Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и лимит выплат по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».
Нововведений в ОСАГО ждут в 2022 году
Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».
По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.
«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.
«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.
Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.
«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.
По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».
По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.
По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.
Какие документы необходимо подать, чтобы получить максимальную сумму по страховке ОСАГО
Виновник в аварии должен предоставить страховщику такой пакет документации:
- Справка из ДПС об инциденте на дороге
- Копия протокола об административном нарушении
- Постановление либо отказ в заведении дела в суде об административном правонарушении в том случае, если они получены ГИБДД
Пострадавший в аварии должен направить страховщику такую документацию:
- Заявление на получение страхового возмещения
- Копии документов на транспортное средство: ПТС, СТС, соглашение страхования, доверенность (если интересы собственника авто представляет заявитель)
- Копия факса или телеграммы, которые подтверждают вызов на осмотр
- Документация, которая подтверждает затраты, которые в результате аварии понёс владелец автотранспорта: расходы на проведение дополнительных экспертиз, почтовые затраты и т.п.
- Копия гражданского паспорта
- Акт об оценке причиненного вреда
Внимание! Страховщик назначает экспертизу полученных дефектов, её осуществляет сертифицированный оценщик. На основе сделанной оценки рассчитывается калькуляция ущерба. В соответствии с ФЗ №40, на протяжении трёх месяцев с момента подачи сторонами полного пакета документации страховщик обязан выплатить пострадавшему страховую компенсацию.
Какие документы будут нужны для получения выплаты по ОСАГО, если было ДТП с пострадавшими
-
заверенная копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
-
документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;
- документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;
- согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
- извещение о ДТП в случае его оформления на бумажном носителе;
- копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством.
В конце прошлого, 2021 года вступил в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр для физических лиц-владельцев легковых машин и мотоциклов.
Несмотря на это, в случае ДТП, где причиной происшествия стала неисправность транспортного средства, к владельцу авто, не прошедшего ТО, страховая компания могла выдвинуть регрессное требование компенсации суммы ущерба, выплаченной пострадавшей стороне. Получилось, что необязательное ТО на самом деле обязательно.
Чтобы устранить данное противоречие, с 1 апреля 2022 года были внесены поправки в закон об ОСАГО, отменяющие регресс в случае ДТП с участием авто без техосмотра, если причиной аварии явилась неисправность транспортного средства. Изменения вступают в силу 12 апреля 2022 года.
Как выплачивается страховка, если есть КАСКО и ОСАГО
Помимо обязательного автострахования, есть добровольное – это КАСКО. Прежде чем выбрать такой вариант, нужно разобраться, что покрывает КАСКО. Теоретически этот полис может покрывать любой страховой случай, на практике выплаты определяются стоимостью полиса и условиями договора. Клиент может самостоятельно определить перечень страховых случаев. Чем их больше, тем дороже страховка, в связи с этим полный перечень рисков страхуют немногие. Как правило, по КАСКО предусмотрены выплаты в случае:
- ДТП;
- угона машины;
- повреждения отдельных элементов или механизмов машины;
- намеренного нанесения ущерба автомобилю третьими лицами;
- пожара;
- стихийного бедствия.
Также нужно знать, как работает выплата по КАСКО при аварии. Порядок обращения в страховую компанию после ДТП такой же, как и при ОСАГО, но есть две особенности:
- За выплатой может обратиться и виновник аварии.
- Обращаться участник ДТП должен в свою страховую компанию. Хотя на практике, если речь идет о пострадавшем водителе, многие страховые компании пытаются отказать в выплате, ссылаясь на то, что ущерб должна оплатить страховая компания виновника.
Уход мировых брендов и дефицит оригинальных деталей не только удорожил ремонт, но и усложнил реставрацию авто в целом. Об этом сообщили в Госдуме и дополнили, что сроки проведения восстановительных работ по страховке увеличили с 30 до 60 дней.
«ОСАГО» подорожал для начинающих автомобилистов. С прошлого года его стоимость выросла ни много ни мало на 22,6%. Причем коснулось это и авто, в страховку которого новичок вписан как дополнительный водитель. Из приятного: автомобилистам со стажем основной пакет стал обходиться на 4,5% дешевле.
Тем временем, в Российском союзе автостраховщиков предоставили возможность оформлять аварии через мобильные приложения всех страховых компаний. Ранее это можно было сделать только посредством двух приложений, выпущенных РСА.
Сроки выплат за повреждение автомобиля
Сроки выплат не должны превышать 20 суток со дня ДТП (п. 21 ст. 12 закона № 40). Страховщику на экспертизу, принятие решения и расчет суммы компенсации дается максимум 15 суток. В течение следующих 5 дней, исключая нерабочие, он обязан перечислить деньги страхователю. Если потерпевший организует ремонт по согласованию со страховщиком (по письменному заявлению) на выбранной им станции, срок увеличивается до 30 суток.
В п. 4.26 правил ОСАГО сказано о возможности отложить решение о выплате в случае уголовного расследования по делу, связанного с ДТП. Срок проведения ремонта устанавливается СТО страховщика и фиксируется в направлении. По согласованию это срок может быть изменен с обязательным уведомлением страховщика.
В случае просрочки СК обязана выплатить неустойку в размере 1% от страховой суммы. Неустойка начисляется не только на стоимость ремонтных работ, но и на другие издержки, с ними связанные.
В случае несвоевременности мотивированного отказа в выплате за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 0.5%. В общем, тонкостей масса.
Страховые выплаты по полису ОСАГО — сумма, формула расчета
Размер выплаты пострадавшим людям рассчитываются исходя из степени повреждения здоровья и суммы, необходимой на лечение.
Степень повреждения | Размер компенсации | Сумма выплаты |
---|---|---|
Ребенок-инвалид | 100% | 500 тыс.руб |
Инвалидность I степени | 100% | 500 тыс.руб. |
Инвалидность II степени | 70% | 350 тыс.руб. |
Инвалидность III степени | 50% | 250 тыс.руб. |
Выплаты по ОСАГО при ДТП в 2021 году
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Базовая ставка в 2022-ом году устанавливается российским Центробанком (до 2015-го она назначалась правительством). Но это не фиксированная сумма, а диапазон, за который страховщики не могут выходить.
Пока базовые тарифы всех российских страховщиков не могут быть ниже 2746 рублей и выше 4942. И таковым диапазон стал в 2019-ом году после старта реформы и расширения «коридора» на 20%. На 2021-ый год было запланировано еще два увеличения диапазона: на 40% с первого января и еще на 30% с первого октября. Но пока ставки остаются прежними.
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2022-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
В страховом полисе должны указываться данные не только непосредственно основного владельца автомобиля, но и всех лиц, которые ТС управляют. И если во время остановки машины инспектором за рулем находится водитель, сведений о котором в ОСАГО нет, то это расценивается как нарушение первой части 12.37 статьи КоАП. Здесь написано, что при невыполнении предусмотренного полисом условия управления транспортным средством исключительно указанными в документе водителями налагается административный штраф, величина которого составляет 500 рублей.
Новый коэффициент КО для «открытой» страховки физических лиц
Следующее изменение затронуло коэффициент, который используется при расчете стоимости «открытой» страховки, то есть страховки, которая позволяет сесть за руль абсолютно любому водителю:
N п/п |
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | Коэффициент КО |
1 | 2 | 3 |
1 | Да | 1 |
2 | Нет | 1,94 — для физических лиц; 1,97 — для юридических лиц |
Лимит выплат по осаго в 2023 году
Принятый закон обеспечивает защиту страховых компаний от финансовых потерь и дает возможность потерпевшим в дорожно-транспортных происшествиях получать выплаты страховок без продолжительных судебных тяжб. При заключении договора ОСАГО имеет смысл обращать внимание на лимиты выплат по ОСАГО в 2023 году и сроки погашения.
Страховые случаи | Получатели | Правоустанавливающие акты | Максимальный размер |
---|---|---|---|
Возмещение ущерба имуществу потерпевшего от стороны ДТП | Все потерпевшие независимо от их количества | Федеральный Закон №223, с дополнением к подпункту «б» ст.7 Федерального Закона№40 | 400 000 рублей |
Возмещение расходов, затраченных на восстановление пострадавшего в ДТП транспортного средства | Потерпевший в ДТП, получивший повреждения автомобиля | Федеральный Закон № 40 | 50 000 рублей |
Возмещение расходов на погребение погибших в ДТП лиц | Близкий либо дальний родственник погибшего | Федеральный Закон №40 | 475 000 рублей либо 50 000 рублей |
Возмещение ущерба без вызова ГИБДД (составление европротокола) | Исключительно одному пострадавшему (при большем количестве составление европротокола невозможно) | Федеральный Закон №40 | 50 000 рублей |
Что будет в 2022: последние новости
Главным новшеством, которое ожидают все автолюбители в будущем 2022 – это отмена двух основных коэффициентов. Речь о ставках за мощность двигателя, а также территориальном коэффициенте. В законопроекте установлено, что КТ отменят с начала 2022 (1 января), а КМ – с октября того же года.
Вместо уже прижившихся ставок, парламентарии предлагают ввести новые, более современные и «правильные» ставки. Они будут зависеть от манеры (стиля) езды а также от количества грубых нарушений ПДД.
Коэффициент стиля вождения подразумевает учет таких факторов, как:
- резкие разгоны;
- резкие торможения;
- резкие перестроения;
- длительность езды;
- частота пользованием машины.
Чтобы собрать данные по манере езды, автомашины планируется снабжаться специальными устройствами (телематические). Но здесь возникает интересный факт: если водитель любит «полихачить», для чего ему ставить такой прибор в салон своего железного коня? Тем более что платит за устройство и установку придется из своего кармана.
Новые автомобили снабжены бортовым компьютером, на который установлена телематическая система российского происхождения «ЭРА-ГЛОНАС». Программное обеспечение, а также бесперебойная связь со спутником позволит вести учет манеры вождения. Ожидается, что чем спокойнее человек водит свое авто, тем меньший коэффициент ему назначит страховая фирма. Точных значений коэффициента законодатель пока не приводит.
Второй коэффициент зависит от наличия у водителя таких грубых нарушений, как:
- проезд запрещающего светофора;
- езда со скоростью большей, чем установлено на данном участке дороги на 60 км;
- вождение в состоянии опьянения (наркотики, алкоголь);
- выезд на «встречку».
Конкретных данных об этой величине пока нет. Парламентарии еще проводят работу в этом направлении. После того, как очередной законопроект об ОСАГО внесут в Госдуму на рассмотрение, появятся первые данные о том, чего ждать автолюбителям в 2022. В настоящий момент даже страховые компании не знают, чего ожидать в будущем. На сайтах страховщиков до сих пор функционирует прежняя формула, с помощью которой происходит онлайн расчет стоимости полиса.
Лимит при европротоколе – 100 тысяч (условно 400)
Извещение является упрощённым способом оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Логично, что страховой рынок при таком раскладе озабочен тем, чтобы обезопасить себя. Поэтому предельный размер выплаты по европротоколу составляет 100 000 рублей. Это диктует пункт 4 статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО:
4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счёт возмещения вреда, причинённого его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
Обратите внимание также, что виновник ДТП при оформлении с европротоколом обязан известить с доказательствами такого извещения свою страховую о событии в течение 5 рабочих дней, а также 15 календарных дней не ремонтировать и не утилизировать машину. Иначе будет регресс.
Из положений указанной выше нормы закона можно заметить, что есть и исключения из этого общего правила. Рассмотрим его подробнее!
Кому полагается компенсация по ОСАГО
Страхование автогражданской ответственности (сокращенно – ОСАГО) – это разновидность страховки, обязательная к оформлению каждым автовладельцем без исключения. Такой порядок установлен на законодательном уровне. Процедуру покупки и применения полиса регулирует закон № 40-ФЗ (от 25.04.2002 года).
Назначение ОСАГО заключается в покрытии ответственности водителя перед прочими участниками движения. Страховка выступает некой гарантией того, что пострадавшие в ДТП люди получат компенсацию за нанесенный им вред в виде соразмерной суммы средств.
Соответственно претендовать на денежное возмещение по полису могут лишь те лица, которым в момент аварии был нанесен ущерб. Это могут быть как автовладельцы, так пассажиры и пешеходы.
Выплата производится страховой конторой водителя, виновного в ДТП. При этом последний прав на компенсацию по своему ОСАГО не имеет. Ущерб, полученный страхователем по его же вине, можно возместить по КАСКО. Такой полис не считается обязательным. Автовладелец оформляет его по личной инициативе в добровольном порядке.
КАСКО страхует водителя от различных рисков – хищение авто, ДТП (вне зависимости от того, кто признан виновным), пожар, повреждения от падения деревьев и прочее.
- Что является страховым случаем по ОСАГО?
- Когда оформленный полис ОСАГО не освобождает виновника в ДТП от возмещения ущерба?
Лимит за вред здоровью – 500 тысяч
Его устанавливает абзац 2 статьи 7 ФЗ-40:
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причинённый вред, составляет:
- а) в части возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
Как видим, за травмы в результате ДТП можно получить несколько больше, чем за вред автомобилю. И это достаточно справедливо. Для получения выплаты необходимо подать такое же стандартное заявление с извещением в страховую компанию, а также приложить соответствующие документы:
- копии постановления, протокола и/или определения от ГИБДД,
- медицинская справка и выписка из больничного листа о характере оказанной медпомощи.
Важно знать, что если в аварии вред нанесён не только имуществу, но и здоровью, то обращаться в этом случае нужно только в страховую виновника, ПВУ в этом случае не действует, так как не выполняется первое условие правил для этого.
При этом, возмещению по ОСАГО подлежит не только непосредственно вред здоровью. Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона, возмещается 2 вида ущерба:
- непосредственно травмы или иного вреда здоровью,
- утраченного заработка в результате такого ущерба.
А вот моральный вред не является риском при потере здоровья. Только по суду вы его можете взыскать, но основание при этом указывается как неудовлетворение требований по возмещению, а не моральный вред, полученный в результате ДТП. Но у вас всё ещё остаётся право взыскать его напрямую с виновника происшествия.