Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пожарно-техническое обследование: этапы и кто проводит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанность обеспечить пожарную безопасность недвижимости, организаций, имущественных активов, граждан предусмотрена Законами № 123-ФЗ и № 69-ФЗ. Это означает, что владельцы недвижимости и директора предприятий должны сами разработать и соблюдать меры противопожарной защиты. Однако ввиду существенной опасности, которую представляет огонь и последствия пожаров, государство контролирует соблюдение норм противопожарной безопасности. С этой целью осуществляются инспекции, проверки и аудиты госструктурами, независимыми фирмами.
6.2.1. Для оценки существующего уровня противопожарной защиты и соответствия его требуемому уровню для объекта после его реконструкции при обследовании устанавливается качество выполненных на объекте противопожарных мероприятий и соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений, инженерного оборудования, систем противопожарной защиты нормативным требованиям, предъявляемым к объекту после его реконструкции.
6.2.2. При реконструкции объекта необходимо иметь данные о его функциональном назначении до и после реконструкции, технологической схеме и компоновочным решениям, виде и количестве пожарной нагрузки.
Исходя из этих данных оценивается пожарная опасность процесса, в соответствии с которым определяется класс функциональной пожарной опасности реконструируемого объекта.
В процессе натурного обследования выполняется проверка объекта по параметрам, которые будут обеспечивать его пожарную безопасность после реконструкции. При этом выполняется сравнение фактических значений показателей, характеризующих пожарную безопасность, полученных при обследовании, и требуемых значений, которые устанавливаются или на основе нормативных требований, или на основе технико-экономического обоснования.
Размещение объекта
6.2.3. При рассмотрении генеральных планов определяются существующие дороги и проезды для пожарных автомобилей. В зависимости от назначения здания, его ширины проверяются их расположение и габариты в соответствии с действующими нормативными документами: СНиП 2.07.01, СНиП II-89, СНиП II-97.
Проверяются противопожарные разрывы между зданиями и другими сооружениями, их соответствие нормативным требованиям при размещении в зданиях новых процессов с учетом их категории пожарной опасности и установленной степени огнестойкости зданий.
Размещение и оснащенность ближайшего пожарного депо также должны соответствовать требованиям указанных СНиПов и НПБ 101.
Конструктивные решения зданий
6.2.4. Состояние несущих конструкций должно быть таким, при котором обеспечивается нормативный предел огнестойкости конструкции. Наличие повреждений, неправильные условия эксплуатации могут привести к тому, что при пожаре обрушение конструкций может произойти за время, меньшее нормируемого пределом огнестойкости.
Обследование включает определение следующих дефектов:
— вмятины, погнутости отдельных элементов, отверстия, не предусмотренные проектом, изгибы, отклонения от вертикали и отсутствие отдельных элементов решетки сквозных колонн;
— использование колонн в качестве опор под навесное оборудование, не предусмотренное проектом, наличие коррозии;
— для ферм и балок — искривление стержней и смятие элементов;
— не предусмотренные проектом кронштейны для прокладки коммуникаций, коробов;
— вырез отдельных элементов решетки ферм, коррозия.
Обследование производят в соответствии с пп.3.1-3.5 данной методики.
Дефекты ограждающих конструкций могут привести к несоответствию требованиям пределов огнестойкости и классам пожарной опасности, группам распространения огня и группам горючести материалов.
Оценка строительных материалов и конструкций выполняется в соответствии с классификацией и методами, принятыми в СНиП 21-01.
Для строительных материалов основных несущих и ограждающих конструкций, декоративно-отделочных и облицовочных материалов, материалов для покрытия полов, кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов устанавливаются показатели:
— горючести;
— воспламеняемости;
— распространения пламени по поверхности;
— дымообразующей способности;
— токсичности продуктов горения.
Названные показатели проверяются по проектным данным и протоколам испытаний материалов в соответствии с действующими методиками. При отсутствии данных проводятся дополнительные исследования в соответствии с действующими ГОСТами образцов материалов.
Для строительных конструкций устанавливаются:
— пределы огнестойкости;
— класс конструктивной пожарной опасности.
В зависимости от огнестойкости и пожарной опасности конструкций с учетом их фактического состояния устанавливаются степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности здания, и в зависимости от его габаритов (высоты, площади) и функционального назначения здания принимается решение о применимости в новом проектном решении.
Предел огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности устанавливаются для следующих конструкций:
— стены: наружные, внутренние, лестничных клеток;
— перегородки;
— отделка стен и перегородок;
— колонны;
— прогоны;
— лестницы: площадки, косоуры, ступени, отделка;
— перекрытия: над подвалом, междуэтажное, чердачное, над вестибюлем, над эвакуационными проходами, отделка, заполнение перекрытий;
— покрытия: несущие конструкции, настил, утеплитель;
— полы;
— подвесные потолки: каркас подвесного потолка, заполнение каркаса, утеплитель, светильники, отделка;
— двери: полотнища, коробки, притворы;
— кровля, гравийная засыпка;
— кровли из рулонных и мастичных материалов;
— стены тамбур-шлюзов;
— стены шахт-лифтов.
Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности устанавливаются или по проектным материалам, или аналитическим методом с учетом состояния строительных конструкций.
Проверяется выполнение требований по предотвращению распространения горения внутри конструкций, недопущению пустот в конструкциях, ограниченных горючими материалами.
Во взрывопожароопасных производствах проверяются легкосбрасываемые конструкции. Площади легкосбрасываемых конструкций рассчитываются во взрывоопасных помещениях проектируемого объекта. Проверяется конструктивное решение, обеспечивающее раскрытие проемов при избыточном давлении взрыва, в соответствии со СНиП 31-03.
При выполнении утепления фасадов и покрытий проверяется соответствие требованиям к конструктивному решению кровель, наружных стен и облицовок.
Пожарно-техническая экспертиза, ее задачи и этапы проведения
Определение 1
Пожарно-техническая экспертиза – это исследование объекта, который был поврежден пожаром, с целью выяснения причин его возгорания, а также установление обстоятельств и лиц, способствовавших этому.
Подавляющее большинство пожаров происходит в результате выделения тепловой энергии и окисления веществ и материалов кислородом, который входит в состав воздуха. Объектами пожарно-технической экспертизы выступают агрегаты, оборудование, сооружения, здания, места хранения различных веществ, леса, сельскохозяйственные угодья, растения, животные, люди и другие.
К основным задачам пожарно-технической экспертизы можно отнести:
- установления наличия или отсутствия нарушений техники противопожарной безопасности в действиях людей;
- установление места первоначального возгорания (очага пожара);
- установление организационных и технических причин возгорания;
- установление причастности к возгоранию используемых агрегатов и оборудования;
- установление путей распространения пожара;
- установление продолжительности пожара.
Для решения такого широкого спектра задач необходимо учитывать все особенности, которые свойственны физико-химическим процессам во время возгорания и протекания пожара. Это требует от специалистов проводящих пожарно-техническую экспертизу, знаний в таких дисциплинах как термодинамика, логика, газодинамика, математика, сопротивление материалов, материаловедение, безопасность жизнедеятельности, химия, механика, оптика, криминалистика, электротехника, инженерия, гражданское и промышленное строительство, и других.
Для качественного проведения пожарно-технической экспертизы специалисту предоставляется ряд документов: акт о пожаре; справки о климатических условиях в момент пожара, документы об опросе свидетелей, фото и видео материалы (если таковые имеются), протоколы осмотра места пожара, техническая документация оборудования.
Пожарно-техническая-экспертиза состоит из нескольких этапов:
- Осмотр и исследование места пожара.
- Исследование состояния конструкций сооружения или здания до возгорания (чтобы выявить пожароопасные свойства используемых материалов при строительстве и источник возгорания).
- Определение продолжительности пожара на разных участках территории пожара.
- Определение путей распространения пожара.
- Выдвижение нескольких версий произошедшего.
- Анализ предложенных версий и исключение неподходящих.
Также дополнительно могу проводиться лабораторные исследования и эксперименты для определения пожароопасных свойств конкретных веществ и материалов, установления пожароопасности используемых агрегатов и оборудования, установления безопасности технологических процессов, определения пожароустойчивости здания и его конструкций, установления соответствия используемых материалов нормам ГОСТ, установление правильности действия персонала в условиях протекания пожара.
Определение 2
Очаг пожара(возгорания) – это область, где возникло горение, вызвавшее пожар.
Существует три вида пожарно-технической экспертизы:
- Экспертиза месторасположения очага возгорания. Без определения места начала возгорания невозможно точно установить его обстоятельства. Благодаря установлению очага пожара, можно принадлежность территории, на которой он начался и установить ответственных лиц или организации.
- Экспертиза механизма возгорания. Мероприятия данной экспертизы направлены н установление причин возгорания.
- Экспертиза условий, которые вызвали возгорание.
Для каких объектов экспертиза пожарной безопасности строго обязательна?
Для некоторых объектов экспертиза пожарной безопасности является строго обязательной процедурой. Полный список подобных объектов приведёт в статье закона. К объектам, которые нельзя возводить и эксплуатировать без проведения экспертизы промышленной безопасности, относятся:
- Реконструированные объекты. В процессе реконструкции серьёзно меняются изначальные параметры и свойства объекта, прежние его характеристики становятся неактуальными из –за изменения площади, конфигурации, использования других отделочных и строительных материалов и т.д. Поэтому, чтобы убедиться в том, что объект остаётся стойким к возгоранию, рекомендуется после завершения реконструкции провести экспертизу пожарной безопасности.
- Только что возведённые и сданные в эксплуатацию объекты. Зачастую недобросовестные подрядчики экономят на защите объекта от возгорания, используют материалы ненадлежащего качества для строительства и отделки, возводят объект с нарушением норм и требований пожарной безопасности. Чтобы выявить факты подобных махинаций строителей и монтажников, стоит после сдачи объекта в эксплуатацию озаботиться проведением экспертизы пожарной безопасности.
- Объекты, имеющие высоту свыше 47 метров. Подобные здания относятся к высотным, и из – за большой высоты к ним предъявляются особые нормы и требования. Большая высота серьёзно затрудняет эвакуацию посетителей или жильцов в случае возгорания и увеличивает вероятность трагического исхода пожара. Именно по этой причина экспертиза пожарной безопасности для подобных зданий строго обязательна по закону.
- Здания, часть которых находится ниже уровня земли. Подземные уровни позволяют экономить место, но эвакуация из них в случае пожара представляет собой процесс очень непростой. Поэтому для предотвращения трагических последствий любые здания, имеющие подземные парковки, этажи или гаражи подлежат обязательной экспертизе пожарной безопасности.
- Здания, рассчитанные на одновременное пребывание огромного количества народа. К таким зданиям относятся торговые центры, театры, кинотеатры, образовательные учреждения, офисные центры, бизнес – центры и т.д. Одновременное нахождение большого количества людей на территории объекта затрудняет их эвакуацию в случае возникновения пожара. Именно из – за этого по закону запрещено эксплуатировать и возводить подобные учреждения и объекты без прохождения экспертизы пожарной безопасности.
Разрешаемые при экспертизе пожара вопросы
Основной целью пожарно-технической экспертизы является изучение места пожара, обнаружение следов горения, границ и форм развития пожара, а также следов того, что стало причиной его возникновения.
В соответствии со ст. 11 приказа № 640 назначение эксперта или комиссии происходит по усмотрению руководителя экспертного учреждения.
Принято различать 3 этапа установления причины возникновения пожара, использующихся при выполнении пожарно-технической экспертизы:
- Изучение и осмотр обстановки.
- Исследование очага пожара.
- Исследование основных версий происхождения пожара.
Основные методы, которые использует эксперт при проведении санитарно-технической экспертизы, следующие:
- Обнаружение (активный розыск фактических данных при помощи зрительных ощущений и технических средств).
- Выяснение (использование логических методов, построение графиков, моделирование обстановки).
- Фиксация (полное и точное описание места пожара путем фотосъемки, изъятие доказательств) и т. д.
Первоначальный срок производства пожарно-технической экспертизы — 20 дней (п. 32 приказа № 640).
Заключение эксперта, выдаваемое по результатам пожарно-технической экспертизы, оформляется в 2 экземплярах с обязательным заверением каждой страницы, включая графики, фото, чертежи (п. 41 приказа № 640), и состоит из следующих частей:
- вводной;
- исследовательской;
- при комплексной экспертизе — синтезирующей;
- выводов.
Пожарно-техническая экспертиза служит цели установления причин и обстоятельств возникновения пожара. Как экспертиза в рамках судебного процесса она может быть первичной, дополнительной и повторной. Необходимость в знаниях не только пожарно-технического характера приводит к назначению комплексной экспертизы с участием экспертов с разной специализацией.
выявление горючей загрузки, прогнозирование ее поведения при возникновении источников зажигания, выражение взрывоопасности объектов в понятиях категорий помещений по СП 12.13130.2009.
В процессе работы проводилось пожарно-техническое обследование объекта, изучение особенностей эксплуатации объекта, сбор информации по обращаемой горючей загрузке. Целью обследования являлось определение категорий производственных, складских, помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
В результате проведенных расчетов установлены категории помещений и наружных объектов по взрывопожарной и пожарной опасности, необходимые для разработки противопожарной защиты объекта. Расчет определения категорий складских и производственных помещений выполнен на основании свода правил 12.13130.2009 разработан в соответствии ст. 27 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Классификация помещения по взрывопожарной и пожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара.
Категории риска объекта
Согласно правилам, прописанным в законе, государственный орган при осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности применяет риск-ориентированный подход. Исходя из него все организации, в отношении которых производится проверка, делятся на 6 категорий по степени риска (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):
- Чрезвычайно высокий – здания, где проживают дети, старые люди, инвалиды и прочие лица с ограниченными возможностями в количестве, превышающем 10 человек, садики, детские лагеря с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и т.д.
- Высокий – учреждения начального, основного и среднего образования, медицинские организации, где люди остаются в ночное время и другие объекты, предназначенные для оказания врачебной помощи и прохождения санитарно-курортного лечения.
- Значительный – здания, где временно пребывают люди с целью получения медицинских и социальных услуг, сооружения, рассчитанные на одновременное проживание более 1000 человек, объекты, чья высота превышает 50 метров (за исключением МКД), организации высшего образования и действующие при них общежития и др.
- Средний – многоквартирные дома и здания от 28 метров и больше, дома, которые рассчитаны на одновременное проживание более 200 человек, консульства и др.
- Умеренный – здания, чья площадь рассчитана на проживание более 50 человек, объекты со статусом умеренной и пониженной пожароопасности, наружные установки.
- Низкий – в данную группу входят все другие объекты, которые не вошли в приведенные выше разновидности.
Сроки и периодичность проведения проверки
Конкретные сроки проведения проверок (на предмет соблюдения организациями и ИП требований пожарной безопасности) прописаны в разделе 8 упомянутых выше Методических рекомендаций.
Так, в соответствии с данным нормативным документом общая продолжительность этого процесса не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении малых предприятий проверка должна длиться не более 50 часов, а микропердприятий – до 15 часов в год.
ВНИМАНИЕ. В отдельных ситуациях, когда требуется проведение сложных исследований и экспертиз, срок проверки может быть продлен еще на 20 дней. Соответствующее распоряжение должен издать начальник органа ГПН.
Периодичность осуществления надзора в области соблюдения норм пожарной безопасности зависит от категории риска, под которую попадает конкретный объект. Тут встречаются следующие варианты (п. 21 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):
- один раз год (для организаций из категории чрезвычайного риска),
- один раз в 2 года (высокий риск),
- один в течение 3 лет (значительный риск),
- один раз в 5 лет (средний риск),
- один раз в течение 6 лет (умеренный риск).
В отношении организаций, которым присвоена категория низкого риска, проверка соблюдения требований пожарной безопасности не производится.
Оформление результатов пожарных проверок
После завершения проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектор ГПН должен составить в двух экземплярах соответствующий акт.
В этом документе указываются сведения об организации, в отношении которой осуществлялся пожарный надзор, реквизиты соответствующего распоряжения, данные проверяющего лица и т.д. К акту могут быть приложены следующие документы:
- протоколы, подтверждающие отбор образцов продукции,
- бумаги, описывающие проведенные исследования и экспертизы,
- объяснительные записки от сотрудников организации, несущих ответственность за соблюдение пожарной безопасности,
- предписания об исправлении выявленных нарушений (при наличии таковых),
- рапорт на увеличение срока проведения проверки,
- документы, подтверждающие законность проведенного надзора,
- иные бумаги, связанные с этим процессом.
Номер акта проверки должен совпадать с номером распоряжения органа ГПН, в соответствии с которым она была организована.
Все акты проверок в обязательном порядке должны быть учтены в специальном журнале.
ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что при допущении нарушений в части пожарной безопасности, ответственные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. В связи с этим данному вопросу следует уделить повышенное внимание.
На каких основаниях могут проверить?
Проведением проверок по соблюдению организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятием мер по результатам этих проверок занимается Государственный пожарный надзор (далее — ГПН).
ГПН может проводить проверки как планово, так и внепланово. Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно.
В большинстве случаев плановые проверки проводятся один раз в три года. Основанием для включения компании в план ежегодных проверок является истечение трех лет со дня:
- ввода объекта защиты (например: здания, сооружения, помещения) в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
- окончания проведения последней плановой проверки.
Однако плановые проверки объектов, используемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Периодичность проведения таких проверок установлена в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (например, плановая проверка фирмы, оказывающей услуги по предоставлению дошкольного и начального общего образования, может производиться ежегодно).
ГПН обязан уведомить о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого в адрес проверяемого заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.
Помимо этого, существует довольно много оснований для проведения и внеплановой проверки. К ним относятся:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности;
- решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
О внеплановой проверке фирма (предприниматель) должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Обратите внимание, что внеплановая проверка может проводиться и на основании поступивших в пожарную службу обращений, заявлений и жалоб о нарушениях правил пожарной безопасности. При этом проверка по данному основанию всегда проводится без предупреждения (ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).
Разновидности пожарных проверок
Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:
- Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
- Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.
Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:
- Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
- Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.
И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»);
- СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в редакции изм. №1;
- СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Нормативные сроки проведения контрольных мероприятий
Срок проводимой проверки не должен превышать 20 дней. Это касается контрольных действий в отношении достаточно большой организации. При инспектировании объекта малого предпринимательства общий период работы на проверяемом объекте не может быть больше 50 часов в год.
В случае если контрольные действия осуществляются в отношении микропредприятия, расположенного на ограниченной площади, срок также сокращается. В этом случае продолжительность проверки составляет до 15 часов в год.
Кроме того, срок проверки на малых и микропредприятиях может увеличиться в случае проведения экспертных работ, специального расследования и испытаний. Общее количество часов составляет не более 15 в год. Для большого предприятия дополнительный период не может превышать 20 дней.
Права должностных лиц проверяемого предприятия
Собственник организации имеет право на определенные действия в период осуществления контроля.
В перечень разрешенных законом действий входят:
- При получении акта допустимо указать в документе о согласии или несогласии с выводами инспектора. Кроме того, проверяемый может сделать пометку об ознакомлении с материалом, а также дать оценку тем или иным действиям проверяющего.
- Должностные лица объекта могут присутствовать при проведении всех проверочных мероприятий. Собственник и руководитель могут предоставлять информацию или пояснения по тому или иному вопросу. Они вправе получать интересующую их информацию в отношении действий инспектора.
- В ходе проведения контрольных действий и по окончанию их знакомиться с промежуточными результатами и с актом проверки.
- Имеют право на обжалование в суде либо в вышестоящей инстанции действий инспектора и выводов, обозначенных в акте. Кроме того, предприятие вправе подготовить иск на возмещение ущерба, нанесенного сотрудниками МЧС.
Следует помнить, что существует нормы, распространяющиеся на должностных лиц предприятия и инспекторов МЧС:
- В ходе проведения мероприятий руководитель или собственник предприятия имеет право задавать вопросы инспектору. Они могут относиться к теме проверки или общему состоянию противопожарной обороны объекта.
- Если вы в соответствующие сроки не получили уведомление и не были оповещены о визите инспектора, то в ваше отсутствие контрольные мероприятия проводиться не могут. Кроме того, следует помнить, что предоставление объяснений является поступком, носящим добровольный характер, и вы вправе отказаться от их дачи.
- В случае вашего несогласия с информацией, изложенной в акте проверки, следует сделать соответствующие пометки в документе, прежде всего в экземплярах, остающихся у инспектора.
- Закон не ограничивает вас во времени ознакомления с результатами контрольных мероприятий. Сразу по окончанию проверки обратитесь к инспектору с просьбой о предоставлении экземпляра.
- Если в ходе мероприятий проверяющий нарушил ваши права, следует отразить это на страницах акта.
Права и обязанности проверяющих
Для того, чтобы представитель проверяемого объекта мог защитить законные права и интересы объекта в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц органа ГПН, ему необходимо знать права и обязанности проверяющего.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право:
-
запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а при выявлении в них ошибок вправе требовать письменные пояснения;
-
беспрепятственно посещать объекты и проводить их обследования (в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и прочие мероприятия по контролю);
-
использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
-
привлекать экспертов и экспертные организации для проведения исследований, испытаний, экспертиз, а также представителей общественных организаций. При этом привлекаемые лица должны быть указаны в распоряжении о проверке;
-
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:
-
осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица проверяемого объекта;
-
отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний и измерений без оформления соответствующих протоколов.
При проведении проверок должностные лица органов ГПН обязаны:
-
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН;
-
предоставлять уполномоченному лицу объекта информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, а также знакомить его с результатами проверки;
-
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале пожарных проверок при его наличии;
-
по требованию представлять информацию об органе ГПН, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий.