Пожарно-техническое обследование: этапы и кто проводит

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пожарно-техническое обследование: этапы и кто проводит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обязанность обеспечить пожарную безопасность недвижимости, организаций, имущественных активов, граждан предусмотрена Законами № 123-ФЗ и № 69-ФЗ. Это означает, что владельцы недвижимости и директора предприятий должны сами разработать и соблюдать меры противопожарной защиты. Однако ввиду существенной опасности, которую представляет огонь и последствия пожаров, государство контролирует соблюдение норм противопожарной безопасности. С этой целью осуществляются инспекции, проверки и аудиты госструктурами, независимыми фирмами.

6.2.1. Для оценки существующего уровня противопожарной защиты и соответствия его требуемому уровню для объекта после его реконструкции при обследовании устанавливается качество выполненных на объекте противопожарных мероприятий и соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений, инженерного оборудования, систем противопожарной защиты нормативным требованиям, предъявляемым к объекту после его реконструкции.

6.2.2. При реконструкции объекта необходимо иметь данные о его функциональном назначении до и после реконструкции, технологической схеме и компоновочным решениям, виде и количестве пожарной нагрузки.

Исходя из этих данных оценивается пожарная опасность процесса, в соответствии с которым определяется класс функциональной пожарной опасности реконструируемого объекта.

В процессе натурного обследования выполняется проверка объекта по параметрам, которые будут обеспечивать его пожарную безопасность после реконструкции. При этом выполняется сравнение фактических значений показателей, характеризующих пожарную безопасность, полученных при обследовании, и требуемых значений, которые устанавливаются или на основе нормативных требований, или на основе технико-экономического обоснования.

Размещение объекта

6.2.3. При рассмотрении генеральных планов определяются существующие дороги и проезды для пожарных автомобилей. В зависимости от назначения здания, его ширины проверяются их расположение и габариты в соответствии с действующими нормативными документами: СНиП 2.07.01, СНиП II-89, СНиП II-97.

Проверяются противопожарные разрывы между зданиями и другими сооружениями, их соответствие нормативным требованиям при размещении в зданиях новых процессов с учетом их категории пожарной опасности и установленной степени огнестойкости зданий.

Размещение и оснащенность ближайшего пожарного депо также должны соответствовать требованиям указанных СНиПов и НПБ 101.

Конструктивные решения зданий

6.2.4. Состояние несущих конструкций должно быть таким, при котором обеспечивается нормативный предел огнестойкости конструкции. Наличие повреждений, неправильные условия эксплуатации могут привести к тому, что при пожаре обрушение конструкций может произойти за время, меньшее нормируемого пределом огнестойкости.

Обследование включает определение следующих дефектов:

— вмятины, погнутости отдельных элементов, отверстия, не предусмотренные проектом, изгибы, отклонения от вертикали и отсутствие отдельных элементов решетки сквозных колонн;

— использование колонн в качестве опор под навесное оборудование, не предусмотренное проектом, наличие коррозии;

— для ферм и балок — искривление стержней и смятие элементов;

— не предусмотренные проектом кронштейны для прокладки коммуникаций, коробов;

— вырез отдельных элементов решетки ферм, коррозия.

Обследование производят в соответствии с пп.3.1-3.5 данной методики.

Дефекты ограждающих конструкций могут привести к несоответствию требованиям пределов огнестойкости и классам пожарной опасности, группам распространения огня и группам горючести материалов.

Оценка строительных материалов и конструкций выполняется в соответствии с классификацией и методами, принятыми в СНиП 21-01.

Для строительных материалов основных несущих и ограждающих конструкций, декоративно-отделочных и облицовочных материалов, материалов для покрытия полов, кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов устанавливаются показатели:

— горючести;

— воспламеняемости;

— распространения пламени по поверхности;

— дымообразующей способности;

— токсичности продуктов горения.

Названные показатели проверяются по проектным данным и протоколам испытаний материалов в соответствии с действующими методиками. При отсутствии данных проводятся дополнительные исследования в соответствии с действующими ГОСТами образцов материалов.

Для строительных конструкций устанавливаются:

— пределы огнестойкости;

— класс конструктивной пожарной опасности.

В зависимости от огнестойкости и пожарной опасности конструкций с учетом их фактического состояния устанавливаются степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности здания, и в зависимости от его габаритов (высоты, площади) и функционального назначения здания принимается решение о применимости в новом проектном решении.

Предел огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности устанавливаются для следующих конструкций:

— стены: наружные, внутренние, лестничных клеток;

— перегородки;

— отделка стен и перегородок;

— колонны;

— прогоны;

— лестницы: площадки, косоуры, ступени, отделка;

— перекрытия: над подвалом, междуэтажное, чердачное, над вестибюлем, над эвакуационными проходами, отделка, заполнение перекрытий;

— покрытия: несущие конструкции, настил, утеплитель;

— полы;

— подвесные потолки: каркас подвесного потолка, заполнение каркаса, утеплитель, светильники, отделка;

— двери: полотнища, коробки, притворы;

— кровля, гравийная засыпка;

— кровли из рулонных и мастичных материалов;

— стены тамбур-шлюзов;

— стены шахт-лифтов.

Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности устанавливаются или по проектным материалам, или аналитическим методом с учетом состояния строительных конструкций.

Проверяется выполнение требований по предотвращению распространения горения внутри конструкций, недопущению пустот в конструкциях, ограниченных горючими материалами.

Во взрывопожароопасных производствах проверяются легкосбрасываемые конструкции. Площади легкосбрасываемых конструкций рассчитываются во взрывоопасных помещениях проектируемого объекта. Проверяется конструктивное решение, обеспечивающее раскрытие проемов при избыточном давлении взрыва, в соответствии со СНиП 31-03.

При выполнении утепления фасадов и покрытий проверяется соответствие требованиям к конструктивному решению кровель, наружных стен и облицовок.

Пожарно-техническая экспертиза, ее задачи и этапы проведения

Определение 1

Пожарно-техническая экспертиза – это исследование объекта, который был поврежден пожаром, с целью выяснения причин его возгорания, а также установление обстоятельств и лиц, способствовавших этому.

Подавляющее большинство пожаров происходит в результате выделения тепловой энергии и окисления веществ и материалов кислородом, который входит в состав воздуха. Объектами пожарно-технической экспертизы выступают агрегаты, оборудование, сооружения, здания, места хранения различных веществ, леса, сельскохозяйственные угодья, растения, животные, люди и другие.

Читайте также:  СЗВ-СТАЖ за 2022 год — инструкция от ПФР

К основным задачам пожарно-технической экспертизы можно отнести:

  • установления наличия или отсутствия нарушений техники противопожарной безопасности в действиях людей;
  • установление места первоначального возгорания (очага пожара);
  • установление организационных и технических причин возгорания;
  • установление причастности к возгоранию используемых агрегатов и оборудования;
  • установление путей распространения пожара;
  • установление продолжительности пожара.

Для решения такого широкого спектра задач необходимо учитывать все особенности, которые свойственны физико-химическим процессам во время возгорания и протекания пожара. Это требует от специалистов проводящих пожарно-техническую экспертизу, знаний в таких дисциплинах как термодинамика, логика, газодинамика, математика, сопротивление материалов, материаловедение, безопасность жизнедеятельности, химия, механика, оптика, криминалистика, электротехника, инженерия, гражданское и промышленное строительство, и других.

Для качественного проведения пожарно-технической экспертизы специалисту предоставляется ряд документов: акт о пожаре; справки о климатических условиях в момент пожара, документы об опросе свидетелей, фото и видео материалы (если таковые имеются), протоколы осмотра места пожара, техническая документация оборудования.

Пожарно-техническая-экспертиза состоит из нескольких этапов:

  1. Осмотр и исследование места пожара.
  2. Исследование состояния конструкций сооружения или здания до возгорания (чтобы выявить пожароопасные свойства используемых материалов при строительстве и источник возгорания).
  3. Определение продолжительности пожара на разных участках территории пожара.
  4. Определение путей распространения пожара.
  5. Выдвижение нескольких версий произошедшего.
  6. Анализ предложенных версий и исключение неподходящих.

Также дополнительно могу проводиться лабораторные исследования и эксперименты для определения пожароопасных свойств конкретных веществ и материалов, установления пожароопасности используемых агрегатов и оборудования, установления безопасности технологических процессов, определения пожароустойчивости здания и его конструкций, установления соответствия используемых материалов нормам ГОСТ, установление правильности действия персонала в условиях протекания пожара.

Определение 2

Очаг пожара(возгорания) – это область, где возникло горение, вызвавшее пожар.

Существует три вида пожарно-технической экспертизы:

  1. Экспертиза месторасположения очага возгорания. Без определения места начала возгорания невозможно точно установить его обстоятельства. Благодаря установлению очага пожара, можно принадлежность территории, на которой он начался и установить ответственных лиц или организации.
  2. Экспертиза механизма возгорания. Мероприятия данной экспертизы направлены н установление причин возгорания.
  3. Экспертиза условий, которые вызвали возгорание.

Для каких объектов экспертиза пожарной безопасности строго обязательна?

Для некоторых объектов экспертиза пожарной безопасности является строго обязательной процедурой. Полный список подобных объектов приведёт в статье закона. К объектам, которые нельзя возводить и эксплуатировать без проведения экспертизы промышленной безопасности, относятся:

  • Реконструированные объекты. В процессе реконструкции серьёзно меняются изначальные параметры и свойства объекта, прежние его характеристики становятся неактуальными из –за изменения площади, конфигурации, использования других отделочных и строительных материалов и т.д. Поэтому, чтобы убедиться в том, что объект остаётся стойким к возгоранию, рекомендуется после завершения реконструкции провести экспертизу пожарной безопасности.
  • Только что возведённые и сданные в эксплуатацию объекты. Зачастую недобросовестные подрядчики экономят на защите объекта от возгорания, используют материалы ненадлежащего качества для строительства и отделки, возводят объект с нарушением норм и требований пожарной безопасности. Чтобы выявить факты подобных махинаций строителей и монтажников, стоит после сдачи объекта в эксплуатацию озаботиться проведением экспертизы пожарной безопасности.
  • Объекты, имеющие высоту свыше 47 метров. Подобные здания относятся к высотным, и из – за большой высоты к ним предъявляются особые нормы и требования. Большая высота серьёзно затрудняет эвакуацию посетителей или жильцов в случае возгорания и увеличивает вероятность трагического исхода пожара. Именно по этой причина экспертиза пожарной безопасности для подобных зданий строго обязательна по закону.
  • Здания, часть которых находится ниже уровня земли. Подземные уровни позволяют экономить место, но эвакуация из них в случае пожара представляет собой процесс очень непростой. Поэтому для предотвращения трагических последствий любые здания, имеющие подземные парковки, этажи или гаражи подлежат обязательной экспертизе пожарной безопасности.
  • Здания, рассчитанные на одновременное пребывание огромного количества народа. К таким зданиям относятся торговые центры, театры, кинотеатры, образовательные учреждения, офисные центры, бизнес – центры и т.д. Одновременное нахождение большого количества людей на территории объекта затрудняет их эвакуацию в случае возникновения пожара. Именно из – за этого по закону запрещено эксплуатировать и возводить подобные учреждения и объекты без прохождения экспертизы пожарной безопасности.

Разрешаемые при экспертизе пожара вопросы

Основной целью пожарно-технической экспертизы является изучение места пожара, обнаружение следов горения, границ и форм развития пожара, а также следов того, что стало причиной его возникновения.

В соответствии со ст. 11 приказа № 640 назначение эксперта или комиссии происходит по усмотрению руководителя экспертного учреждения.

Принято различать 3 этапа установления причины возникновения пожара, использующихся при выполнении пожарно-технической экспертизы:

  1. Изучение и осмотр обстановки.
  2. Исследование очага пожара.
  3. Исследование основных версий происхождения пожара.

Основные методы, которые использует эксперт при проведении санитарно-технической экспертизы, следующие:

  1. Обнаружение (активный розыск фактических данных при помощи зрительных ощущений и технических средств).
  2. Выяснение (использование логических методов, построение графиков, моделирование обстановки).
  3. Фиксация (полное и точное описание места пожара путем фотосъемки, изъятие доказательств) и т. д.

Первоначальный срок производства пожарно-технической экспертизы — 20 дней (п. 32 приказа № 640).

Заключение эксперта, выдаваемое по результатам пожарно-технической экспертизы, оформляется в 2 экземплярах с обязательным заверением каждой страницы, включая графики, фото, чертежи (п. 41 приказа № 640), и состоит из следующих частей:

  • вводной;
  • исследовательской;
  • при комплексной экспертизе — синтезирующей;
  • выводов.

Пожарно-техническая экспертиза служит цели установления причин и обстоятельств возникновения пожара. Как экспертиза в рамках судебного процесса она может быть первичной, дополнительной и повторной. Необходимость в знаниях не только пожарно-технического характера приводит к назначению комплексной экспертизы с участием экспертов с разной специализацией.

выявление горючей загрузки, прогнозирование ее поведения при возникновении источников зажигания, выражение взрывоопасности объектов в понятиях категорий помещений по СП 12.13130.2009.

В процессе работы проводилось пожарно-техническое обследование объекта, изучение особенностей эксплуатации объекта, сбор информации по обращаемой горючей загрузке. Целью обследования являлось определение категорий производственных, складских, помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

В результате проведенных расчетов установлены категории помещений и наружных объектов по взрывопожарной и пожарной опасности, необходимые для разработки противопожарной защиты объекта. Расчет определения категорий складских и производственных помещений выполнен на основании свода правил 12.13130.2009 разработан в соответствии ст. 27 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Классификация помещения по взрывопожарной и пожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара.

Категории риска объекта

Согласно правилам, прописанным в законе, государственный орган при осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности применяет риск-ориентированный подход. Исходя из него все организации, в отношении которых производится проверка, делятся на 6 категорий по степени риска (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):

  1. Чрезвычайно высокий – здания, где проживают дети, старые люди, инвалиды и прочие лица с ограниченными возможностями в количестве, превышающем 10 человек, садики, детские лагеря с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и т.д.
  2. Высокий – учреждения начального, основного и среднего образования, медицинские организации, где люди остаются в ночное время и другие объекты, предназначенные для оказания врачебной помощи и прохождения санитарно-курортного лечения.
  3. Значительный – здания, где временно пребывают люди с целью получения медицинских и социальных услуг, сооружения, рассчитанные на одновременное проживание более 1000 человек, объекты, чья высота превышает 50 метров (за исключением МКД), организации высшего образования и действующие при них общежития и др.
  4. Средний – многоквартирные дома и здания от 28 метров и больше, дома, которые рассчитаны на одновременное проживание более 200 человек, консульства и др.
  5. Умеренный – здания, чья площадь рассчитана на проживание более 50 человек, объекты со статусом умеренной и пониженной пожароопасности, наружные установки.
  6. Низкий – в данную группу входят все другие объекты, которые не вошли в приведенные выше разновидности.

Сроки и периодичность проведения проверки

Конкретные сроки проведения проверок (на предмет соблюдения организациями и ИП требований пожарной безопасности) прописаны в разделе 8 упомянутых выше Методических рекомендаций.

Так, в соответствии с данным нормативным документом общая продолжительность этого процесса не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении малых предприятий проверка должна длиться не более 50 часов, а микропердприятий – до 15 часов в год.

ВНИМАНИЕ. В отдельных ситуациях, когда требуется проведение сложных исследований и экспертиз, срок проверки может быть продлен еще на 20 дней. Соответствующее распоряжение должен издать начальник органа ГПН.

Периодичность осуществления надзора в области соблюдения норм пожарной безопасности зависит от категории риска, под которую попадает конкретный объект. Тут встречаются следующие варианты (п. 21 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):

  • один раз год (для организаций из категории чрезвычайного риска),
  • один раз в 2 года (высокий риск),
  • один в течение 3 лет (значительный риск),
  • один раз в 5 лет (средний риск),
  • один раз в течение 6 лет (умеренный риск).

В отношении организаций, которым присвоена категория низкого риска, проверка соблюдения требований пожарной безопасности не производится.

Оформление результатов пожарных проверок

После завершения проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектор ГПН должен составить в двух экземплярах соответствующий акт.

В этом документе указываются сведения об организации, в отношении которой осуществлялся пожарный надзор, реквизиты соответствующего распоряжения, данные проверяющего лица и т.д. К акту могут быть приложены следующие документы:

  • протоколы, подтверждающие отбор образцов продукции,
  • бумаги, описывающие проведенные исследования и экспертизы,
  • объяснительные записки от сотрудников организации, несущих ответственность за соблюдение пожарной безопасности,
  • предписания об исправлении выявленных нарушений (при наличии таковых),
  • рапорт на увеличение срока проведения проверки,
  • документы, подтверждающие законность проведенного надзора,
  • иные бумаги, связанные с этим процессом.

Номер акта проверки должен совпадать с номером распоряжения органа ГПН, в соответствии с которым она была организована.

Все акты проверок в обязательном порядке должны быть учтены в специальном журнале.

ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что при допущении нарушений в части пожарной безопасности, ответственные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. В связи с этим данному вопросу следует уделить повышенное внимание.

На каких основаниях могут проверить?

Проведением проверок по соблюдению организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятием мер по результатам этих проверок занимается Государственный пожарный надзор (далее — ГПН).

ГПН может проводить проверки как планово, так и внепланово. Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно.

В большинстве случаев плановые проверки проводятся один раз в три года. Основанием для включения компании в план ежегодных проверок является истечение трех лет со дня:

  • ввода объекта защиты (например: здания, сооружения, помещения) в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
  • окончания проведения последней плановой проверки.

Однако плановые проверки объектов, используемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Периодичность проведения таких проверок установлена в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (например, плановая проверка фирмы, оказывающей услуги по предоставлению дошкольного и начального общего образования, может производиться ежегодно).

ГПН обязан уведомить о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого в адрес проверяемого заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.

Помимо этого, существует довольно много оснований для проведения и внеплановой проверки. К ним относятся:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности;
  • решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
  • поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.

О внеплановой проверке фирма (предприниматель) должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Обратите внимание, что внеплановая проверка может проводиться и на основании поступивших в пожарную службу обращений, заявлений и жалоб о нарушениях правил пожарной безопасности. При этом проверка по данному основанию всегда проводится без предупреждения (ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).

Разновидности пожарных проверок

Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:

  • Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
  • Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.

Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:

  • Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
  • Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.

И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  3. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»);
  4. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в редакции изм. №1;
  5. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Нормативные сроки проведения контрольных мероприятий

Срок проводимой проверки не должен превышать 20 дней. Это касается контрольных действий в отношении достаточно большой организации. При инспектировании объекта малого предпринимательства общий период работы на проверяемом объекте не может быть больше 50 часов в год.

В случае если контрольные действия осуществляются в отношении микропредприятия, расположенного на ограниченной площади, срок также сокращается. В этом случае продолжительность проверки составляет до 15 часов в год.

Кроме того, срок проверки на малых и микропредприятиях может увеличиться в случае проведения экспертных работ, специального расследования и испытаний. Общее количество часов составляет не более 15 в год. Для большого предприятия дополнительный период не может превышать 20 дней.

Права должностных лиц проверяемого предприятия

Собственник организации имеет право на определенные действия в период осуществления контроля.

В перечень разрешенных законом действий входят:

  • При получении акта допустимо указать в документе о согласии или несогласии с выводами инспектора. Кроме того, проверяемый может сделать пометку об ознакомлении с материалом, а также дать оценку тем или иным действиям проверяющего.
  • Должностные лица объекта могут присутствовать при проведении всех проверочных мероприятий. Собственник и руководитель могут предоставлять информацию или пояснения по тому или иному вопросу. Они вправе получать интересующую их информацию в отношении действий инспектора.
  • В ходе проведения контрольных действий и по окончанию их знакомиться с промежуточными результатами и с актом проверки.
  • Имеют право на обжалование в суде либо в вышестоящей инстанции действий инспектора и выводов, обозначенных в акте. Кроме того, предприятие вправе подготовить иск на возмещение ущерба, нанесенного сотрудниками МЧС.

Следует помнить, что существует нормы, распространяющиеся на должностных лиц предприятия и инспекторов МЧС:

  • В ходе проведения мероприятий руководитель или собственник предприятия имеет право задавать вопросы инспектору. Они могут относиться к теме проверки или общему состоянию противопожарной обороны объекта.
  • Если вы в соответствующие сроки не получили уведомление и не были оповещены о визите инспектора, то в ваше отсутствие контрольные мероприятия проводиться не могут. Кроме того, следует помнить, что предоставление объяснений является поступком, носящим добровольный характер, и вы вправе отказаться от их дачи.
  • В случае вашего несогласия с информацией, изложенной в акте проверки, следует сделать соответствующие пометки в документе, прежде всего в экземплярах, остающихся у инспектора.
  • Закон не ограничивает вас во времени ознакомления с результатами контрольных мероприятий. Сразу по окончанию проверки обратитесь к инспектору с просьбой о предоставлении экземпляра.
  • Если в ходе мероприятий проверяющий нарушил ваши права, следует отразить это на страницах акта.

Права и обязанности проверяющих

Для того, чтобы представитель проверяемого объекта мог защитить законные права и интересы объекта в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц органа ГПН, ему необходимо знать права и обязанности проверяющего.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право:

  • запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а при выявлении в них ошибок вправе требовать письменные пояснения;

  • беспрепятственно посещать объекты и проводить их обследования (в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и прочие мероприятия по контролю);

  • использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;

  • привлекать экспертов и экспертные организации для проведения исследований, испытаний, экспертиз, а также представителей общественных организаций. При этом привлекаемые лица должны быть указаны в распоряжении о проверке;

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:

  • осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица проверяемого объекта;

  • отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний и измерений без оформления соответствующих протоколов.

При проведении проверок должностные лица органов ГПН обязаны:

  • проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН;

  • предоставлять уполномоченному лицу объекта информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, а также знакомить его с результатами проверки;

  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале пожарных проверок при его наличии;

  • по требованию представлять информацию об органе ГПН, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *