Отличия авторских прав от смежных

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия авторских прав от смежных». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

произведения литературные;драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;хореографические, пантомимы;музыкальные с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (кино-, теле-фильмы);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;

производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Субъекты авторского права

Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.

На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:

  • предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
  • работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
  • заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
  • наследники.

Правопреемники и иные субъекты авторских прав

В круг субъектов авторского права входят наследники авторов — после их смерти исключительное право на произведение как имущественное включается в состав наследства.

Однако в силу производного характера авторские права правопреемников в этом случае ограничены:

  • по сроку существования — если для автора срок ограничен периодом его жизни, то для наследников исключительное право действует 70 лет после смерти создавшего произведение лица;
  • по объему — если правопреемник получил исключительное право на не обнародованное при жизни автора произведение, он может быть лишен права на обнародование вовсе. Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ основанием для этого служит выраженная в письменной форме воля автора на отказ от обнародования, к примеру, в его дневнике либо завещании.

Соавторы – специфические субъекты рассматриваемого состава участников. Это лица (два и более), совместные творческие усилия которых в своем конгломерате позволили создать произведение и приобрести совместные авторские права.

Соавторство дифференцируется на два вида:

  1. Раздельное. Формат предполагает разграничение составных частей и возможность каждого автора использовать принадлежащую ему составляющую на независимых началах. Это актуально, например, для оперы, в рамках которой музыка и либретто принадлежат авторству разных субъектов и могут использоваться обособленно, но вместе формируют целостное произведение.
  2. Нераздельное. Произведение коллективного формата не может утратить состояние единого целого и использоваться по частям каждым автором. Наглядный пример – «Двенадцать стульев» авторства двух известных литераторов.

Если соглашением или законом не очерчены рамки соавторства, по умолчанию считается, что результаты совместного труда и творчества могут использоваться только при согласовании поведенческой линии и получении одобрения всех авторов. При этом законодатель не конкретизирует момент, когда именно соглашение о соавторстве считается достигнутым. Это допускается на любой стадии процесса создания, а также после окончательного завершения всех этапов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.)
  3. «Всемирная конвенция об авторском праве» (Заключена в г. Женеве 06.09.1952) (вместе со «Статусом Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 года)» (последние изменения произошли 26.04.2007))
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 года.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 января. – № 5. – Ст. 410.
  6. Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, 2006, №12.
  7. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их (фонограмм)» // Собрание законодательства РФ, 14.11.1994, № 29, ст. 3046/
  8. Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124
  9. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20
  10. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 — 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. С. 98
  12. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). С.514
  13. Гражданское право. Том I / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.
  14. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2013. С.47.
  15. Нохрина М. Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб.: Юридический центр «Пресс». 2014. 372 с.
  16. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19.
  17. Толстой В. С. Личные неимущественные правоотношения. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 2009. 216 с.
  18. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика, 2015, № 4, С 34.
  19. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20
  20. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.- 784 с. С.174

Возникновение авторского права

Мы исследовали то, что такое авторское право. Понятие, объекты, субъекты данной юридической категории также были рассмотрены нами. Затронем подробнее аспект, касающийся того, каким образом у человека возникает авторское право. Выше мы отметили, что в общем случае никаких регистрационных процедур, подтверждающих факт создания продукта интеллектуального труда конкретным автором, осуществлять не требуется.

Авторское право, таким образом, возникает сразу, как только талантливый человек создал завершенное произведение. В этом, как отмечают некоторые юристы, отличие авторского права, к примеру, от патентного, которое касается защиты изобретений. Чтобы обеспечить правовую охрану ноу-хау, конструктору, таким образом, желательно оформлять соответствующий прописанным в законах критериям официальный документ — патент.

Читайте также:  Прямая выплата пособий из ФСС

Изучив то, какими могут быть субъекты и объекты авторских прав, рассмотрим другую интереснейшую правовую категорию. Речь идет о смежных правах. Каковы их особенности? В принципе, в качестве их разновидности могут выступать, к примеру, исключительные права. Но не только они относятся к категории смежных.

Законодательством РФ определен отдельный перечень смежных прав. Он достаточно широкий. Если вкратце, то это могут быть права на исполнение песен, на передачу сообщений в теле- и радиоэфир, фонограммы, базы данных, а также литературные произведения после того, как они переданы в общественное достояние. Субъекты авторских и смежных прав могут не совпадать. Если к первым относятся, к примеру, композиторы, то в числе вторых будут, возможно, исполнители песни, написанной автором.

Возможна ли передача личных авторских прав?

Как мы определили выше, понятие объектов авторского права подразумевает автоматическую их защиту законом в силу юридического факта: создания в ходе творческого процесса. Соответствующий механизм одновременно действует в отношении личных, а также имущественных, или исключительных прав. Касательно первых — они, в соответствии с положениями ГК РФ, должны быть неотделимы от личности автора. Однако некоторые юристы считают, что на практике это правило не всегда соблюдается. Каковы механизмы, с помощью которых его можно обойти, и законно ли это?

Действительно, формулировки ГК РФ, как отмечают юристы, позволяют говорить о том, что личность автора и продукт его творчества неотделимы. Не имеет значения, обнародовано ли произведение. Кроме того, как отмечают некоторые эксперты, законами РФ не предусмотрено механизмов, по которым человек может отказаться от личных прав на созданный им творческий продукт. Равно как нет официальных процедур, закрепленных в правовых актах, которые бы позволяли однозначно идентифицировать владельца произведения как его автора.

Однако на практике, при составлении различного рода договоров, в рамках которых осуществляется передача авторских прав, используются, как отмечают юристы, формулировки, предусматривающие передачу продукта не только в имущественном аспекте владения, но также и в личном.

Во многих случаях передача прав может происходить фактически без документального оформления. В числе распространенных примеров, приводимых юристами — выполнение российскими авторами дипломных и курсовых работ на коммерческой основе. При этом продавец соответствующего произведения осознанно отдает свой творческий продукт покупателю, подразумевая одновременно также и передачу личных прав на него. Какова правовая оценка подобным прецедентам? В российской правовой среде распространено мнение, что такие сделки следует считать недействительными. То есть формулировки в ГК РФ в этом случае можно интерпретировать буквально.

Таким образом, охрана объектов авторского права соотносительно с нормами закона в РФ, полагают юристы, организована на достаточно высоком уровне. Создатель творческого продукта, даже передав некоторую часть своих прав, а именно исключительные, позволяющие, к примеру, использовать произведение на коммерческой основе, тем не менее, будет оставаться носителем личных прав.

Сообщения радио- или телепередачи

Существует большое количество сообщений радио либо телепередач. Вот некоторые из них:

  • запись информации радио- или телепередачи. В данном случае звуки либо изображения и их отражения фиксируются техническими средствами в некой вещественной форме. Благодаря материальной форме есть возможность неоднократно воспринимать и воспроизводить ее;
  • отображение записи сообщения радио- или телепередачи. В таком случае изготавливается один и более экземпляр записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части. Такая запись находится на радио- или телепередачи на электронном носителе. Она также попадает в память ЭВМ, представляет собой воспроизведение. Однако, исключением здесь выступает временность подобной записи и составление неотъемлемой и существенной части технологического процесса, который располагает одной лишь целью. Цель заключается в правомерном использовании записи либо правомерном доведении сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;
  • сообщение может распространяться при помощи продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи;
  • ретрансляция. В данном случае сообщение попадает в эфир благодаря спутнику или по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания. При этом в то же время она получает такое сообщения подобной передачи от другой такой организации;
  • доводится сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения так, что любой гражданин обладает доступом к сообщению радио- или телепередачи из всякого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
  • публичное исполнение. В данном ситуации любое сообщение радио- или телепередачи техническими средствами в местах с платным входом свободно от того, воспринимают ли его в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

То есть использование сообщения радио- или телепередачи организации эфирного вещания можно считать как ретрансляцию его в эфир, так и сообщение по кабелю.

Читайте также:  До скольки можно делать ремонт в квартире

Выделим два вида авторского права

  1. Личные неимущественные права.

Такие авторские права, недопустимы к передаче или отчуждению. Другими словами, осуществлять любые процессы относительно определенных произведений имеет право лишь автор.

Следует учесть, что также запрещается передача для использования третьим лицам. Главное назначение личных неимущественных прав обеспечить гарантией признания автора создателем произведения. А также предоставление возможности использования авторского произведения по личному усмотрению автора. К этой категории относятся следующие виды прав:

  • Право на авторство
  • Право на имя
  • Право на публикацию, обнародование
  • Право на отзыв решения о публикации, обнародовании
  • Право на защиту репутации автора произведения
  1. Имущественные авторские права

Главным назначением этих прав является предоставление возможности получения финансовой выгоды от использования авторским произведением непосредственно автору и его правопреемникам. Имущественные права допустимы к передаче третьим лицам и наследованию. Здесь, мы можем разделить имущественные права, на несколько групп:

  • Исключительные права, предоставляющие возможность контроля над многочисленными способами использования авторских прав на произведение. Простыми словами вы можете разрешить или напротив запретить использование интеллектуальной собственности.
  • Право на получение вознаграждения, то есть право получить преимущественно дополнительное вознаграждение, поскольку используется произведение автора, предусматривается законодательно.

Авторские права юридических лиц

Исходя из действующего на территории Российской Федерации законодательства, допускается признание автором лишь физического лица. Есть правило – значит, есть исключение. Это правило применимо и к авторскому праву.

В случаях, когда произведение было создано, не на территории РФ, а за ее пределами, то авторские права рассматриваются международными авторскими правами. В соответствии с международными авторскими правами, автором на интеллектуальную собственность имеет право выступать юридическое лицо. Также, юридическое лицо может выступать автором, когда осуществляется создание произведения физическим лицом, исполняющим свои служебные обязанности. То, что он создал исходя из трудовых обязательств, принадлежит юридическому лицу. Либо также право авторство может перейти к юридическому лицу, согласно завещанию определенного автора на произведение.

Также, когда юридические лица создают, газеты, журналы, энциклопедии, сборники трудов. Словари, аудиовизуальное произведение, фильмы.

Смежное право: что защищает

Круг авторских произведений и их разновидностей в Гражданском кодексе РФ не ограничен. Для объектов смежного права установлен закрытый список. К ним относят 5 видов интеллектуальной собственности, которые отличаются между собой способами правового регулирования:

  • фонограммы (музыка не должна входить в состав аудиовизуальных произведений, например, фильмов, так как в этом случае она является неотделимой частью таких произведений);
  • исполнение авторских произведений;
  • спутниковое и кабельное вещание, радиопередачи;
  • изготовление баз данных;
  • публикация произведений литературы, науки и искусства, которые перешли в разряд общественного достояния до их обнародования.

Под термином «база данных» часто понимается хранилище документов, сведений или набор электронных данных, который управляется СУБД. В статье 1260 Гражданского кодекса РФ дается более конкретное определение: база данных представляет собой совокупность материалов разного характера, которые систематизированы таким образом, что они могут быть обработаны с помощью ЭВМ.

Особенностью баз данных является то, что они охраняются как авторским, так и смежным правом. В российской юриспруденции база данных рассматривается как составное литературное произведение. Ее составитель наделяется авторским правом, так как он внес творческий вклад в разработку оригинального расположения элементов и их взаимосвязи. Авторские права на базу данных можно зарегистрировать в «Роспатенте» – государственном ведомстве, которое выдает патенты на изобретения.

Узнать подробнее о регистрации баз данных и программного обеспечения.

Изготовитель базы данных, затративший определенные ресурсы на ее наполнение, наделяется смежными правами. Элементы базы данных могут также являться объектами авторского права, например, литературными произведениями, иллюстрациями или фотографиями, причем авторами этих произведений могут быть разные лица.

Все, кто прямо или косвенно участвует в создании базы данных, должен соблюдать права остальных субъектов: составитель должен получить письменное разрешение от автора произведения, используемого в качестве элемента базы, а изготовитель – от ее составителя.

Особенности смежного права на базы данных

Охрана смежных прав на базы данных для изготовителя предусмотрена не во всех случаях. При их изготовлении должно соблюдаться одно из следующих условий (статья 1334 Гражданского кодекса РФ):

  • В создание базы данных вложены существенные денежные или организационные затраты. Они должны быть подтверждены документально, поэтому при разработке IT-продукта нужно сразу готовить доказательства, которые содержат описание видов затрат и их размер. В качестве таких доказательств могут применяться бухгалтерские документы, договоры с исполнителями (в том числе договор авторского заказа), технические задания, внутренние приказы на предприятии.
  • База данных содержит не менее 10 тысяч самостоятельных записей. Подтверждением этого факта могут быть фрагменты отчетов СУБД с указанием количества элементов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *