Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Способы растаможки автомобиля старше 30 лет в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как уменьшить транспортный налог на автомобиль в 2022 году следует узнать пенсионерам, как одним из главных получателей поддержки. Питерские пенсионеры могут не расплачиваться по транспортному налогу за одну машину, но при условии, что этот автомобиль будет отечественного производства, а мощность его двигателя не превысит 150 л.с..
Что делать, если положенная льгота раньше не была предоставлена
Если для вас предусмотрена льготная помощь, но по каким-то причинам раньше они не предоставлялись, в 2022 году все можно вернуть, а не только снизить основную сумму. Возврат касается сумм за 2017, 18 и 19 годы. Для этого необходимо подать заявление на возврат денег. Но в заявлении нужно указать причины просрочки оформления льготы и прикрепить документы, подтверждающие её наличие. Эта процедура доступна онлайн. Рассматривать заявление будут 10 дней, а ещё через 5 владельцу транспорта поступит решение, и переведут нужную сумму.
Получить юридическую помощь по вопросам налога на автомобиль можно на нашем сайте.
Льготы на транспортный налог
Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ с новыми правилами по уплате транспортного налога. Регионы получили права, по которым смогут сами определять, как выдавать льготы по транспортному налогу. В региональных законах будут прописывать условия беззаявительной выдачи льгот по транспортным средствам налогоплательщика.
Существует несколько категорий собственников, которые могут не платить транспортный налог или платить не всю сумму. Льготы на транспортный налог зависят от региона и предоставляются как физическим лицам, так и организациям. Например, в зависимости от региона льготы распространяются на:
- владельцев электрокаров и машин на газу;
- инвалидов, получивших авто через органы соцзащиты;
- пенсионеров;
- матерей-одиночек и родителей в многодетной семье;
- героев СССР и ветеранов труда;
- пострадавших от радиации и облучения в связи с авариями или ядерными испытаниями;
Оформление ЭПТС на ввозимый автомобиль
На ввозимый автомобиль необходимо получить российский электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Бумажные ПТС в России уже давно не выдаются. Без ЭПТС автомобиль нельзя поставить на учёт в ГИБДД. В этом документе содержится вся необходимая информация, позволяющая отличить автомобиль от других, похожих на него. ЭПТС служит для подтверждения права собственности на автомобиль, он потребуется при покупке и продаже, а также при розыске угнанного автомобиля. Наша компания поможет на ввезённый в Россию автомобиль оперативно оформить ЭПТС. Подробнее про оформление электронного ПТС (ЭПТС) в России.
Покупка авто на Российском рынке
Самым простым способом является покупка на внутреннем рынке, т.к. не нужно тратить время и силы на покупку, пригон, растаможку, приобретение и установку кнопки Глонасс и оплату утилизационного сбора. Все это уже сделано предыдущим владельцем, импортером или официальным дилером. Остается только выбрать нужную модель, цвет, комплектацию и многое другое необходимое новому владельцу.
Зачем этот налог и кто его платит
Транспортный налог ввели в 2003 году, он заменил существовавший ранее дорожный налог. Сборы от дорожного налога были целевыми, они направлялись на ремонт дорог. На что уходят сборы с транспортного налога, в законе не прописано. Государство само решает, куда направить деньги.
- Налог обязаны платить и физические (до 1 декабря), и юридические лица (до 1 февраля);
- размер налога зависит от мощности двигателя и даты постановки машины на учет в ГИБДД. В момент продажи машины и снятия ее с учета исчезает обязанность в уплате налога. Но это происходит только в случае официальной регистрации сделки, а также постановки на учет автомобиля новым владельцем.
Повышающие коэффициенты: размеры
Поддержанные автомобили – это основная составляющая часть российского транспорта. Благодаря повышающим коэффициентам в большинстве регионов в региональный бюджет поступают большие суммы.
Согласно статье 362 Налогового Кодекса РФ подобные коэффициенты применяются в следующих случаях:
Возраст ТС | Налога становится больше в: |
---|---|
1 — 3 года | 0,5 раз |
5 — 10 лет | 1,75 раза |
10 – 15 лет | в двое |
От 15 лет | в трое |
Есть ли повышающие коэффициенты
При расчете транспортного налога на дорогостоящие легковые автомобили (более 3 000 000 рублей) так же стоит учитывать повышающие коэффициенты, которые в соответствии со статьей 362 НК РФ составляют:
при стоимости авто от 3 до 5 млн. рублей | возрастом от 2 до 3 лет | 1,1 |
при стоимости 3 — 5 млн. рублей | возрасте 1 — 2 года | 1,3 |
при стоимости 3 — 5 млн. рублей | в возрасте менее 1 года | 1,5 |
при стоимости 5 — 10 млн. рублей | в возрасте до 5 лет | 2 |
при стоимости 10 — 15 млн. рублей | возрасте до 10 лет | 3 |
при стоимости свыше 15 млн. рублей | в возрасте до 20 лет | 3 |
Влияние факторов на транспортный налог
Бывает так, что в одном регионе платежи по ТН вообще не предусмотрены, зато в соседнем субъекте владельцу аналогичной машины придется заплатить предельно высокий сбор. Поэтому на вопрос: «Облагается ли автомобиль с датой выпуска более 25 лет транспортным налогом?» однозначно ответить невозможно. Решающую роль играет география регистрации ТС.
Пример. В Воронежской области старые легковые автомобили с датой выпуска от 25 лет и мощностью до 100 л.с. налогом не облагаются. В республике Алтай введена предельно низкая налоговая ставка — 5 рублей за 1 л.с. Разительно отличается размер транспортного налога в Нижнем Новгороде, где ставка признана максимальной: 25 рублей за 1л.с. В Московской области не предусмотрено никаких льгот для старого авто и транспортный налог начисляется согласно общим правилам.
Там, где действует ТН, для расчета платежа важен возраст авто, так как он способен увеличить повышающий коэффициент. В процессе прохождения технического осмотра старый автомобиль тестируют на соответствие экологическим нормам.
ВАЖНО! Иногда автовладельцы меняют мотор, другие запчасти для того чтобы соблюдать указанные границы стандартов. Однако после проведения подобных изменений необходимо посетить отделение ГИБДД и проставить соответствующую запись в ПТС.
Растаможка на льготных условиях возможна по программе переселения. Тогда вообще не имеет значения, на какой машине переселенец, въезжает на территорию России.
Срок растаможки составляет 6 месяцев. Если гражданин лично не может ввезти машину как переселенец, то он может воспользоваться услугами посредника.
Стоимость растаможки составляет около 10 тыс. евро. Она может быть больше при существенном объеме двигателя машины. Например, затраты на легализацию автомобиля Cadillac Eldorado 1972 г. выпуска с объемом двигателя 8.2 л. могут доходить до 20 тыс. евро.
Можно предварительно приобрести автомобиль для документов в качестве донора. Некоторые специалисты перевозят ретро автомобили в Россию в разобранном виде. Можно отдельно растаможить кузов – ввести его в качестве запчасти, а потом получить новый ПТС уже в процессе сбора машины. ПТС придется приобретать отдельно.
Отдельно можно перевезти двигатель и другие агрегаты. На всё необходимо оформить сопроводительную документацию – декларацию, сертификат, а также справку о соответствии ТС экологическим стандартам, принятым в РФ.
Если на машине заменено больше одного узла, то потребуется экспертиза, которая оплачивается импортером.
Предварительно следует заявить таможенную стоимость, которая не должна быть меньше цены наименования, обозначенной в каталоге. Специалисты не рекомендуют ввозить раритетную машину по запчастям, так как легализовать ее уже в России будет сложнее.
Растаможка машины проводится на МАПП – многостороннем автомобильном пропускном пункте. При отсутствии депозита автомобиль помещается на временное хранение. Машина должна пройти внутренний транзит.
Специалисты таможенной службы проверяют узлы автомобиля, сверяют номера на агрегатах, в том числе VIN. На старых автомобилях он может отсутствовать либо со временем исчезнуть из-за ржавчины. Тогда потребуется дополнительная экспертиза.
При наличии сомнений в допустимости завоза автомобиля в Россию можно сделать фото ВИН, номера ДВС, взять копию техпаспорта транспортного средства и предварительно получить бесплатную консультацию на таможне.
Требования к автомобилям
Если транспортное средство набрало менее 100 штрафных баллов, то оно признается классическим, и в его отношении применят новый ГОСТ. При отклонении от оригинала баллы снимаются, при соответствии – начисляются. Если владелец авто набрал 120 штрафных баллов, то при устранении крупного замечания на 25-30 баллов он пройдет экспертизу. После прохождения такой экспертизы и получения менее 100 баллов авто может стать полноправным участником дорожного движения.
Требования к раритетным авто проще, и ими будут заниматься свои эксперты. Грубым нарушением станет замена двигателя. Но если владелец авто вернет на место прежний агрегат, то он может пройти экспертизу и получить паспорт классического ТС.
Важное значение при определении требований принадлежит разделу 7 указанного ГОСТа «Технические требования к классическим транспортным средствам для допуска к движению по дорогам общего пользования и методы проверки»: в нем указываются требования к тормозам в автомобиле, рулевому управлению, колесам, светотехнике и пр.
Статус классического транспортного средства для авто, набравшего менее 100 штрафных баллов, выдается на срок до 5 лет.
Особенности «возрастных надбавок»
Транспортный налог на авто старше 20 лет обычно на порядок выше, чем на аналогичные, но более «молодые» машины. Это объясняется наличием «возрастного коэффициента», который учитывается при подсчете. Начинают они действовать в следующих случаях:
Возраст авто (лет) | Доп. ставка |
1-3 | в 0,5 раза |
5-10 | в 1,75 раза |
10-15 | в 2 раза |
Больше 15 | в 3 раза |
Транспортный налог на автомобиль старше 10 лет могут не платить владельцы определенных машин. Льгота регулируется фискальным законодательством, субсидии выделяются из регионального или федерального бюджета для некоторых категорий граждан:
- Участники Великой Отечественной воны и других военных действий.
- Граждане с присвоенным званием «Герой России» или Советского союза.
- Инвалиды или ветераны ВОВ, военные пенсионеры.
- Родители или другие законные представители (опекуны или попечители) ребенка с инвалидностью.
- Ликвидаторы последствий на ЧАЭС и другие приравненные к ним категории граждан.
- Инвалиды 1 и 2 группы.
- Многодетные семьи с детьми до 18 лет (только одно транспортное средство).
Сбор за таможенное оформление
Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.
Новые ставки таможенных сборов действуют с 1 августа 2020 года.
Стоимость автомобиля, руб. | Стоимость оформления, руб. |
---|---|
до 200 000 | 775 |
до 450 000 | 1 550 |
до 1 200 000 | 3 100 |
до 2 700 000 | 8 530 |
до 4 200 000 | 12 000 |
до 5 500 000 | 15 500 |
до 7 000 000 | 20 000 |
до 8 000 000 | 23 000 |
до 9 000 000 | 25 000 |
до 10 000 000 | 27 000 |
свыше 10 000 000 | 30 000 |
Как рассчитать налог на транспорт?
Если у вас несколько единиц транспорта, то придется исчислять налог для каждого из них по отдельности. Порядок расчета транспортного налога в 2022 году закреплен п. 2 ст. 362 НК и представляет собой формулу, состоящую из следующих показателей.
Налог к уплате = СН ⨯ НБ ⨯ КП ⨯ КВ — ЛТ — АП
СН — ставка налога, подбирается самостоятельно на основе местного законодательства. Размеры зависят не только от мощности двигателя, но и возраста автомобиля.
Мощность двигателя написана в паспорте ТС, а для вычисления возраста придется правильно посчитать годы — учитывайте 3 нюанса:
- отсчет лет начинается с 1 января года, следующего за годом выпуска;
- количество лет определяется на 1 января текущего года;
- год, за который рассчитываем и платим налог, включается в возраст авто.
В чем идея запрета старых автомобилей?
Возможно, вы знаете, что в некоторых странах действует полный запрет на старые авто. В Китае образовалась проблема с утилизацией, компании просто не успевают перерабатывать те машины, которые отслужили положенные 10 лет и выброшены на свалку. Вторичного рынка в Китае практически нет, там покупают машину, доезжают до определенного ресурса и выбрасывают ее. Это не решает проблему смога в городах, но власти не намерены останавливаться на достигнутом, собираясь и вовсе запретить бензиновые и дизельные авто.
В России проблема немного другая:
- ежегодно в России погибает в ДТП в среднем 16 000 человек, это колоссальная цифра, учитывая объем населения, на 100 000 населения 13 человек ежегодно гибнет в ДТП, и это катастрофа;
- также в авариях каждый год страдает и получает травмы разной степени около 195 000 человек, удивительный показатель, который превосходят разве что некоторые страны в бедной Азии;
- тенденция владения одним транспортным средством более 7-8 лет сегодня стала рекордом среди развитых стран, в США, к примеру, машиной владеют около 2.5 лет, в Китае — порядка 5 лет;
- загрязнение атмосферы в больших городах связано именно с обилием старого транспорта с удаленным экологическим оборудованием, нерабочими катализаторами, клапанами EGR и прочими средствами;
- экологические отчета утверждают, что более 30% вредоносного загрязнения воздуха в России приходится на неэкологичный транспорт, в частности на старые коммерческие автомобили.
Современный рынок транспорта в России — настоящая проблема для покупателей машин. Подержанные авто продаются перекупщиками, которые сильно задирают реальную стоимость транспорта, а автосалоны с подержанными машинами выставляют изначально заоблачные ценники и также стремятся обмануть клиента. Так что государственным службами стоило бы начать с наведения порядка на этом рынке, со снятия никому не нужных пошлин и преград для импорта машин из других стран. Даже это уже снизило бы средний возраст машин в России до 10-12 лет вместе сегодняшних 17-20 лет.
Тем не менее, у нас все начинается с других трендов. В 2018 году Дума приняла решение в 2018-2022 годах значительно снизить смертность на дорогах и повысить качество эксплуатации дорожной сферы в стране. Стратегия насчитывает более сотни пунктов, среди которых и планомерное снижение среднего возраста автомобилей. Статистика неумолима, именно старые авто часто становятся причиной смерти даже в небольших авариях. Так что такая стратегия верна, но начинать ее реализацию стоит с других аспектов. А как вы считаете, удастся ли Думе РФ запретить использование старых машин в стране?
Обоснован ли запрет старых авто? Поговорим о цифрах
Если обратиться к сухой статистике, отечественный автопарк действительно не назовёшь молодым.
Так, по данным агентства «Автостат», на начало 2021 года в России было зарегистрировано около 60 млн единиц транспортных средств всех категорий. Большая часть из них — легковые (45 млн шт., или 76% от общего количества), второе место — у лёгких коммерческих автомобилей (4,19 млн и 7%).
По 6% пришлось на прицепы и полуприцепы (3,77 и 3,44 млн шт. соответственно), ещё 4% национального парка за мототехникой (2,36 млн шт.) и около 1% — за автобусами, которых в России насчитывается меньше 0,5 млн.
При этом «средний возраст» эксплуатируемых в стране грузовиков, по подсчётам агентства, составил 21,6 лет. Автобусы оказались чуть младше — 16,6 лет, прицепы и полуприцепы остановились на отметке в 16 лет, LCV показали 15,9 лет.