Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2013 году власти постановили, что не все могут применять единый налог на вмененный доход. Запрет получили фирмы, где доля участия других организаций составляет больше 25%. Исключение: фирмы, где среднесписочная численность инвалидов среди работников составляла 50 и более процентов. Или фирмы, имеющие уставной капитал на 100% состоящий из вкладов общественных организаций инвалидов.

Особенности сферы грузоперевозок

Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:

  • сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
  • амортизация;
  • расходы на бензин;
  • зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
  • расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
  • оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
  • страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
  • страховка автомобилей;
  • налоги и другие обязательные платежи.

Сведём в таблицу все данные, которые рассчитали выше для спецрежимов.

Таблица. Сравнение фискальной нагрузки на разных режимах для грузоперевозок (в рублях)

Налог Взносы Всего
Организация
УСН Доходы 540 000 550 000 1 090 000
УСН Доходы-расходы 975 000 550 000 1 525 000
ИП
УСН Доходы 540 000 770 211 1 310 211
УСН Доходы-расходы 959 218 655 211 1 614 429
Патент 135 000 635 211 770 211

Иные обязательные документы по грузоперевозкам

В дополнение к путевому листу водитель должен иметь:

  • Водительское удостоверение.
  • Паспорт транспортного средства.
  • Страховой полис об обязательной автогражданской и другой добровольной ответственности.
  • Договор о трудоустройстве к ИП в качестве водителя-экспедитора. Допускается предъявление копии договора. При отсутствии договора необходимо иметь доверенность на право управления транспортом.
  • Товарно-транспортная накладная (ТТН), если осуществляется перевозка грузов ИП или юридического лица. В документе отражаются реквизиты сторон, места отправки и приема груза, характеристика перевозимого товара, вес и другие дополнительные данные. Может служить основанием для оприходования груза.
  • Транспортная накладная (ТН). Подтверждает правомочность грузоперевозки, содержит только транспортный раздел. Документ содержит особые отметки грузоотправителя.
  • Поручение экспедитору, устанавливающее перечень услуг.
  • Экспедиторская, складская расписка, доверенность на груз.
  • Разрешение на транспортировку груза с особыми характеристиками – негабаритного, опасного товара.

В комплект водителя входят другие сопроводительные документы, определяемые видом перевозимого груза. При перевозке продуктов необходим санитарный паспорт, животных – ветеринарный паспорт, спиртосодержащей продукции – справка к ТТН и другие документы.

Использование онлайн-касс

Онлайн-кассы, несомненно, займут достойное место в ведении бизнеса. Данное нововведение позволит налоговым органам в режиме online получать актуальную информацию о совершённой торговой операции. Для онлайн-кассы требуется несколько иное оснащение:

  • нет необходимости в ЭКЛЗ;
  • нет нужды в фискальной памяти;
  • обязателен фискальный накопитель.

Фискальный накопитель представляет из себя сменный блок, который служит хранилищем, защитой, передатчиком информации в налоговые органы. После того, как фискальный накопитель будет заполнен – его придётся заменить. Каждый экземпляр в обязательном порядке необходимо регистрировать в ИФНС электронно.

Разработчики онлайн-касс заявляют о несомненных преимуществах их использования:

  • налоговые органы в режиме онлайн видят деятельность организации или индивидуального предпринимателя и, если актуальная информация подаётся достоверно – вероятность проведения проверок сведена к минимуму;
  • онлайн-кассы по совокупным затратам на приобретение и обслуживание имеют преимущество перед ККТ, использующейся в настоящее время.

Как рассчитать ЕНВД по грузоперевозкам, мы разобрались. Но важно также не забыть, что по результатам квартала предприниматель обязан подать декларацию в контрольные органы и оплатить налог. Если сотрудников нет, то ИП сдает отчеты по упрощенной схеме – только в ФНС, и только декларацию по вмененному доходу. При этом ему не обязательно регистрироваться в телекоммуникационных каналах связи, а можно прийти лично и сдать ее.

Если сотрудники есть, то кроме налоговых органов нужно посетить ПФР и ФСС. Имея помощников, ИП уже вряд ли обойдется без бухгалтера, потому как бумажная и иная работа возрастает.

Отчетность важно сдать до 20 числа месяца, следующего за отчетным. А произвести оплату нужно до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Стыкуем законодательные нормы

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 3 и 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Автомобильный транспорт подлежит государственной регистрации, порядок проведения которой определен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938. Согласно п. 2 этого документа все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД.

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора.

Допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Следовательно, на режим в виде ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов, при одновременном соблюдении двух условий:

  • транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено);

  • собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.

Льготы по УСН при переходе с ЕНВД в 2022 году

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.

Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.

Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.

Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

Читайте также:  Регистрация автомобиля в ГИБДД и постановка на учет в 2023 году

НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.

Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…

Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

УСН – доходы

Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

УСН – доходы минус расходы

Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

  • УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.

У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

Для этого нужно документировать все покупки и траты.

Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

  • Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
  • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?

Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.

Специальные налоговые режимы 2022

Плюсы:

  • освобождение от уплаты ряда налогов;
  • возможность существенного уменьшения начисленного налога;
  • упрощенные учет и отчетность;
  • возможность совмещения режимов;
  • возможность «гибкого» подхода к периоду применения (для ЕНВД).

Об особенностях раздельного учета при ЕНВД читайте в статье «Особенности совмещения режимов ЕНВД и УСН одновременно».

Минусы:

  • необходимость отслеживания пределов ограничений для применения системы;
  • необходимость уплаты налога, установленного системой, даже при убыточной работе (для ЕНВД и УСН «доходы минус расходы»);
  • необходимость отчетности и платежей по ряду других налогов, от которых нет освобождения, и по страховым взносам;
  • необходимость пересчета налогов при смене режима налогообложения.

О вариантах систем налогообложения, на которые можно уйти с УСН, читайте здесь.

Фиксированный платеж, который должен быть уплачен в любом случае, выгоднее платить, когда бизнес, укладывающийся в рамки ЕНВД, приносит большой доход. При этом регулярному тщательному анализу должны подвергаться показатели, от которых зависит рассчитываемый налог, с целью его снижения.

О возможных вариантах анализа данных по ЕНВД читайте в материале «Как рассчитать ЕНВД за год – пример».

Чем выгодно отличается УСН от ЕНВД?

Поскольку величина налога, уплачиваемого при УСН, зависит либо от доходов, либо от доходов за вычетом расходов, то она изменяется и может быть оптимизирована. При этом сравнение налога, рассчитанного для двух разных объектов, показывает, что УСН «доходы минус расходы» при расходах, составляющих более 60% от дохода, выгоднее, чем УСН «доходы».

Следует помнить об обоснованности учитываемых в расчете базы расходов и необходимости их документального подтверждения, иначе при проверке налог может быть доначислен вместе с пенями и штрафом.

Подробнее о выборе и смене объекта налогообложения при УСН можно узнать в материалах:

  • «Какой объект при УСН выгоднее — «доходы» или «доходы минус расходы»?»;
  • «Как сменить объект налогообложения при УСН».

Правильнее спросить: что выгоднее — ЕНВД или УСН? Выгода применения одного из рассматриваемых режимов, вмененки или упрощенки, для ООО или ИП может быть оценена только самим налогоплательщиком при сравнении конкретных показателей его деятельности для каждого из 2 режимов.

ЕНВД очевидно выгоден для видов деятельности, приносящих высокий доход, в котором доля уплачиваемого налога невелика.

Если доход неустойчив и возможно полное его отсутствие в ряде периодов, то выгоднее применять УСН «доходы».

Льготное налогообложение для ИП

Таким образом, мы наглядно показали, что российское законодательство дает возможность малому бизнесу работать на минимальной налоговой нагрузке. Сравним в таблице рассчитанные для нашего примера суммы для разных режимов (общая система в расчетах не учитывалась, как априори самая невыгодная).

Читайте также:  Развод без согласия одного из супругов
Система налогообложения Налог к уплате за год, рублей
ПСН 71 925
ЕНВД 43 308
УСН Доходы 648 000
УСН Доходы минус расходы 954 000

Что мы видим? Суммы налогов на УСН Доходы минус расходы и ЕНВД различаются в 22 раза! Обязательно делайте такой расчет (самостоятельно или с привлечением специалистов) до того, как приступите к реальной деятельности, и своевременно подавайте заявление на выбранный режим.

Для тех, кто выбрал ЕНВД и ПСН, советуем учесть, что налоговые органы будут тщательно проверять наличие правильно оформленных документов, подтверждающих реально оказанные услуги, а также соответствие цен рыночным. Дело в том, что недобросовестные налогоплательщики часто используют грузоперевозчиков на ЕНВД и ПСН в налоговых схемах.

Не соглашайтесь, если заказчик предложит процент за вывод своих денег из-под налогообложения, указав в акте, что сумма якобы оказанных услуг составляет несколько миллионов рублей в месяц! Вас могут уверять в том, что для грузоперевозчика здесь нет никакого риска, ведь он платит налог не с реального дохода, а рассчитанного. На самом деле, если схему раскроют, то грузоперевозчику грозит уголовная ответственность, а все полученные доходы обложат по максимальной ставке.

Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году

Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:

  • В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
  • Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
  • УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.

Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:

  • сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
  • амортизация;
  • расходы на бензин;
  • зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
  • расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
  • оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
  • страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
  • страховка автомобилей;
  • налоги и другие обязательные платежи.

Сложно сказать заранее, насколько бизнес будет окупать все расходы. Экономический кризис, рост цен на бензин, высокий уровень конкуренции и множество других факторов могут оказать влияние на итоговую доходность.

Упрощённая система налогообложения — самая популярная среди индивидуальных предпринимателей. Среди преимуществ упрощённой системы выделяют такие условия:

  • с доходов платится только налог УСН — раз в квартал;
  • раз в год необходимо отчитываться по декларации УСН.

Налоговая ставка зависит от размера выручки и числа сотрудников:

  • Если число сотрудников не больше 100 человек включительно, а максимальный доход 154,8 миллионов рублей, применяют ставку от 1% до 6%.
  • Если количество работников от 101 до 130 человек включительно, а годовой доход — от 150 до 200 миллионов, применяют ставку 8% с квартала, в котором лимит был превышен, и до конца года.

Конечные размеры ставок зависят от решения региональных властей и особых условий. Для нашего примера будем рассчитывать по стандартной ставке — 6%.

Чтобы определить базовую сумму налога, посчитаем 6% от суммы дохода за год:

15 000 000 * 6% = 900 000 рублей.

Мы можем уменьшить эту сумму на размер страховых взносов. Так как они явно больше половины размера налога, отнимем максимально возможные 50%:

900 000 / 2 = 450 000 рублей. Такую сумму составит размер налога.

Узнайте 45 легальных способов снижения налогов для вашей фирмы

Может, вам нужен всего один? Поможем выбрать.

Здесь налоговая ставка определяется так:

  • Если работников не больше 100 человек включительно, а годовая прибыль не превышает 154,8 миллионов рублей, возможна ставка от 5% до 15%.
  • Если число сотрудников от 101 до 130 человек, а сумма дохода — от 154,8 до 200 миллионов, ставка составит 20%.

Рассчитаем налог в нашем примере по стандартной ставке 15%.

Как ИП работать на патенте при оказании услуг грузоперевозки?

Новый налоговый режим УСН ориентирован на микробизнес, индивидуальных предпринимателей с доходом ниже 60 млн руб., предприятия, где трудится меньше 5 человек. Пользователи АУСН не будут платить налог на прибыль, имущество организаций, НДС, а ИП – НДФЛ, НДС.

Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников.

Кто будет рассчитывать налоговую базу:

  • плательщик (компания, ИП);
  • налоговая инспекция;
  • банки;
  • операторы фискальных данных.

Сумма взносов рассчитывается ежемесячно на базе данных онлайн-касс и информации о банковских операциях, что упрощает ведение отчетности. Предприниматель отчисляет в ФНС небольшие ежемесячные взносы.

Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.

Где:

  • Москва;
  • Московская область;
  • Татарстан;
  • Калужская область.

Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.

Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.

Кто не может применять автоматическую систему:

  • микрокредитные организации;
  • страховые компании;
  • инвестиционные фонды;
  • ломбарды;
  • производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
  • НКО;
  • фермы;
  • компании с работниками-иностранцами;
  • нотариусы, адвокаты;
  • некоммерческие пенсионные фонды;
  • и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.

Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.

Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.

Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление.

Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.

Параметр Традиционная упрощенка Новый проект
Ставка

6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов

8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата

8% от доходов,

20% от доходов минус расходы

Минимальные отчисления 1% 3%
Штат До 130 чел. До 5 чел.
НДФЛ

13%

15% (ведет бухгалтерия)

Доходный максимум 200 млн руб. 60 млн руб.
Льготы от регионов Есть Нет
Расходы Закрытый перечень Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ
Как можно уменьшить взносы При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор Снижается торговый сбор

Транспортный бизнес, логистика и перевозки. УСН, ЕНВД, патент: что выбрать?

Выбирают один из вариантов налогообложения:

  • по доходам со ставкой налога 6%;
  • по разнице доходов и расходов со ставкой 15%.

Сменить режим разрешается со следующего года. Налогоплательщик подаёт годовую декларацию, ведёт КУДиР (книгу, в которой записывает доходы и расходы).

Для расчёта налога доходы нужно умножить на 6%. Затраты для налогообложения не учитывают.

Налоги уменьшают на уплаченные страховые взносы:

  • организации, ИП с работниками — на 50%;
  • ИП без работников — в полной сумме.

Вариант выгоднее, чем предыдущий, если подтверждённые расходы составляют больше 60% от доходов. Для контроля за первичными документами, налогового учёта нанимают бухгалтера.

Читайте также:  Сравнение размера пенсии и пенсионного возраста в России и в разных странах мира

Списание топлива подтверждают:

  • накладными от поставщиков;
  • авансовыми отчётами, которые составляют водители;
  • путевыми листами.

Не учитывают для налогообложения подтверждённые документами (актами сверки, чеками ККТ):

  • предоплаты, полученные в предыдущем году за перевозки текущего года;
  • оплаты за перевозки предыдущего налогового периода.

Для расчёта налога по ставке 15% учитывают:

  • израсходованные в текущем году запчасти, топливо, купленные в предыдущем году;
  • полученные от поставщиков услуги, оплаченные в предыдущем году;
  • остаточную стоимость автомобилей.

Покупки и оплаты за предыдущий налоговый период подтверждают документами.

Для перевозчика патентный режим выгоднее упрощённого. Налогообложение не зависит от фактической выручки. Налоговые декларации подавать не нужно.

Патенты выдают налоговые инспекции по месту регистрации или деятельности. Если все договоры с грузоотправителями заключены по месту выдачи патента, другие патенты не нужны. Место заключения договора указано на первой странице напротив даты.

При патентном режиме заполняют КУДиР. При превышении лимитов по выручке, средней численности право на ПСН теряется. Предпринимателю начислят налоги по основной системе. При риске превышения лимитов ИП совмещают патенты на грузоперевозки с УСН.

ЕНВД — режим налогообложения, при котором базой для расчета налога является не ваш реальный доход, а базовая ставка, которую рассчитывает государство. Работать по ЕНВД вы сможете, если ваша деятельность связана с ветеринарией, розничной продажей, бытовыми услугами, перевозкой грузов или пассажиров, общественным питанием, наружной рекламой, арендой жилья, мойкой или ремонтом автотранспорта.

Деятельность, которая разрешена в одном округе для ЕНВД, может быть запрещена в другом. Это нужно уточнять в вашей ФНС.

Вы не можете применять ЕНВД, если:

  • занимаетесь медициной, социальным обеспечением,
  • площадь торгового зала или столовой больше 150 кв.м.,
  • работников более 100 человек,
  • являетесь плательщиком сельхозналога,
  • у вас больше 20 единиц транспорта.

С начала 2021 года ЕНВД отменяется на всей территории РФ.

После ЕНВД вы можете перейти на УСН, патент или общую систему налогообложения.

Единый сельхозналог — узконаправленный режим, предусмотренный только для производителей сельхозпродукции.

Для работы на ЕСХН, надо соблюдать следующие условия:

  • доход от сельскохозяйственной деятельности должен быть больше 70% общего дохода,
  • сфера деятельности должна быть связана с производством, переработкой или продажей продукции животноводства, растениеводства, лесного или сельского хозяйства, в том числе рыб и других водных биологических ресурсов.

При этом вы не имеете права производить подакцизные товары или заниматься проведением азартных игр.

ЕСХН рассчитывается от разницы доходов и расходов, умноженной на ставку налога 6%.

Чтобы перейти на ЕСХН, надо подать заявление по форме 26.1-1 одновременно с документами на регистрацию ИП или не позднее 30 дней после открытия ИП.

Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки

  • Обязанность учета только физического показателя – количества транспортных средств. ИП ведет только общие документы без учета расходов топлива, запчастей и прочих затрат грузоперевозок.
  • Возможность совмещения системы с другим видом обложения. Оправдано совмещать только УСН со схемой «доходы», при которой нет необходимости учитывать затраты. Дополняющие друг друга формы позволяют создать условия, при которых можно законными способами исключить учет и меньше платить в бюджет.
  • Выписку путевых листов на каждую поездку. Выписка документа производится вне зависимости от категории водителя. Если за рулем предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами, но оформление должно производиться строго по правилам и с участием медработника.
  • Выдачу копии трудового договора водителю и доверенности на право управления транспортным средством. Если водитель не является штатным сотрудником, заключается договор с организацией или ИП, предоставившим водителя и транспорт в аренду.
  • Ведение книг учета выданных путевых листов.
  • Заключение договоров транспортной экспедиции.

Чтобы поддержать малый бизнес в «усложнившихся экономических условиях»: перевозчики просят не отменять ЕНВД

Единый налог на вмененный доход, как видно из его названия, взимается не с действительно полученного, а с предполагаемого дохода (рассчитывается по установленной для каждой сферы базовой доходности с применением коэффициента-дефлятора от Министерства экономического развития и корректирующего коэффициента от местной власти, ставка доходит до 15%). Плюс, освобождает от уплаты налога на прибыль и на имущество, НДС (за исключением импорта) и для индивидуальных предпринимателей — от налога на доходы физических лиц.

Изначально ЕНВД собирались отменить с 1-го января 2022-го года, однако за полтора года до этого из-за «усложнившихся экономических условий», как было подчеркнуто в документах, и из желания поддержать в этих условиях малый бизнес режим продлили до 2022-го года.

Перейти на ЕНВД (причем с 2013-го года этот переход стал добровольным) могут только те, кто занимаются определенным видом деятельности (автомобильные грузоперевозки входят в их число), и только при непревышении установленных лимитов: менее 100 сотрудников, не более 20 транспортных средств.

Однако сейчас его продлевать пока не собираются. По крайней мере, официальная позиция Министерства финансов во главе с Антоном Силуановым такова: налог, который сразу позволял выводить бизнес «из тени», теперь, наоборот, используется для ухода в нее.

Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, кроме того, отмечает, что в нынешних реалиях утрачен и смысл применения ЕНВД. Если в 1998-м году, когда он вводился, было проблематично, например, установить кассу в маршрутке или на рынке, то теперь технологии позволяют это сделать. Тем более что с 1-го июля 2022-го года налогоплательщики ЕНВД, использующие наемный труд, даже обязаны устанавливать контрольно-кассовую технику, которая, кстати, делает видимым полученный доход — он перестает быть предполагаемым.

Минфин предложил продлить на год ЕНВД для индивидуальных предпринимателей

Его могли платить некоторые фирмы или частные предприниматели, чья деятельность попадала под определенные виды перечисленные ниже. Но местные власти устанавливали список деятельностей не сами, а лишь выбирали готовые позиции. Варианты видов деятельности, которым можно перейти на ЕНВД содержались в 2 статье 346.26 статьи Налогового Кодекса.

  • ремонт, тех. обслуживание и мойка автомобильных средств;
  • услуги по проживанию или временному размещению, при площади помещений не более 500 м ²;
  • бытовые услуги;
  • перевозка людей или грузов, если в собственности фирмы или частного лица не более 20 машин;
  • услуги передачи земельных участков в собственность для организации общественного питания или под размещения объектов торговой сети;
  • ветеринарные услуги;
  • общественное питание для фирм, которые не имеют зала для обслуживания посетителей;
  • услуги размещения рекламы на средствах передвижения;
  • аренда парковочных мест для машин;
  • объекты нестационарной торговли;
  • торговля в павильонах или магазинах площадью менее 150 м²;
  • наружная реклама с использованием рекламных конструкций;
  • объекты общепита, которые не имеют собственного зала для обслуживания покупателей;
  • услуги общепита с использованием зала с площадью не более 150 м²;
  • объекты нестационарной торговой сети;
  • розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющая торговых залов;
  • услуги по передаче во временное пользование или владение торговых мест, не имеющих торговых залов и находящихся в объектах стационарной торговой сети.

Сколько вышеперечисленных видов бизнеса входило могло облагаться ЕНВД — полностью зависело от местных властей. Но они не могли включить все виды бизнеса, нужно было выбрать только из списка, перечисленного в 346.26 статье Налогового Кодекса РФ.

Если предприниматель хотел изменить систему налогообложения на ЕНВД, то с 2013 года это можно было сделать добровольно. Исключение, если в регионе местные власти не включили ваш вид деятельности в список.

В 2013 году власти постановили, что не все могут применять единый налог на вмененный доход. Запрет получили фирмы, где доля участия других организаций составляет больше 25%. Исключение: фирмы, где среднесписочная численность инвалидов среди работников составляла 50 и более процентов. Или фирмы, имеющие уставной капитал на 100% состоящий из вкладов общественных организаций инвалидов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *