Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мусор – порождение цивилизации. Он существует со времен превращения обезьяны в человека разумного. Но в глубокой древности отходы были органического происхождения и быстро разлагались. С появлением заводов и фабрик, изобретением пластмассы, стекла и других материалов ситуация ухудшилась.
Что относится к крупногабаритному мусору по закону
Что относится к крупногабаритному мусору по закону:
- предметы мебели;
- сантехника;
- крупная бытовая техника;
- отходы текущего ремонта (за исключением строительного мусора, который должен вывозиться по отдельному договору с оператором);
- прочие предметы, размеры которых позволяют отнести их к крупногабаритным (велосипеды, коляски и пр.).
Складирование крупногабаритных ТКО разрешено:
- либо в бункеры, т. е. специализированные мусоросборники для крупных предметов, расположенные на контейнерных площадках;
- либо на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Поскольку услуга стала коммунальной, ее расчет производится в соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса. В ней указано: сумма определяется на основании объема потребляемых услуг, определяемого по приборам учета. За неимением таковых за основу берутся нормативы накопления ТКО.
Расчеты проводятся по формуле: годовая стоимость = РТ * НН*n*, где:
- РТ – региональный тариф. То есть сумма, в которую оператор оценивает 1 куб.метр мусора в рублях. Устанавливается по соглашению с администрацией.
- НН – норматив накопления. Это объем мусора за год (измеряется в кубических метрах), который накапливается в результате жизнедеятельности одного проживающего в МКД.
- n* – количество жильцов в квартире. Если на жилплощади никто не проживает, учитывается количество прописанных граждан.
Как происходит процесс вывоза
Службы по вывозу отходов – организации, которые забирают строительный и бытовой мусор, и занимаются его дальнейшей утилизацией. Их работа происходит в несколько этапов:
- Бригада с грузовым транспортом прибывает на объект в предварительно оговоренное время.
- Производится оценка предстоящих работ и объема отходов, уменьшение размеров крупногабаритного мусора для удобства его последующего выноса из квартиры.
- Осуществляется сортировка мусора по классам опасности.
- Мусор аккуратно упаковывается в прочные мешки и погружается в транспорт.
- Отходы вывозятся на специальные полигоны, где происходит их утилизация. Виды мусора, в состав которых входят полимерные материалы, вывозятся на полигоны для захоронения. Их запрещено сжигать из-за образования ядовитых газов в процессе переработки.
Как поступить владельцу квартиры?
Согласно новой редакции Федерального закона № 458-ФЗ все лица осуществлявшие сбор и утилизацию отходов обязаны получить лицензию на осуществление своей деятельности. С июля 2020 года проводить сбор и вывоз отходов запрещается.
Кроме того согласно СанПиН 42-128-4690-88 отходы после ремонта и строительства вывозятся транспортом только на определённые предоставленные для этого участки. Неутилизируемые отходы предприятий вывозятся на специальные сооружения для обезвреживания и захоронения. То есть если раньше можно было нанять машину и вывезти на свалку любые отбросы, то теперь это делать запрещено.
С января 2020 года планируется проводить аукционы, на основании которых будут сформированы цены на вывоз отходов (Постановление Правительства № 1280 от 20.10.2017). Также основные правила утилизации отходов прописаны в Федеральном законе № 89-ФЗ.
Всех жильцов многоэтажек и частного сектора обязали подписывать договора на вывоз твёрдых коммунальных отходов. Оказывать такие услуги может только компания, имеющая лицензию.
Правительство обязало соответствующие структуры разработать новые программы по функционированию перерабатывающих отбросов предприятий и ужесточить контроль над несанкционированной утилизацией мусора без получения специального разрешения с определением места доставки.
В первую очередь, что необходимо сделать владельцу квартиры, – обратиться в свою Управляющую компанию и узнать, не заключила ли она договор с компанией, специализирующейся на вывозе строительных остатков, и имеющую соответствующий транспорт для погрузки, контейнеры для хранения и складирования остатков, пакет разрешительных документов.
Если договор существует, то вам могут к назначенному часу установить контейнер или подогнать спецавтотранспорт. В этом случае за небольшую оплату компания выполнит весь перечень работ, которые будут соответствовать требованиям Законодательства.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).
Правила, утверждённые ПП РФ № 1039, конкретизируют указанные нормы № 89-ФЗ и включают два важных раздела:
- каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
- как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.
Постановление содержит несколько разделов:
1.Муниципалитет согласует размещение мест сбора отходов
Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.
Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.
Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.
На основе экспертизы санэпиднадзора орган МСУ выносит решение: согласовать заявку или отказать заявителю по одной из двух причин:
- поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
- указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.
2.Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов
Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.
Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.
В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:
- Местоположение площадки.
Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.
- Технические характеристики.
Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.
- Сведения о собственнике места.
Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.
- Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).
3.Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок
Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.
Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.
4.Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора отходов
ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.
Схема работы УО по вопросам обустройства места для сбора ТКО, согласно ПП РФ № 1039, станет простой и полностью регламентированной:
- УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
- Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
- Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
- В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.
На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступило в силу с 1 января 2021 года.
Актуальные проблемы в борьбе со свалками
Мусор – порождение цивилизации. Он существует со времен превращения обезьяны в человека разумного. Но в глубокой древности отходы были органического происхождения и быстро разлагались. С появлением заводов и фабрик, изобретением пластмассы, стекла и других материалов ситуация ухудшилась.
Для сравнения: Остатки пищи разлагаются за 30 дней, резина – за 150 лет, пластик – за 180 лет, алюминиевая банка – за 500 лет.
Повышается уровень жизни, увеличиваются потребности людей, а вместе с ними возрастает и процент производимых отходов в расчете на 1 человека. Прирост свалок за год составляет 0,4 млн. гектара.
Положение усугубляется еще тем, что на предприятия по вторичной обработке отправляется только 4% всего мусора. Это объясняется несколькими причинами:
- Нехваткой специализированных мест для утилизации.
- Недостаточностью средств для переработки.
- Устаревшими технологиями переработки.
- Отсутствием сортировки бытовых отходов.
Именно поэтому и была запущена Мусорная реформа. Ее цель – получить финансы на строительство заводов, оснащение их инновационным оборудованием, облегчить сортировку сырья за счет внедрения разных контейнеров для сухого и мокрого мусора.
Твердые отходы, что относится к ТКО
Чем выше плотность населения – тем больше мусора нужно вывозить и утилизировать. До 2014 года в России учитывались так называемые «твёрдые бытовые отходы». С 1 января 2019 года, «мусорная реформа» не только ввела ряд изменений касающихся тарифов на вывоз мусора и услуг операторов по обращению с ТКО, но и определила, что такое твёрдые коммунальные отходы. К ним относится весь хлам от процесса жизнедеятельности частных лиц или организации:
- остатки пищи;
- скошенная трава, растения;
- грязь из колодцев и канализаций;
- мусор с улиц;
- макулатура;
- пластик, стекло, керамика;
- мебель;
- текстильный утиль, обувь;
- электро- и механические бытовые приборы;
- отходы строек;
- химия, лаки, краски.
Всё, что мы выбрасываем за ненадобностью, объединяет понятие – ТКО. Не включается в это понятие лишь мусор промышленных предприятий.
Правила вывоза строительного мусора
До 2019 года законом о мусоре в частном секторе 2018 не были предусмотрены штрафные санкции за самовольную утилизацию строительного мусора.
Сегодня для грамотного вывоза строительного мусора требуется выполнить определенные условия:
- Предварительно рассортировать отходы. Куски пластика сложить в строительные мешки, бумагу аккуратно связать в рулоны, кирпичи и плитку упаковать в мешки отдельно.
- Обратиться к регоператору за предоставлением услуги. Если мусор планируется вывозить несколько раз, целесообразно заключить с регоператором срочный договор. После оплаты выставленного счета, регоператор предоставит услугу.
Некоторые жители деревни пытаются утилизировать строительный мусор самостоятельно. Но для этого им требуется оплатить выгрузку ТКО на полигон и найти спецтранспорт для вывоза.
Меры безопасности, ограждение контейнерной площадки
Железные баки часто похищаются асоциальными элементами для сдачи в пункты приема металлолома. Во избежание подобных инцидентов управляющие компании вынуждены прибегать к защитным мерам:
- Возводятся ограждения с воротами на участках. Жильцы могут беспрепятственно выбрасывать мусор, но возможности вынести бак нет.
- Устанавливаются замки. Ключи есть только у водителей специализированных автомобилей, занимающихся вывозом ТБО и ТКО.
- На баках устанавливается клеймо управляющей компании. Это защищает от использования контейнеров в других местах или сдачи их в металлолом.
- Устанавливается сигнализация.
- Ведется видеонаблюдение.
Требования к площадкам ТКО и ТБО
Для начала разберёмся в понятиях ТКО и ТБО. После принятых изменений в закон «Об отходах производства и потребления», впервые появилось понятие ТКО – твёрдые коммунальные отходы. Обязанность по хранению и вывозу этого сырья была возложена на коммунальные службы.
Основная часть мусора современных городов, это обычные твёрдые бытовые отходы (ТБО), которые образуются ежедневно: остатки пищи, стекло, пластик, целлюлоза и пр. К коммунальным (ТКО) можно отнести отходы, которые накапливаются в жилых или нежилых помещениях, во время деятельности человека или организации, например, потребительские товары, утратившие своё первоначальное назначение.
В вышеупомянутом законе терминология ТКО служит в первую очередь для разграничения видов отходов и, соответственно, норм и тарифов для обычных людей и предприятий. Очевидно, что предприниматели и организации, с многочисленным персоналом, в процессе своей деятельности выбрасывают гораздо больше мусора, чем обычный житель.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах. », № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.