Ответственность за неэффективное использование бюджетных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неэффективное использование бюджетных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.

Комментарии к ст. 15.14 КОАП РФ

1. Данная статья во многом повторяет ст. 289 БК РФ в части ответственности должностных лиц (в БК — руководителей) за нецелевое использование бюджетных средств.

2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

3. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. На основании сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в установленной форме уведомление о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью. Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств (см. гл. 24 Бюджетного кодекса РФ). Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.

4. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов. Порядок создания и использования средств этих фондов определяется в соответствии с БК РФ законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими деятельность государственных внебюджетных фондов, положениями о них, законами о бюджетах указанных фондов.

Государственные внебюджетные фонды создаются для финансового обеспечения расходов на обязательное социальное страхование, система которого основана на Федеральном законе от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп.), а виды такого страхования регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.) и Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

5. Субъектом указанного правонарушения могут быть как должностные лица организаций — получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.

6. С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

7. Дела о правонарушении, предусмотренном данной статьей, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) и инспектора Счетной палаты РФ (п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 5 ст. 28.3).

8. Если расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, то должностное лицо получателя бюджетных средств привлекается к уголовной ответственности по ст. 285.1 УК РФ.

Статья 285.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.

Законодательство четко разделяет виды нецелевого расходования бюджетных средств. Среди основных:

  • Незапланированные траты. Все транзакции должны осуществляться в рамках бюджетного плана, утверждаемого в начале каждого года;
  • Преждевременная оплата. Перевод денег должен иметь определенные документальные, фактические обоснования. Например, в договоре, заключенным с подрядчиком по итогам тендера, указывается, когда, в каком размере, форме, осуществляется оплата за поставленные отвары, оказанные услуги. Ни один чиновник не вправе нарушить правила, прописанные в контакте, например, перевести предоплату.
  • Чрезмерная оплата. Согласно законодательству, при выборе контрагента чиновники должны выбирать компанию с лучшим ценовым предложением. Если в результате проверки выявляется факт покупки товаров услуг по ценам, превышающим среднерыночные, в отношении чиновника, допустившего нарушение, будет возбуждено уголовное дело;
  • Оплата ненадлежащему лицу. Перевод денег должен осуществляться исключительно правомочному кредитору. Например, нельзя платить за коммунальные услуги подрядчику, не способному их оказать (например, оплата за дизайнерские услуги строительной компании).
  • Покупка непрофильных товаров. Каждая государственная структура действует в рамках полномочий, направленных на решение определенных задач. Все производимые тендерные закупки должны выполняться в соответствии с основной деятельностью, иначе они могут быть расценены, как нецелевое использование бюджета.

Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

В соответствии с п. 1 ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (п. 1 ст. 29.6 КоАП).

Органом, ответственным за исполнение федерального бюджета, является Минфин России (ст. 164 БК РФ). Следовательно, рассматривать дела об административных правонарушениях по результатам ревизий бюджетных учреждений вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, ответственного за исполнение федерального бюджета, их заместители (пп. 3 п. 2 ст. 23.7 КоАП). А в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП при длящемся административном правонарушении срок вынесения постановления по делу об административном правонарушении настоящей статьи начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся следует признать то правонарушение, при котором противоправное деяние совершается непрерывно в течение более или менее продолжительного периода времени.

Читайте также:  Ограничения и запреты для государственных служащих

Длящееся правонарушение характеризуется длительностью противоправного поведения (состояния), которое продолжается в течение всего времени с начала правонарушения и до его прекращения и связано с тем, что возложенная на лицо обязанность в течение определенного (зачастую достаточно длительного) периода времени не исполняется. При таких раскладах вас могут разве что уволить, но и это еще вопрос, поскольку может стать предметом обжалования в суде, а юридически пока что ваша вина не установлена. Вам необходимо подать письменное заявление в котором в хронологическом порядке изложите ситуацию а так же все доводы вашей непричастности и правоты в сложившейся ситуации с приложением копий всех документов которые могут подтвердить ваши доводы и правоту. Данное заявление подайте в двух. экз. один из которых с входящим номеров храните у себя. В случае если на вас всетаки наложат взыскание подавайте заявление в суд. Интересен другой пример неприменения судами ст.

Комментарий к Ст. 285.1 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления (состав является специальной нормой по отношению к ст. 285 УК) предполагает деяние в виде действия: расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере (примечание к ст. 285.1 УК).

Нецелевой характер расходования возможен через нарушение правила адресности бюджетных трат, закрепленного бюджетным законодательством.

2. Преступление окончено с момента нецелевого расходования, т.е. списания денежных средств с соответствующего счета.

Виды нецелевого использования бюджетных средств

Нецелевое использование возможно в следующих случаях:

  1. Незапланированные расходы. Данный пункт является формальным и состоит в точном соответствии произведенных затрат утвержденному вначале года бюджетному плану.
  2. Преждевременная оплата. Любые затраты должны иметь обоснование. В части заключенного по итогам тендера государственного контракта следует обратить внимание на сроки оплаты за работы или услуги. В этой части государственная структура не вправе производить оплату в нарушение оговоренного графика. Это в полной мере распространяется на оплату не оказанных услуг и неполученного товара. В этой связи также не допускается заключение и последующее исполнение государственного контракта на условиях предоплаты.
  3. Чрезмерная оплата. Государственный или муниципальный орган приоритетно должен избирать поставщика с наименьшим ценовым предложением. При таких обстоятельствах, обязательным условием конкурса на поставку товара должна быть именно цена договора. Заключение и оплата работ, стоимость которых превышает среднерыночную может свидетельствовать о нецелевом и необоснованном расходовании бюджетных средств.
  4. Оплата неуполномоченному лицу. Даже после реального получения работ (услуг) государственной структуре следует крайне внимательно проводить оплату полученного. Оплатить счет необходимо исключительно правомочному законному кредитору. В данной части актуален вопрос о принятии договора цессии и произведении оплаты новому кредитору. Подобный договор нуждается в тщательной проверке, поскольку в случае его ничтожности возможно инициирование вопроса о нецелевом расходовании бюджетных средств. Кроме того, этот же пункт распространяется на оплату услуг компании, которая неспособна их оказать. Например, нецелевой может быть признана оплата за юридическую помощь строительной фирме.
  5. Приобретение не профильных товаров. Ввиду того, что каждый государственный орган имеет цель и задачи своей роботы, приобретение каких-либо товаров / работ / услуг должно в полной мере соотносится с такими целями. В этой связи следует отметить, что в данном случае нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при запланированных тратах на ненужные товары.

Вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств рассматривается в каждом случае самостоятельно. Поэтому приведенный перечень ситуаций очевидно не является окончательным.

Комментарий к Ст. 15.14 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.

В ч. 2 данной статьи предусматривается ответственность должностных лиц и юридических лиц за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов.

2. Субъектом указанного правонарушения могут быть как должностные лица организаций — получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

Ответственность за нецелевое использование денежных средств

Нецелевое использование денежных средств – это их расходование на цели, не соответствующие основаниям и условиям получения, которые установлены нормативно-правовым актом, уставом юридического лица, бюджетом, сметой, договором или иным документом обязательного характера действия.

Виды ответственности за нецелевое использование денежных средств:

  1. Гражданско-правовая – если речь, например, идет о нарушении условий договора (контракта, соглашения), и (или) ответственность вытекает из причинения вреда (материального ущерба).
  2. Административная – при наличии состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, например, ст. 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств).
  3. Уголовная ответственность – например, по ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств) или ст. 285.2 (нецелевое расходование средств ПФР, ФФОМС, ФСС РФ).
  4. Дисциплинарная – если речь идет о проступке, который связан с исполнением трудовых функций.

Наиболее серьезная (уголовная) ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных денег в крупном размере (от 1,5 млн рублей). Однако любое нецелевое расходование средств может повлечь уголовную ответственность, если является, например, хищением, серьезным злоупотреблением полномочиями, их превышением или сопряжено с подделкой документов.

В судебной практике наиболее часто встречаются две категории нецелевых трат:

  1. Расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
  2. Нецелевое использование денежных средств управляющей компанией, ТСЖ, СНТ и другими подобными организациями.

Рассмотрим эти две ситуации подробнее.

Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.

В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.

Махинации с выплатами зарплат

Совершая финансовые нарушения в бюджетной сфере труда, нечистые на руку чиновники присваивают огромные суммы. Причем средства выводятся под видом ошибок системы или переплат сотрудникам.

Чаще всего для незаконного обогащения используются следующие способы:

  • неправомерные надбавки и доплаты к фиксированной ставке;
  • завышение заплаты в обход стажа и трудовых нормативов;
  • незаконные выплаты субсидий;
  • компенсации, непредусмотренные регламентом (возможны выплаты как за физический, так и за моральный вред);
  • премии за успехи в работе.
Читайте также:  Безопасная налоговая нагрузка за 2021 год: показатели от ФНС

Отдельного внимания заслуживают нарушения в руководящей сфере. Так, начальники нередко назначают себе различные доплаты и премии, используя бюджетные средства. Например, деньги могут быть выделены для премирования наиболее усердных работников, но на практике они распределяются между директором и главным бухгалтером. В данном случае налицо прямое нарушение статьи 22 ТК РФ.

Бюджетный фонд оплаты труда состоит из зарплат, премий, надбавок и т. д. При этом размер оклада должен определяться в зависимости от должности и личных заслуг сотрудника. Например, зарплата начальника должна быть не большей, чем 5 окладов среднестатистического работника компании. В случае переплаты руководитель нарушает действующее трудовое законодательство.

К неправомерным выплатам также относится следующее:

  • неверный расчет заработной платы, когда сотрудник получает в несколько раз больше, чем ему полагается;
  • начисление премий за работу в праздники и выходные;
  • ошибки при расчете надбавок для лиц, работающих на вредных объектах или в условиях крайнего Севера;
  • начисление поощрительных выплат за вымышленные заслуги.

Таким образом, в большинстве случаев неправомерные выплаты связаны с намеренным завышением зарплаты. Однако иногда незаконная надбавка может произойти по ошибке.

Могут ли бюджетные меры принуждения за нецелевое использование бюджетных средств применяться в отношении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств?

Разъяснения по данному вопросу приведены в Письме Минфина России от 10.06.2014 N 02-10-11/27990. Сообщается, что главные распорядители (распорядители) бюджетных средств исходя из полномочий, предусмотренных ст. 158 БК РФ, составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета, обеспечивают соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В связи с этим главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут допустить только нарушение процедур, определенных в целях реализации указанных полномочий, за неисполнение которых предусматривается административная ответственность по ст. ст. 15.15.3 — 15.15.6, 15.15.9, 15.15.11, 15.15.14, 15.15.15 КоАП РФ и (или) выносится предписание о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Таким образом, в ходе реализации должностными лицами полномочий главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств нецелевое использование бюджетных средств не допускается.

Также в Письме отмечается, что Минфином России ведется работа по внесению поправок в БК РФ, предусматривающих применение п. 1 ст. 306.4 БК РФ только к получателям бюджетных средств.

Другой комментарий к Ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные Бюджетным кодексом РФ.

2. Под бюджетными средствами понимаются денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, социальной защиты населения, развития рыночной инфраструктуры, обеспечения охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов и в других сферах социально-экономической, политической жизни.

3. Бюджетное финансирование носит строго целевой характер.

Формами бюджетного финансирования могут быть дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ассигнования, бюджетный кредит.

4. Объективная сторона характеризуется активным действием и выражается в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

5. Под получателем бюджетных средств понимается бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

6. Бюджетное учреждение — организация, учрежденная органами исполнительной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

7. По юридической конструкции правонарушение образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента факта нарушения использования денежных средств не в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, уведомлением, сметой доходов или расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

8. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла. Лицо знает, сознает, что использует бюджетные средства не по назначению, и желает этого.

9. Субъектом правонарушения выступает юридическое лицо — получатель бюджетных средств, а также должностное лицо.

Какое наказание грозит правонарушителю

Нецелевое расходование денег государства наказывается в зависимости от тяжести совершенного злодеяния. Если его квалифицировали как «небольшой тяжести», то преступник может получить одно из наказаний (либо несколько):

  • штраф в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей или лишение дохода в течение 1-2 лет;
  • принудительные работы максимум на два года, с лишением права на работу в определенных сферах деятельности и на некоторых должностях, либо без этого лишения;
  • арест не более, чем на шесть месяцев;
  • тюремное заключение на два года (или меньше) с лишением права на определенные виды деятельности, если суд сочтет это дополнение необходимым.

Квалифицирование выявленных нарушений в качестве нецелевого или неправомерного использования бюджетных средств довольно распространено.

В статье мы приведем обзор арбитражной практики по вопросам нецелевого и неправомерного использования средств. Отвлечение средств субсидии с последующим восстановлением. Суть спора. Управлением Федерального казначейства по Новгородской области проведена плановая выездная проверка в МБУ «Административное управление городским хозяйством» на предмет соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации».

По результатам проверки контрольным органом установлено: учреждением допущено нецелевое использование средств, выразившееся в том, что расходы, предусмотренные законодательством за счет бюджета Новгородской области (дорожные фонды), оплачены за счет средств федерального бюджета с последующими восстановлением и нарушением условия соглашения в части невыполнения работ в сроки, установленные графиком. Не согласившись с выводами контрольного органа, учреждение обратилось в суд (Постановление Четырнадцатого арбитражного суда от 03.07.2023 № А44-12001/2018). Позиция суда. При принятии решения суд исходил из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. В силу п. 3 ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в силу п.

Читайте также:  Удостоверение по электробезопасности

2.3.1 соглашения о представлении бюджетных средств получатель средств обязуется расходовать субсидию на цели, предусмотренные соглашением, с указанием кода классификации операций сектора государственного управления (код КОСГУ) в соответствии с направлениями расходования, сроками предоставления субсидии. В приложении 1 к соглашению перечислены КБК 803040906101R1100464530 и 803041211002R1100464530.

Согласно п. 3.2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, действовавших

Средства бюджета потрачены неверно

Что считается нецелевым использованием бюджетных средств?Обратимся к пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. Здесь сказано, что учреждение осуществляет операции по расходованию средств согласно бюджетной смете.Показатели сметы формируются в разрезе кодов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).Нецелевое использование средств — это расходование средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным сметой доходов и расходов (а также утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях либо иным правовым основанием их получения).

Основание — статья 289 Бюджетного кодекса РФ.Иными словами, использованием бюджетных денег не по целевому назначению считаются:— использование средств на цели, не предусмотренные сметой;— расходование средств не по тому коду экономической классификации (коду статей КОСГУ), по которому было произведено финансирование (то есть перераспределение средств с одной статьи на другую).Дополнительно отметим: Методические рекомендации по применению КОСГУ приведены в письме Минфина России от 21 июля 2009 г.

№ 02-05-10/2931. Они сформированы в развитие Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н.Административная ответственностьАдминистративная ответственность за данное нарушение установлена статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Эта статья предусматривает штрафы:— для учреждения — в размере от 40 000 до 50 000 руб.;— для должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 руб.Помимо административной ответственности к учреждению могут быть применены санкции за нарушение бюджетного законодательства, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ.

А именно: изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (ст. 289 Бюджетного кодекса РФ).Уголовная ответственность за нецелевое использование средствЗа использование бюджетных средств не по целевому назначению предусмотрена уголовная ответственность (ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ).

За данное деяние, совершенное в крупном (от 1 500 000 до 7 500 000 руб.) размере, к виновному должностному лицу применяется одна из следующих мер: штраф в сумме от 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от одного года до двух лет; арест на срок от четырех до шести месяцев; лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.Если речь идет об особо крупном (7 500 000 руб.

и более) размере или если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору, то наказание строже. В частности, штраф составит от 200 000 до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до пяти лет.

Кто может привлечь учреждение к административной ответственностиПо

Обжалование выводов контролирующих служб

Зачастую позиция проверяемого учреждения не совпадает с мнением уполномоченных надзорных органов по вопросу законности расходования средств. Оспаривание выводов контрольной службы допускается как в досудебном порядке, так и непосредственно в суде. Первый прописывается обычно в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов финансового надзора.

В частности проверяемая организация может представить письменные возражения на решения контролирующих служб не позднее 5 дней (рабочих) с даты получения заключения. В своем заявлении учреждение должно указать конкретную страницу акта, с которым не согласно. Кроме этого, в возражении приводятся статьи законодательства, доказывающие правоту организации. Замечания можно также оформить таблицей. В одной колонке будут излагаться выводы контролеров, а в другой — позиция проверяемой организации. Если же это не даст эффекта, дело будет разбираться в судебном порядке.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Что такое нецелевое использование бюджетных средств? Нецелевое расходование бюджетных средств – это, прежде всего, нарушение бюджета.

Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определил, что нецелевое использование бюджетных средств – это такое направление средств бюджета в бюджетной системе России и оплата денежных обязательств, цель которых не соответствуют частично или полностью целям, которые определены законом и отображены в следующих документах:

  • решение о бюджете;
  • сводная бюджетная роспись;
  • бюджетная роспись;
  • бюджетная смета;
  • договор (соглашение) или другой документ, являющийся правовым основанием для предоставления вышеуказанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Каждая статья расходов, которая входит в состав бюджетной росписи, имеет конкретное предметно-целевое назначение, называемое «классификацией расходов бюджетов».

Все статьи расходов имеют строго обязательный характер, они не подлежат произвольному изменению (требования сметно-бюджетной дисциплины, которую определило бюджетное законодательство).

Учреждение, которое получило финансирование из бюджета, должно использовать поступающие средства в строгом соответствии как с их размером, так и с их целевым назначением.

Ответственной за надзор и постоянный контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, средств федерального бюджета, материальных ценностей, которые находятся в федеральной собственности, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Анализ материалов контрольных мероприятий данной службы позволил различать всевозможные методы нецелевого использования бюджетных средств:

  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые не предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности на данный финансовый год;
  • использование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны покрывать средства, поступающие из других бюджетов;
  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны оплачиваться за счет денег из внебюджетных источников;
  • использование бюджетных средств для оплаты работ и услуг, которые не связаны с основной деятельностью бюджетного учреждения — для оказания финансовой помощи другим коммерческим организациям либо на их создание, для оплаты расходов иного юридического лица;
  • расходование бюджетных средств для оплаты коммунальных услуг, которые были осуществлены сторонними потребителям (например, арендаторами) без должного возмещения этих расходов;
  • использование бюджетных средств для финансирования различных строительных объектов, по которым в установленном порядке финансирование не предусмотрено, поскольку они не включены в перечень строек и объектов, указанных в проектно-сметной документации;
  • использование субсидий и субвенций с нарушением условия их предоставления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *