Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие объекты потенциально опасные и какие сведения нужно предоставить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом разделе указаны города и районы, где мы проводили работы по данному направлению деятельности. Нажмите «География работ» или выберите этот пункт в главном меню наверху страницы, чтобы ознакомиться с опытом работ нашей организации по всем направлениям.
Что изменилось в категорировании НВОС?
Новые критерии больше учитывают вид хозяйственной деятельности, чем объемы, по сравнению с отмененным Постановлением от 28.09.2015 № 1029. Так, например, объекты по производству пищевых продуктов относятся к I категории, независимо от производительности.
Исключения:
-
выпуск продукции из сахарной свеклы — для него сохранены суточные или квартальные объемы
-
объекты с локальными очистными сооружениями, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства о сбросах сточных вод — отнесены ко II категории
-
упаковка пищевых продуктов — деятельность исключена из критериев.
Проект новых правил учета НВОС
Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.
Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.
Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.
Классификация опасных производств
Федеральный закон 116-ФЗ в части 3 статьи 2 указывает, сколько классов опасности производственных объектов выделяется законодательством. В общей сложности их выделяют 4, среди которых первый представляет собой группу с наиболее высоким уровнем угрозы, а четвертый — с наиболее низким. В свою очередь, как отмечается в данном разделе этого нормативно-правового акта, уровень опасности каждого конкретного предприятия определяется на основании степени вероятности возникновения аварии на производстве. Кроме этого, при определении класса опасности учитывается вероятное влияние такого негативного события на жизненно важные интересы отдельных граждан и общества в целом.
Обратите внимание! Конкретные критерии разделения всей совокупности видов промышленных производств на классы по уровню опасности приводятся в приложении 2 к ФЗ-116. Присвоение определенной категории осуществляется при регистрации в Едином государственном реестре.
Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
Узнать класс опасности своего предприятия вполне возможно после проведения специальной процедуры – экспертизы сооружений и зданий на предмет соответствия нормам безопасности. Такой контроль осуществляется как со стороны государственных структур, так и коммерческими организациями, которые имеют соответствующую лицензию на определение степени опасности и могут определять степень ее наличия на предприятии.
Важно! Узнавать руководство предприятия об опасности может по итогу специальных замеров, которые могут требоваться во время проведения экспертизы.
Определяться со степенью опасности специалисты могут по различным факторам и в разных сферах деятельности, как в области сельского хозяйства, где требуется определение вредных факторов растительного происхождения и безопасности переработки на элеватор, так и в промышленном секторе, где экспертизе подвергается сырье и где также могут делиться различные химические реагенты, также в сфере строительства, где требуется оценка капитальных строений на предмет наличия вредных элементов.
Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
Узнать класс опасности своего предприятия вполне возможно после проведения специальной процедуры – экспертизы сооружений и зданий на предмет соответствия нормам безопасности. Такой контроль осуществляется как со стороны государственных структур, так и коммерческими организациями, которые имеют соответствующую лицензию на определение степени опасности и могут определять степень ее наличия на предприятии.
Важно! Узнавать руководство предприятия об опасности может по итогу специальных замеров, которые могут требоваться во время проведения экспертизы.
Определяться со степенью опасности специалисты могут по различным факторам и в разных сферах деятельности, как в области сельского хозяйства, где требуется определение вредных факторов растительного происхождения и безопасности переработки на элеватор, так и в промышленном секторе, где экспертизе подвергается сырье и где также могут делиться различные химические реагенты, также в сфере строительства, где требуется оценка капитальных строений на предмет наличия вредных элементов.
Страхование ОПО в зависимости от класса опасности
Обязательным требованием является страхование рабочих от негативных производственных факторов, а также разделений рисков и ответственных должностных лиц за противодействие каждому фактору опасности.
Важно! В зависимости от класса опасности отличается и стоимость такой услуги для предприятий. Самая высокая – для корпораций, 1 класс, и низкая – для 4 категории.
При этом, процедуре страхования подвергаются все сотрудники предприятия, которые находятся в зоне риска и непосредственно выполняют трудовые функции на территория, получившей специальный класс. Остальной персонал проходит такую процедуру на добровольной основе.
Под регистрацией принято понимать процесс, в рамках которого происходит постановка на учет и внесение данных в реестр Ростехнадзора. Делается это только в отношении ОПО, которые имеют признаки, относящиеся к ФЗ №116. Государственная пошлина не уплачивается, а само свидетельство выдается в течение 30 дней. Конкретный срок действия у него отсутствует.
Если изменения в состав ОПО были внесены, а новый опасный объект был введен в эксплуатацию, необходимо пройти процедуру, которая называется перерегистрацией. Это позволит сделать данные актуальными. До этого момента инспектор Ростехнадзора вправе выписать предписание о том, что нарушения были устранены.
Документация на регистрацию ОПО подается в специализированный компетентный орган. Порядок их подачи регулируется административным регламентом. Подача документов производится исключительно в территориальную службу по месту, где зарегистрировано юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Если у фирмы, ОПО которой подлежат регистрации, имеются обособленно работающие подразделения или отдельные филиалы, подача документации осуществляется в любом случае. Делается это на территории регистрации головной организации, поскольку ИНН у нее имеет то же значение. Получить соответствующее свидетельство допустимо в той же территориальной структуре, в которую производилась подача документов.
Таким образом, опасные производственные объекты представлены внушительным перечнем. Это объекты, на территории которых образуются опасные отходы, несущие угрозу окружающей среде. Они должны быть обязательно застрахованы и зарегистрированы в порядке, установленном на законодательном уровне.
Основы промышленной безопасности представлены ниже на видео.
Что необходимо знать собственникам ОПО о промышленной безопасности эксплуатации опасных производственных объектов
Промышленные объекты являются важным элементом экономической системы России. Они дают рабочие места, участвуют в товарообороте страны, поставляют сырье и материалы на российские рынки. Любое предприятие обязано отвечать ряду условий и критериев, нормам эксплуатации и стандартам безопасности.
В современной практике довольно распространено понятие «опасный производственный объект», но что подходит под это определение, понятно не каждому гражданину России, хотя о промышленной безопасности опасных производственных объектов важно знать абсолютно всем, ведь деятельность таких организаций напрямую влияет на нашу жизнь.
Чтобы понять, какие объекты относятся к данной группе, какие требования выдвигают к подобным предприятиям, как организовать деятельность на них, нужно прибегнуть к нормам и положениям действующего законодательства. ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116 содержит основные правила и условия, которыми регулируются правоотношения в представленной сфере права.
Здесь есть точное разъяснение понятия ОПО, описан алгоритм регистрации таких объектов, разделения их на группы, требования промышленной безопасности, условия выдачи лицензии и страхования предприятий.
Заполнение заявки на постановку объекта НВОС на учет
Абсолютно все объекты НВОС должны быть поставлены на учет (это подтверждается Федеральным законом N 7). Давайте пошагово разберем процесс постановки объекта негативного воздействия на учет.
Форма Заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».
Заказать постановку на учет
Заявка о постановке на учет объекта НВОС заполняется через модуль природопользователя. Программу можно скачать на сайте Росприроднадзора.
К объектам II категории относятся объекты имеющие следующие признаки:
1) по обеспечению:
- электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива);
- паром и горячей водой (тепловой энергией) с использованием установок по сжиганию топлива с проектной тепловой мощностью более 3,5 Гкал/час, работающих на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с проектной мощностью более 7 Гкал/час, работающих на газообразном топливе в качестве основного;
2) по добыче:
- руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на россыпных месторождениях и (или) их подготовке;
- полезных ископаемых, не указанных в разделе I настоящего документа и не относящихся к общераспространенным полезным ископаемым;
3) по металлургическому производству с использованием оборудования:
- для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью менее 2,5 тонны в час);
- для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час);
- для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей менее 2 тонн нерафинированной стали в час);
- для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);
- для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) менее 4 тонн в сутки для свинца и кадмия или менее 20 тонн в сутки для других металлов);
4) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:
- стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);
- огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 150 тонн в сутки);
- керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью менее 150 тонн в сутки и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, не превышающей 300 кг на 1 куб. метр);
- цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью менее 500 тонн в сутки);
- известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью менее 50 тонн в сутки);
5) по производству оксида магния (с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки), диоксида углерода;
6) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс.куб. метров отводимых сточных вод в сутки);
7) по производству бумаги и (или) картона (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки), фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит;
8) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки);
9) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки);
10) по производству следующих пищевых продуктов, за исключением деятельности исключительно по их упаковке:
- мясо и мясопродукты, животные жиры и масла, рыба, продукты из рыбы, морепродукты, растительные жиры и масла, продукция из картофеля, фруктов и овощей (за исключением продукции из сахарной свеклы), молочная продукция (в случае осуществления сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);
- продукция из сахарной свеклы с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) или менее 1500 тонн готовой продукции в сутки при осуществлении указанной деятельности не более 180 дней в году;
11) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 2 млн. птицемест);
12) по выращиванию и разведению свиней массой тела более 30 кг (за исключением хозяйственной и иной деятельности, указанной в подпункте 21 пункта 1 настоящего документа);
13) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:
- по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров);
- по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет более 5 тонн в год и менее 200 тонн в год);
14) по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности);
15) по добыче урановой и ториевой руд, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива;
16) по эксплуатации:
- радиационных источников (за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
- пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
17) по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях;
18) по производству искусственного графита;
19) по производству газа путем газификации и (или) сжижения:
- углей, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит);
- других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более);
20) по производству:
- сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка;
- резиновых изделий на основе резиновых смесей;
21) по производству обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;
22) по складированию и хранению:
- нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 100 тыс. тонн и более);
- пестицидов (с общей проектной вместимостью 50 тонн и более);
- агрохимикатов (с общей проектной вместимостью 5 тыс. тонн и более);
23) по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся:
- размещения отходов III класса опасности (с проектной мощностью менее 500 тонн в год);
- хранения отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);
- захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (с проектной мощностью менее 20 тыс. тонн в год);
- утилизации, обезвреживания отходов IV и V классов опасности с применением термических способов (сжигание, пиролиз, газификация) (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);
- утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления (кроме применения термических способов) с применением оборудования и (или) установок:
- отходов I класса опасности (с проектной мощностью менее 0,1 тонны в час);
- отходов II класса опасности (с проектной мощностью менее 0,3 тонны в час);
- отходов III класса опасности (с проектной мощностью менее 1 тонны в час);
- обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов IV и V классов опасности с применением оборудования и (или) установок (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);
- утилизации отходов IV и V классов опасности (кроме применения термических способов) с применением оборудования и (или) установок;
- обработки отходов производства и потребления I-III классов опасности;
К III категории относятся объекты со следующими характеристиками:
4. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.
5. Объект является:
1) объектом размещения отходов производства и потребления после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
2) объектом обработки отходов производства и потребления IV и V классов опасности.
6. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду:
1) хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа;
2) хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, не указанной в I и II разделах настоящего документа и не соответствующей критериям, установленным в разделе IV настоящего документа;
3) хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев;
4) хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 настоящего документа;
5) хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа.
Подробнее об объектах
Повышенного уровня ответственности?
К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
К особо опасным, технически сложным или уникальным объектам?
К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
11) подвесные канатные дороги;
12) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок — более чем 250 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров
Возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек?
Возможное одновременное количество человек, которое может пребывать на объекте, определяется проектной документацией.
Какие объекты относятся к потенциально опасным
Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона РФ № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
Ст. 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты (Градостроительный кодекс РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004).
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10) утратил силу. – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
10.2) подвесные канатные дороги;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Также читайте дополнительный материал:
Приказ МЧС России № 284 от 26.05.1999 «Об утверждении Порядка выдачи заключения о готовности ПОО к локализации и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС»
Лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
Государственная услуга предоставляется Ростехнадзором на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
а также Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» в порядке, установленном Административным регламентом по предоставлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2020 г. № 454.
Заявителями являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Основанием для начала административной процедуры в центральном аппарате Ростехнадзора является представление заявителем, эксплуатирующим опасные производственные объекты, подлежащие декларированию в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», заявительных документов.
Основанием для начала административной процедуры в территориальном органе Ростехнадзора является представление заявителем, эксплуатирующим опасные производственные объекты, не указанные в абзаце первом настоящего пункта, заявительных документов в территориальный орган Ростехнадзора по месту регистрации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) заявителя.
За предоставление лицензии, переоформление лицензии (внесение в реестр лицензий соответствующих записей) уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.