Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «II. Структура и общие правила ведения кадастра недвижимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Функционирование любого государства базируется на целом комплексе сложных регуляторов и процедур. Одним из таких регуляторов является система учета собственности: объектов жилого комплекса, зданий и других форм недвижимости. Эта система подразделяется на ряд специализированных государственных институтов, каждый из которых работает исключительно в своей сфере. Первоначальный учет недвижимости производится федеральным кадастром, куда заносятся данные о любом типе жилой или коммерческой недвижимости, участков и владений.
Подобного рода информация формирует определенную структуру данных, совокупность которых и представляет государственный кадастр недвижимости, что содержит в себе исчерпывающие данные о любом недвижимом объекте страны:
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Существуют специально сформулированные положения, которые строят основу работы рассматриваемого органа. С ними необходимо знакомиться не только сотрудникам данной организации, но и обычным гражданам, чтобы точно понимать специфику работы.
Первое, но очень важное правило заключается в том, что осуществлять его должно специальное управомоченное на это лицо. Это требование – не только прихоть руководителей государственной службы.
Это изложено в законодательстве, а именно, в федеральном законе 221 от 24 июля 2007 года.
Использование труда только квалифицированных сотрудников дает возможность вести реестр правильно и грамотно, а также формировать систематизированные и упорядоченные сведения и базы из них.
Следующее положение заключается в том, что деятельность кадастровой палаты основывается на следующих нормативных актах:
- Конституция;
- Земельный кодекс;
- Гражданский;
- Водный;
- Лесной;
- Жилищный;
- Градостроительный.
Также стоит отметить, что осуществляет ведение реестра определенный орган – федеральная служба кадастра и картографии.
Узнайте из нашей статьи, как определить, стоит ли объект недвижимости на кадастровом учете.
Основные функции и принципы ведения государственного кадастра недвижимости
Исключительно велико значение кадастра недвижимости для России, когда проводится земельная реформа, вводится многообразие форм собственности и владения землей, усиливается роль экономических методов регулирования и стимулирования рационального использования земли, возрастает материальная заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности.
В этой связи современный кадастр недвижимости выполняет следующие взаимосвязанные функции.
Юридическая (правовая) – определяет права на землю и осуществляет их защиту (регистрация правового статуса земельных участков, и прочно связанных с ним объектов недвижимости, контроль за законностью сделок, разрешение земельных споров и др.). Сведения ГКН имеют юридическую силу и государственный статус, а потому являются единственно достоверными для налоговых, финансовых, правоохранительных, судебных и иных органов.
Фискальная (налоговая) – в связи с развитием рынка земли и недвижимости. вовлечением их в гражданский оборот определяет необходимые рыночные атрибуты (ставки земельного налога, арендной платы, цену земли., стоимость земли, определяет налогооблагаемую базу (регистрация налогоплательщиков, накапливает информацию о поступлении налоговых платежей за земельные ресурсы и объекты недвижимости).
Учетная – охватывает учетом и управлением земельные ресурсы и объекты недвижимости как национальное достояние (количество, качественное состояние, местоположение, распределение по категориям, собственникам, пользователям). ГКН – единая государственная система признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов кадастрового учета. Единственным доказательством существования объекта являются сведения о нем внесенные документы ГКН.
Экономическая – проводит экономическую оценку, определяет нормативную цену земли, создает основу экономического стимулирования рационального ее использования. Создание ГКН требует больших затрат, так как каждый объект недвижимости должен быть определен на местности, задокументирован, учтен, зарегистрирован. Помимо этого дорогостоящими являются работы по описанию и оценке объектов недвижимого имущества.
Экологическая – накапливает сведения о земле как об уникальном природном объекте и обеспечивает информацией природоохранные мероприятия.
Техническая – создает, обновляет, передает планово- картографические материалы( кадастровые карты, планы, схемы ).
Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости
Каждое действие с участками земли и другим недвижимым имуществом должно быть зарегистрировано в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). В противном случае сделка не будет признана действительной.
Законом единые принципы кадастрового учета объектов недвижимости введены для всех регионов России. Их исполнение обязательно для всех участников сделок с недвижимостью и сотрудников госорганов.
Справки из госкадастра могут потребоваться владельцам недвижимости по самым разным причинам.
Таким образом, практически все владельцы подобного имущества периодически имеют дело с госкадастром.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !
Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий и иных сведений.
Государственный кадастр недвижимости создается и ведется в целях:
Обеспечения признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;
государственного учета, контроля за их использованием и охраной земель и других объектов недвижимости;
планирования и регулирования использования земель и неразрывно связанных с ними объектов недвижимости;
оценки недвижимого имущества и установления обоснованной платы за его использование;
обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
защиты прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости;
информационного обеспечения гражданского оборота земли и других объектов недвижимости .
Задачей государственного кадастра недвижимости является обеспечение заинтересованных лиц признанными государством достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и их местоположении.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов:
1. единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации. Подразумевает согласованность и единство методов и технологий ведения кадастра, формирования системы кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата всех объектов недвижимости, так и с точки зрения охвата всей территории.
2. Обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения). Кадастровые сведения должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Для обеспечения непрерывности ведения кадастра необходимо систематическое или периодическое, сплошное или выборочное обновление информации.
3. Сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Выполнение этого принципа обеспечивается сбором информации по единой методике, единой степени полноты и детализации.
Соблюдение выше перечисленных принципов позволяет обеспечить правильное ведение кадастра недвижимости.
Автоматизированная система
Введение автоматизации позволило значительно облегчить сбор данных и снизить процент погрешностей. Это обеспечило рост уровня контроля и понижение временных затрат на обязательные проверки.
Сочетание ручного и цифрового документооборота способствует выявлению погрешностей на этапе сбора информации. Это достигается сравнением полученных результатов. Автоматизация позволила расширить возможности. С ее помощью сейчас проверяют и корректируют сведения по расположению участков земли на кадастровой карте.
Программное обеспечение для введения информации в единую базу устанавливают на всех рабочих местах учреждений госкадастра. Это позволяет сотрудникам кадастровых служб вносить и извлекать данные из единой базы учета недвижимого имущества, следствием чего становится повышение качества учета и уменьшение времени отклика на запросы.
Пользователи получили возможность оценить такие преимущества, как:
- подразделение информационных баз по муниципальному признаку;
- регулярное обновление и актуализация данных;
- доступность информации для всех;
- сохранение резервной копии содержащихся сведений на отдельных носителях.
Система прошла проверку временем, а механизм сбора данных получил отражение в законодательстве.
Принципы ведения кадастра
Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:
- единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
- общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
- актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
- сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
- хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
- после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.
Кадастровый учет здания в 2021 году
1. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.
3. Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Если документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные документы в соответствующий орган кадастрового учета.
(часть 3 в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ)
4. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.
(часть четвертая в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ)
5. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ)
6. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
7. В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
8. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
9. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ФЗ)
10. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее — орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).
Кадастр – это перечень объектов землепользования, подлежащих налогообложению. Весь список находится в упорядоченном виде и оформлен таким образом, чтобы информация, содержащаяся в нем, была понятно каждому пользователю.
Государственный кадастр в 2021 году представляет собой именно такой свод, который целиком и полностью опирается на законодательную базу. Также госкадастр содержит сведения экономического характера, но в рамках территории конкретного землепользования, например, лесной кадастр или водный.
Имеющиеся экономические данные помогают формировать систему налогообложения по единому принципу для каждой отдельно взятой территории.
Что входит в кадастровые сведения:
В основе формирования и регламентирования кадастровой деятельности лежат законодательные акты.
Все вопросы кадастра регулирует 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В нем прописаны вопросы Росреестра, инженеров и их объединений, учета и правомочий сторон.
Это не единственный документ, регламентирующий кадастровую деятельность. Также эту задачу призваны решать другие нормативные акты:
В Росреестре имеется две базы и не все понимают разницу между ними. Так, чем отличается ЕГРН от ГКН?
При сделке с недвижимостью необходимо представить документы от различных государственных организаций. Обе справки потребуются для подтверждения законных прав на данную собственность.
Справка ЕГРН содержит:
- наименование объекта;
- площадь обозначенного объекта;
- проводимые в прошлом сделки по данному объекту;
- кадастровый номер;
- адрес;
- есть ли на данной собственности обременение.
Справка из ГКН содержит:
Получение сведений из ГКН регламентируется определенным порядком. Порядок оформления зависит от места, куда предъявляется данный запрос.
Получить справку можно через:
- МФЦ;
- онлайн-портал для получения госуслуг;
- регистрационную палату.
Для написания заявления в ЕГРП достаточно предъявить паспорт и квитанцию, подтверждающую факт оплаты услуги. При этом важно понимать, что государственный орган каждому может предоставить ознакомительные данные, но получить детальную информацию об объекте может только юридический представитель.
Не последнее значение имеет, то, какой именно документ необходимо получить. Если предстоит получить выписку о жилой или нежилой недвижимости, то обращаться за ней нужно в БТИ. В том случае, если выписка необходима на земельный участок, то обращаться нужно в Росреестр.
При этом обращаться необходимо только в те подразделения, которые обслуживают данную территорию. Срок выполнения такого паспорта составляет до 10 дней.
Федеральный закон четко проговаривает, что справка ГКН не имеет срока давности и остается действительной даже спустя 10 лет. Но с учетом того, что кадастровые службы с регулярностью раз в пять лет проводят оценку недвижимого имущества, имеет смысл обновлять данную справку не реже, это позволит получать актуальные сведения об актуальной стоимости данного объекта.
Некоторые государственные и финансовые организации определяют срок актуальности данной справки с 10 дней.
В том случае, если после направления запроса клиент на протяжении пяти дней не получит ответ из Росреестра по интересующей его информации, ему должно прийти уведомление о том, что эти данные отсутствуют.
Как только запрашиваемая ранее информация будет выгружена в базу данных, специалисты обязаны в тот же день или на следующий предоставить эту информацию заявителю без дополнительной платы или запроса.
Информация в Росреестре может иметься, но она может не соответствовать действительности. Сотрудники могут обнаружить неточности самостоятельно или в результате поданной заявки на получение выписки. Законодательством четко прописан срок, в течении которого должны быть произведены все исправления в базу данных, он составляет пять дней.
Ошибки могут быть технические и кадастровые. Первые для исправления требуют всего нескольких дней, для устранения вторых может потребоваться большее количество времени, так как этот процесс может потребовать запроса дополнительных данных.
Технические ошибки – это несоответствие данных кадастрового паспорта с данными документов, на основании которых проводилось заполнение сведений по объекту. Например, произошла ошибка в площади территории или количестве построек на данном участке. На исправление возникших неточностей отводится всего пять дней.
Для того, чтобы подтвердить ошибку, потребуется анализ архивных данных. В том случае, если здесь будет выявлено несовпадение, то кадастровый орган должен вынести официальное решение о смене данных в реестре. В том случае, если специалист отказывается провести изменения, заявитель вправе обратиться в суд и таким образом потребовать внесения правильных данных.
Кадастровая ошибка, чаще всего, допускается кадастровыми инженерами при проведении обследования, при составлении заключения. Ошибка в базу данных может вкрасться по вине представителей органов местного самоуправления, которые допустили ошибку при составлении схемы участка, категории назначения, границы межевания и др.
Причиной кадастровой ошибки может стать:
- Незаконно присвоенные земли и построенную недвижимость внесут в госкадастр
- Что изменится в связи с реформированием Госкомземгеодезкадастра
- Определят реальную стоимость земли и сформируют ее рынок
- Геодезии и картографии – новый закон
- Кадастр: вместо бумаг – карта с чипом
- На распространение в Узбекистане карт потребуется разрешение
Логично, что единый земельный кадастр России нуждается в администрировании и управлении. Эти функции призвана исполнять Федеральная кадастровая палата (ФКП) – структурное подразделение Росреестра, на которое возложен ряд основных функций службы:
- ведение госреестра недвижимости (ЕГРН);
- осуществление госрегистрации объектов недвижимости и сделок с ней;
- кадастровый учет и утверждение кадастровой оценки;
- предоставление актуальных сведений из ЕГРН;
- прием заявлений от граждан и организаций о кадастровом учете, регистрации;
- определение кадастровой стоимости.
Государственный кадастр недвижимости (ГКН)
Законодатель позволяет выделить 4 главных принципа, лежащих в основе ведения ГКН:
- Принцип единства используемых систем и ведения кадастра по всей России.
- Принцип непрерывности ведения кадастра и внесения в него изменений для обеспечения актуальных данных.
- Принцип открытости информации ГКН: общедоступность сведений.
- Принцип совместимости сведений кадастра недвижимости с иными информационными системами: формирование единого ЕГРН.
Можно утверждать, что государственный земельный кадастр ведется в целях систематизации работы по управлению, охране и регистрации прав на землю, деятельности по землепользованию, землеустройству, владением и распоряжением землей.
Сведениями из кадастра могут воспользоваться не только представители власти, но и любые другие лица, ведь информация о недвижимости находится в публичном доступе.
Если рассматривать кадастровое дело как научную дисциплину, можно выделить предмет и методы земельного кадастра. Предметом кадастра можно считать закономерности, используемые при создании и ведении ГКН как единой информационной базы, обеспечивающей граждан актуальными данными о недвижимости.
В деятельности кадастра используются методы математического моделирования и экономической оценки. Это позволяет ГКН исследовать, изучать и обрабатывать поступающую информацию, а также систематизировать ее для выполнения главной задачи.
Подытоживая сказанное, обращаем внимание на изменение принципов и подходов кадастрового учета земель. Прежний земельный кадастр был преобразован в кадастр недвижимости, в котором содержатся сведения обо всех объектах, а не только о земельных участках. Получить сведения из него можно при помощи публичной кадастровой карты либо запроса в ЕГРН. Эти данные всегда актуальны и общедоступны. Функции по ведению кадастра возложены на Росреестр и его территориальные подразделения.
Комплекс проводимых работ, которые можно определить в качестве ведения кадастрового учёта объектов недвижимости, имеет общегосударственное значение. Его деятельность систематизирована чёткой последовательностью иерархической соподчинённости, с выделением подведомственных общей системе организации деятельности, подсистем с менее широкими полномочиями. Также закон о ГКН регулирует получение кадастрового номера на квартиру.
Система постепенного отграничения от целостного контекста, сужается до округов, далее – до населённых пунктов и отдельных земельных участков.
Так же – отдельные участки земли, в едином информационном поле, постепенно сливаются, образуя земельные массивы и расширяясь до границ России. Масштабы этой деятельности беспрецедентны по своему значению и общему суммированному объёму.
Ведение учётных работ столь сложного уровня в едином регистрационном пространстве, стало возможным посредством тщательно спланированной и надлежаще организованной деятельности.
Ведение кадастровой деятельности осуществляется путём оперирования сложными числовыми значениями, в которых зашифрованы все имеющиеся в учётных данных сведения о земельном массиве страны. Каждый учтённый участок имеет свой неповторимый, полностью уникальный номер.
Он не совпадает с другими не только в пространстве, но и во времени. Путём сложной кодификации, отдельные участки включаются в комплексы аналогичных участков. О формирование кадастра недвижимости — читайте тут.
Система ГКН является информационным банком характерных сведений о движениях процессов, осуществляемых с недвижимостью. Основными подходами в организации и ведении учётной деятельности являются:
- Накопление информационных данных;
- Их классификация, кодирование и шифровка;
- Хранение полученных сведений;
- Трансляция информации.
Технологически, работа выстроена в двух аспектах:
- На электронных носителях, с использованием высокотехнологичных компьютерных программ;
- Путём ведения стандартного делопроизводства с применением бумажных носителей.
После проведения учётной записи факта операции с недвижимостью, а также в случае плановых проверок, учётные и отчётные данные, переносятся на электронный носитель. И наоборот – в случае подачи запроса в отношении сведений, данные извлекаются из электронных документов и переносятся в выписки на бумажных носителях.
Бумажные носители имеют приоритет, так как при обнаружении ошибки или несоответствия, производство операции приостанавливается, а сведения с бумажных носителей переносятся в электронные документы.
Записи учёта заполняются после предоставления документов о совершении операций с недвижимостью, для регистрации. После надлежащего их оформления и регистрации, проходят работы по внесению проведённой операции в учётные записи. Таким образом, они содержат сведения обо всех имущественных сделках, о составлении договоров, дополнений к ним и предоставляемых гражданам, выписках.
Не реже, чем через 5 лет, проводятся ревизии земель, с обновлением записей и переоценкой земель.
Не реже, чем через 10 лет обновляются кадастровые карты, в том числе – и интерактивные.
Ведение ГКН осуществляется на основании информационного обмена соответствующими сведениями, при этом характер взаимодействия определяется в установленном Законом порядке. Его деятельность не может быть изолирована от интересов государства и региональных представительств, а также от общественных интересов в лице граждан и различных организаций и служб.
Информационное взаимодействие осуществляется:
- С государственными органами (в соответствии с установленным перечнем);
- С органами местного самоуправления субъектов РФ;
- С правообладателями земель.
От перечисленных субъектов может быть запрошена любая необходимая информация, на основании документа (запроса) или заявления, с указанием причины требования сведений. Она должна быть предоставлена по запросу не позднее 5 дней со дня подачи запроса. Сведения подаются в виде выписки из записей учёта, и имеют статус официального документа. В их числе могут быть:
- Информация об установлении границы РФ;
- Порядок установления границ: между территориями автономных округов, субъектов РФ, населённых пунктов и аналогичных сведений;
- Об изменении порядка зонирования территорий;
- Об изменении категории, назначения или разрешённого использования земель;
- Об имущественных сделках и оформлении участков в собственность;
- Изменение результатов кадастровой оценки.
Все перечисленные сведения поступают для регистрации в процессе осуществления каждого из перечисленных видов деятельности.
Ни один из документов, касающихся оперирования с недвижимым имуществом, не будет иметь юридической силы без его внесения в записи кадастра.
Ведение учётных записей можно определить делом государственной важности, что вряд ли станет преувеличением. Поэтому организация работы выстраивается на различных уровнях допуска к информационным данным, что требует специфической организации деятельности этого общественного института.
В целом, организационный механизм деятельности ГКН определяется в качестве систематизированного свода сведений о недвижимом имуществе федерального, муниципального назначения, а также – сведений имущественного характера частных и юридических лиц.
Чёткость организации в ведении записей учёта определяется классификацией проводимых работ, которые подразделяются по следующим видам разделов:
- Организация ведения реестра учётных записей;
- Организация ведения кадастровых дел;
- Составление, хранение и использование кадастровых карт.
Объединяясь в единую цель создания актуальных данных, пригодных к использованию, разновидности кадастровой деятельности способствуют полноценному охвату всех аспектов учёта земельного ресурса.
Организационная деятельность ГКН строится на основании регламентированных правительством РФ, законодательных документов и условиях номенклатурного делопроизводства, адаптированного к данным видам работ.
Ведение кадастровой деятельности не может быть произвольным, она осуществляется лишь в установленном порядке, посредством привлечения квалифицированных сотрудников и посредством организации деятельности, в режиме уполномоченного органа.
Тем не менее, межевые работы могут проводиться как со стороны государственной организации, так и в частном порядке.
К частным геодезическим компаниям предъявляются особые требования, с учётом их квалификации и наличия лицензии на допуск, к проведению геодезических работ.
Регулирование системы ведения ГКН осуществляется на основании принятого 24.07.07 г. федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», за № 221-ФЗ. Закон прошёл регистрацию в Министерстве Юстиции РФ, ему присвоен регистрационный № 16771, 31.03.10 г. после чего он приобрёл правовую и юридическую силу.
Он был вменён в действие в качестве руководящего принципа деятельности по организации учётных работ, и вышел в свет за подписью Министра экономики Э. Набиуллиной и Президента РФ.
Этот документ полностью определяет порядок обозначенной деятельности с учётом малейших её нюансов. Он является способом нормирования всех аспектов учётной деятельности и состоит из положений, которые включают в себя:
- Структуру и состав ведения ГКН;
- Общие правила и основания для вносимых сведений;
- Технологии внесения сведений о земельных участках, объектах капитального строительства и прочих сооружений;
- Структуру ведения делопроизводства;
- Передачу дел в архивы.
До вступления этого документа в силу, он прошёл несколько этапов рассмотрения с принятием поправок. Они указаны по каждому пункту положений статей, с подробным изложением.
С полным текстом закона Приказа Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» вы можете ознакомиться здесь.
Значимость проводимой деятельности по ведению ГКН, сложно переоценить. Она охватывает масштабом всю территорию земельных массивов, расположенных в пределах государственных границ.
Кадастры субъектов Российской Федерации
Кадастры ведутся не только на федеральном уровне. Они могут быть региональными. Это иллюстрирует кадастр отходов. Но не тот, о котором было сказано выше, а кадастр отходов Московской области, который ведется в соответствии с Законом Московской области от 08.11.2001 № 171/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области».
Систематизированный свод сведений об объектах градостроительной деятельности в Москве содержится в градостроительном кадастре города Москвы. В нем поддерживается информационная база о градостроительном планировании развития территории, градостроительных регламентах и иных сведениях, необходимых для осуществления градостроительной деятельности в Москве. В том числе для осуществления изменений объектов недвижимости.
Есть государственный кадастр особо охраняемых природных территорий г. Москвы. Кстати, существует и федеральный государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
Сведения государственного кадастра недвижимости
Государственный кадастр недвижимости содержит широкий спектр сведений о каждом внесенном в него объекте недвижимости. Как о его уникальных характеристиках, так и целый ряд дополнительных сведений.
К числу уникальных характеристик относятся:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, помещение, объект незавершенного строительства);
- кадастровый номер объекта недвижимости и дата его внесения в ГКН;
- описание местоположения границ объекта недвижимости (если это земельный участок) или объекта недвижимости (если это здание, сооружение или объект незавершенного строительства);
- когда объектом недвижимости является помещение, в ГКН вносится кадастровый номер здания или сооружения, в котором оно расположено, номер этажа (при наличии этажности), описание местоположения;
- площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Как такового, официального понятия «Государственный земельный кадастр» больше не существует, на смену ему пришел новый термин: «Государственный кадастровый учет земельных участков», который исполняет те же функции, что и ГЗК.
Кадастровый учет земельных участков призван осуществлять деятельность по постановке на учет земель Российской Федерации. Вся информация, вносимая в ГЗК, имеет бессрочный срок хранения и является общедоступной. Получить нужные сведения может любой желающий.
Главный принцип ведения ГЗК – единство используемых форм и методов на всей территории страны. Учитывая это, вся система земельного кадастра является централизованной, и все решения, принимаемые ФКП Росреестра, обязательны для исполнения на всех уровнях кадастровых служб и во всех регионах.
Помимо этого, деятельность кадастровых служб регламентируется Федеральными законами. Основным нормативным актом является ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Автоматизированная система
Сегодня кадастру присуща автоматизированная система, которая была введена сравнительно недавно, но уже успела зарекомендовать себя только с лучшей стороны.
С какой целью система была введена?
Государство преследует цель повышения эффективности работы всей системы.
Кроме того, только компьютерная программа может гарантировать сто процентное качество выполнения всех технологических процессов, а также может стать инструментом прямого стимулирования инвестиционной деятельности.
Вся полученная информация благодаря используемой системе поступает в кадастр недвижимости не только в письменно виде посредством работы сотрудников, но и в электронном.
На этапе электронного введения вся информация проходит тщательный контроль и сверку. Этим процедурам подвергается не только символьная, но и картографическая информация.
Не редко система сама связывает имеющиеся сведения об объектах недвижимого имущества, а именно построек с земельными участками. Это очень удобно ввиду того, что сотрудникам не нужно самостоятельно искать необходимую информацию для привязки.
Вся система загружается на компьютеры сотрудников, и иметь к ней доступ можно через определенный портал. Вход возможен только при подключении системы к сети интернет.
Под ГКН понимается единый федеральный ресурс (он же реестр), содержащий информацию обо всей недвижимости страны на момент занесения в него сведений об этом имуществе.
В нем содержится информация об объектах недвижимого имущества, госграницах страны, границах субъектов России, населенных пунктов и тому подобное.
Его назначение заключается в том, что он организовывает движение имущественных прав на собственность и обеспечивает сделки с ней.
Реестр доступен любому гражданину и организации России. Можно получить любую информацию по любому объекту, кроме той, доступ к которой ограничен или закрыт законодательно.
Кадастр – это свод сведений, представленных в определённом систематизированном и упорядоченном виде.
Предлагаем ознакомиться: Доверенность на восстановление птс — ДомашнийЮрист
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) – это систематизированные сведения о недвижимости, которая находится в пользовании или собственности на территории РФ. Эти сведения используются, например, для определения налоговой базы.
Постановка на учёт осуществляется территориальным органами Росреестра. Они же осуществляют своевременное наблюдение за объектом.
Все объекты недвижимости подлежат обязательной постановке на учет. В государственном кадастре в обязательном порядке содержатся следующие сведения о каждом объекте недвижимости:
- вид объекта;
- кадастровый номер, а также дата постановки на учёт;
- подробное описание границ объекта;
- его месторасположение;
- площадь объекта.
Состав сведений ГКН об объекте недвижимости
Информация, содержащаяся в ГКН, довольно объемна. Сначала рассмотрим общий список, а затем – более детально рассмотрим его ключевые моменты.
Итак, в ГКН содержатся данные:
- о различных объектах недвижимости;
- о государственной границе РФ;
- о границах между разными территориальными единицами РФ;
- о границах городов и других населенных пунктов;
- о особых территориальных зонах;
- о кадастровом делении;
- о геодезической основе и картографической основе.
Самая востребованная среди обычных граждан РФ часть кадастра – это информация о недвижимости. Именно ее в форме выписки чаще всего предоставляют людям, обратившимся с заявлением по тому или иному вопросу. Она же содержится и в кадастровом паспорте.
Рассмотрим характер информации о недвижимости, содержащейся в ГКН:
-
Информация о уникальных параметрах земельных участков. К этой категории относятся: тип участка, кадастровый номер, описание границ, площадь, а также номера соседних участков.
- Дополнительные данные о земельных участках. В эту категорию включается вся информация, которая не относится к предыдущей группе. Это условный номер участка, его адрес или описание местоположения, описание категории земель, к которой он относится, и особенностей этой категории. Если объект был образован из другого (или, наоборот, образует другой) – то кадастровые номера каждого из них тоже относятся к дополнительным данным.
- Информация о уникальных параметрах постройки. В эту группу входят: вид постройки, ее кадастровый номер и дата включения в ГКН, площадь постройки, описание ее местоположения с координатами на местности и возможной погрешностью.
- Дополнительные данные о постройках. В этой категории содержится всё то же самое, что и в аналогичной категории для земельных участков. Иными словами – вся «техническая» информация о постройке, не включенная в список уникальных параметров.
ГКН – это место, где можно найти любую информацию о участке земли или недвижимости. Если человеку нужно получить какую-то выписку, касающуюся недвижимости, то почти всегда это нужно делать в органах кадастра.
Как это было при советской власти
В эпоху СССР учёт земель практически не производился. Связано это было с тем, что территория считалась общественной. Существовали лишь БТИ, ведающие учетом зданий и сооружений вкупе с их техническими характеристиками. По официальной принадлежности земля относилась к министерству сельского хозяйства.
С 1998 года с изменением форм собственности и появлением класса землевладельцев вновь актуальной стала проблема защиты их интересов. Именно тогда, в 2000 году, был принят закон о ГКН — Государственном земельном кадастре. В 2004 году возникла идея создания ГКН РФ — государственного кадастра недвижимости. Но воплощена в жизнь она была только в 2007 году с выходом закона № 221-ФЗ. Дата его опубликования — 24.07.2007. Этот момент можно считать началом официального функционирования современной формы кадастрового учета.