исковые заявления такого плана могут содержать в себе требование о возмещении понесенных убытков (сюда же включают сумму упущенной выгоды); о восстановлении утраченных прав; о возмещении вреда, который был причинен имуществу истца.
Преимущества и недостатки конкуренции на рынке
Для общества в целом, конкуренция – положительное явление. Она:
- стимулирует развитие научно-технического прогресса, тем самым улучшая качество жизни населения;
- заставляет производителей быстро реагировать на запросы потребителей: расширять ассортимент, улучшать качество товаров, искать пути снижения себестоимости;
- формирует справедливые рыночные цены в противовес грабительской ценовой политики монополистов;
- предупреждает развитие дефицита товаров и услуг.