Госдолг регионов по итогам девяти месяцев 2022 года вырос – рейтинг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдолг регионов по итогам девяти месяцев 2022 года вырос – рейтинг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По итогам 10 месяцев 2022 года консолидированные бюджеты1 77 регионов продемонстрировали положительную динамику доходов, при этом рост налоговых и неналоговых доходов наблюдался в 76 регионах. Высокая динамика налоговых и неналоговых доходов (+16,3% к соответствующему периоду 2021 года) способствовала увеличению агрегированного профицита консолидированных бюджетов регионов до 1,5 трлн рублей, что на 6,8% больше профицита, сложившегося по итогам 10 месяцев 2021-го.

Объем консолидированного долга2 регионов за 10 месяцев 2022-го вырос на 107,7 млрд рублей (+4,0%) относительно начала года преимущественно в результате предоставления регионам бюджетных инфраструктурных кредитов и составил 2,8 трлн рублей. При этом долговая нагрузка снизилась с 19,9% на начало года до 18,3% по причине опережающего роста налоговых и неналоговых доходов; повышение долговой нагрузки наблюдалось в 29 регионах.

«Эксперт РА» ожидает, что по итогам 2022 года более половины регионов обеспечат исполнение бюджета с профицитом, размер общего агрегированного профицита составит не более 0,7% от ННД. Оставшаяся часть регионов для финансирования дефицита будет использовать остатки средств на счетах и привлекать коммерческие заимствования в конце года, в результате чего консолидированный долг вырастет до 2,9 трлн рублей, но долговая нагрузка сохранится на текущем уровне.

Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.

Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.

Получателями субсидий являются:

  • субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
  • юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.

Каким критериям должны удовлетворять выданные субвенции

Выданные субвенции должны удовлетворять следующим критериям:

Критерии выдачи субвенции Условия использования субвенции
Возвратность средств Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению
Форма выдачи Субвенция выдается только денежными средствами
Кому выдается Субвенция выдается строго бюджету более низкого уровня, юридическим лицам
Налогообложение Субвенция налогами не облагается
Целевое использование Целевое использование субвенции обязательно
Контроль за целевым использованием Контроль за целевым использованием субвенции обязателен
Объем инвестиций Объем субвенции достаточен чтобы полностью покрыть необходимый объем денежных средств

Комментарии к ст. 133 БК РФ

Комментируемой статьей определяется порядок создания и расходования Федерального фонда компенсаций.

Стоит отметить, что он представляет собой фонд денежных средств, формируемый за счет средств федерального бюджета, и используется для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Ранее подразумевалось, что субвенции выделяются из данного фонда.

Необходимо отметить, что действующая редакция БК РФ предусматривает возможность предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для их последующей передачи местным бюджетам и бюджетам поселений напрямую.

Комментируемой статьей предусматривается, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Так, например, ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определен порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций, который устанавливается Правительством Российской Федерации .

———————————

СЗ РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4563.

Исходя из того, что бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции могут быть предоставлены на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований и они расходуются в порядке, установленном федеральными законами и иными актами, то в рамках ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» закрепляется дополнительный перечень требований .

———————————

СЗ РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 3995.

Помимо законодательных актов требования к порядку предоставления субвенций могут быть в соответствии с БК РФ установлены и актами Правительства РФ, а также законами субъектов РФ.

В частности, устанавливается особый порядок предоставлений межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления бюджетам закрытых административно-территориальных образований дотаций, субсидий на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры, межбюджетных трансфертов на переселение граждан, а также дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов закрытых административно-территориальных образований.

Примечательно, что передача полномочий органам государственной власти субъектов РФ может не сопровождаться предоставлением межбюджетных трансфертов. Например, ст. 6.1 Градостроительного кодекса предусматривает, что осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации происходит без предоставления субвенций из федерального бюджета. Финансирование полномочия по осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования осуществляется за счет средств лица, по инициативе которого проект документа территориального планирования направлен на государственную экспертизу .

———————————

Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (в ред. от 04.12.2007) // Парламентская газета. N 5 — 6. 14.01.2005.

Как центр распределяет деньги?

Для начала поясним, каким образом федеральный центр даёт деньги регионам. Перечисления регионам из бюджета РФ делятся на безвозмездные и бюджетные кредиты с процентом. Безвозмездные перечисления включают дотации, субсидии, субвенции.

Дотация — это финансирование, которое предоставляется бюджетом РФ без конкретной цели и чаще всего для погашения долгов субъекта или компенсации убытков. Этими деньгами государство пытается закрыть “дыры” в бюджете субъектов.

Субсидия — адресная денежная помощь, которая выделяется из бюджета на конкретные цели. Например, для выплат субсидий малому бизнесу или предприятиям сельского хозяйства.

Субвенции — тоже межбюджетные трансферты, которые должны вернуться в бюджет РФ, если не будут использованы по назначению.

Сколько налогов собирает Башкирия?

Республика Башкортостан в 2022 году должна собрать 190,3 млрд рублей налоговых сборов. Больше всех региону приносит налог на доходы физлиц — 78,3 млрд рублей и налоги на прибыль — 46,4 млрд рублей. Далее идет налог на нефтепродукты — 14,5 млрд рублей и налог на имущество организаций — 13,3 млрд рублей. Меньше всех республика собирает по налогу на добычу полезных ископаемых — 797 млн рублей.

В 2019 году организации РБ собрали 51 млрд рублей налога на прибыль, в 2020 году — 31 млрд рублей, в первом полугодии 2021 года — 20, 2 млрд рублей.

Сумма льгот по налогу на прибыль в 2019 году составила 1,7 млрд рублей, в 2020 — 720,5 млн рублей. И в отличие от Татарстана Башкортостан льготы в основном получают список организаций, установленных региональным законодательством.

Почему были против «лесники»

Протестовали и отдельные отрасли, в частности, руководители лесного хозяйства справедливо полагали, что регионы могли тратить на больницы и школы выделяемые в рамках единой субвенции «лесные деньги». Это действительно было серьезное искушение для губернаторов, особенно в предвыборные годы. В итоге Москва пошла «лесникам» навстречу, вычеркнув лесную отрасль из направлений единой субсидии, оставив в ней девять: водные ресурсы, охрана животного мира, ЗАГС, компьютеризация форм ЗАГС (отдельно), возвращение сбежавших несовершеннолетних, объекты культурного наследия, охотничьи ресурсы, охрана здоровья и сфера образования.

Читайте также:  Как оформить договор дарения земельного участка и его образец в 2022 году

В 2020 году из списка субвенции вычеркнут и компьютеризацию ЗАГС. Предполагается, что к этому времени оцифруют все акты книг госрегистрации. Для этого региональные власти должны были бы тратить положенные на это деньги на точные цели — но про бюджетный маневр забывать не стоит. Регионы стараются полностью потратить выделенные средства в рамках единой субвенции, поскольку неизрасходованное полагается вернуть в федеральный бюджет.

Виды финансовых мер поддержки от государства

Государством предусмотрено множество финансовых льгот для граждан, для организаций и даже для регионов в целом. Физические лица могут получать преференции на основании:

  • недостаточной финансовой обеспеченности;
  • неудовлетворительного состояния здоровья;
  • социального статуса;
  • наличия каких-либо наград;
  • принадлежности к определенной категории населения и т.д.

Организации также могут получать выплаты от государства на основании ведения деятельности в определенной сфере или в регионе особой климатической зоны. Правительство также периодически поддерживает действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляет финансовую помощь для открытия собственного бизнеса и т.д.

Субъекты, страдающие от нехватки бюджетных денежных средств, также получают финансовую помощь от федерального правительства. Эти финансы в дальнейшем тратятся на нужды региона (создание инфраструктуры, восстановление различных объектов после катастрофы и т.д.) или на нужды населения (выплата компенсации пострадавшим от какой-либо аварии, материальная поддержка всех без исключения жителей и т.д.).

Все возможные виды материальной помощи от государства подразделяются на три общих типа:

  1. Субсидия.
  2. Дотация.
  3. Субвенция.

Кто может получать дотации и субсидии?

Условия получения каждой дотации и субсидии отличаются. Так, для получения компенсации части затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, гражданин должен тратить на эти нужды ежемесячно более 22% от своего дохода (или совокупного дохода членов семьи).

Дотацию в виде пособия по безработице может получить только тот гражданин, который официально встал на учет в Центр занятости населения и выполняет требования этого учреждения.

Однако есть несколько общих требований, соблюдение которых необходимо для оформления любой субсидии и дотации. Перечень условий для физических лиц включает в себя два пункта:

  • статус – гражданин Российской Федерации или лицо, официально постоянно проживающее на территории страны на основании РВП, вида на жительства, статуса беженца и т.д.
  • место проживания – любой населенный пункт, расположенный в пределах территории страны.

Аналогично, для организаций также есть общие требования получения субсидий и дотаций:

  • место регистрации – Российская Федерация;
  • место ведения основной деятельности – территория страны (экспорт чего-либо за границу и, соответственно, импорт, не принимаются во внимание).

Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).

Как субвенция, так и субсидия не облагается налогами. Решение об их выделении принимается уполномоченными лицами. Однако субвенция выдаётся только бюджетам другого уровня или юридическим лицам. Это могут быть малые предприятия, образовательные учреждения, административные единицы. Запрос на получение помощи, как правило, идёт «снизу вверх». Субсидия может выдаваться и физическим лицам в рамках целевой программы, а также индивидуальным предпринимателям. В этом случае она распространяется на неограниченный круг лиц, то есть помощь выделяется «сверху вниз».

Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.

Механизм субсидий и субвенций используется правительством для перераспределения части доходов в пользу регионов, Министерством науки и высшего образования — для выдачи заданий университетам по обучению на бюджетных местах; с помощью этого механизма оказывается поддержка крупнейшим государственным и негосударственным НКО, СМИ, представителям общественности и коммерческим компаниям. Главная особенность такого подхода к распределению общественного блага состоит в том, что в отличие от госзаказа (госзакупок и госконтрактов) субсидии гораздо менее жестко регулируются. А они охватывают заметную часть государственного бюджета.

Комментарий к статье 133 БК РФ

1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 6 Кодекса), определение общего понятия «субвенция» в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ исключено из ст. 6 Кодекса, поскольку в соответствующих главах и статьях Кодекса оно используется применительно к конкретным видам бюджетных ассигнований. Так, понятие субвенции однозначно определено как межбюджетные трансферты, предоставляемые в связи с передачей (делегированием) полномочий.

Понятие субсидии как вида межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета, определено в п. 1 комментируемой статьи: под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий России, переданных для осуществления ОГВ субъектов РФ и (или) ОМСУ в установленном порядке.

Установление и исполнение указанных расходных обязательств за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета закреплено в ст. ст. 85 и 86 Кодекса.

Предоставление субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий России, переданных для осуществления ОГВ субъектов РФ и (или) ОМСУ, предусмотрено также в п. 2 ст. 26.20 Закона об организации органов власти субъектов РФ (здесь и далее в ред. от 4 июля 2003 г.) и ч. 4 ст. 63 Закона о местном самоуправлении. В указанных нормах говорится о предоставлении субвенций из создаваемого в составе федерального бюджета Федерального фонда компенсаций (ФФК). Об образовании в составе федерального бюджета ФФК в целях предоставления субвенций говорилось и в ранее действовавшей редакции п. 1 комментируемой статьи. Однако в связи с введением Законом 2007 г. N 63-ФЗ понятий, характеризующих конкретные виды межбюджетных трансфертов, сфера применения понятия «фонды» ограничена, о чем говорилось выше (см. комментарий к ст. 131 Кодекса). Кроме того, Законом 2007 г. N 63-ФЗ внесены редакционные поправки в связи с изменением понятия «субвенция», определяемого теперь исключительно как бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы РФ на исполнение расходных обязательств, возникающих в связи с реализацией переданных (делегированных) полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о федеральном бюджете на 2007 г. ФФК на 2007 г. утвержден в сумме 153130,2 млн. руб. Частью 2 указанной статьи предусмотрены конкретные виды субвенций бюджетам субъектов РФ.

Законом о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг. предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов РФ:

для финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в России;

на осуществление полномочий по обеспечению жильем инвалидов войны и инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лиц, работавших на военных объектах в период Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов;

на реализацию полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

на осуществление отдельных полномочий России в области водных отношений;

на осуществление отдельных полномочий России в области лесных отношений;

на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;

на осуществление полномочий по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений в соответствии с Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

Читайте также:  Исполнительный лист о взыскании алиментов

на осуществление полномочий, связанных с перевозкой между субъектами РФ, а также в пределах территорий государств — участников СНГ несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

на реализацию полномочий по осуществлению выплаты инвалидам компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

на осуществление переданных полномочий России в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий, в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»;

на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России»;

на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;

на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;

на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты;

для осуществления отдельных полномочий России в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов);

на осуществление полномочий России по контролю, надзору, выдаче лицензий и разрешений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Как установлено в п. 1 комментируемой статьи, субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета распределяются между субъектами РФ в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ. Данные методики утверждаются в соответствии с требованиями Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Методики распределения субвенций между субъектами РФ разрабатываются и утверждаются Правительством РФ применительно к каждому виду субвенций.

2. В соответствии с п. 2 ст. 26.20 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.) и ч. 4 ст. 63 Закона о местном самоуправлении распределение субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета между субъектами РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете по каждому субъекту РФ и виду субвенции.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи проект распределения субвенций бюджетам субъектов РФ должен вноситься в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В п. 4 ст. 192 Кодекса установлено, что расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами РФ в очередном финансовом году и плановом периоде вносятся в Государственную Думу одновременно с проектом данного федерального закона.

Распределение субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета согласно п. 2 комментируемой статьи подлежит утверждению при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении. Данное положение закреплено и в п. 2 ст. 205 Кодекса.

Законом 2007 г. N 63-ФЗ введена норма, согласно которой не распределенный между субъектами РФ объем субвенции не может превышать 5% общего утвержденного объема соответствующей субвенции. Указанный нераспределенный объем субвенции может быть распределен между субъектами РФ в порядке, установленном Правительством РФ, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Прожиточный минимум бывает разный

Прожиточный минимум в 2022 году по всей стране – величина, которая утверждается официально законом о федеральном бюджете (а не постановлением Правительства РФ). При расчете прожиточного минимума принимают во внимание: он должно составлять 44.2 % от медианного среднедушевого дохода.

Прожиточный минимум устанавливается не только единый – в целом по России, но и по социально-демографическим группам. То есть кроме общего значения определяются отдельно прожиточные минимумы для трудоспособного населения, детей и пенсионеров. Они считаются в процентах от прожиточного минимума в целом по РФ (п. 2 ст. 4 Закона N 134-ФЗ). Так что, зная общий прожиточный минимум, всегда можно вычислить остальные путем несложных математических действий и округления.

«Вид» прожиточного минимума Доля от прожиточного минимума в целом по РФ
для трудоспособного населения 109%
для пенсионеров 86%
для детей 97%

Методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов

Распределение нераспределенной субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по социальному обслуживанию граждан для уплаты налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов на 2021 год

Распределение нераспределенной субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в муниципальных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для уплаты налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов на 2021 год

1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 6 Кодекса), определение общего понятия «субвенция» в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ исключено из ст. 6 Кодекса, поскольку в соответствующих главах и статьях Кодекса оно используется применительно к конкретным видам бюджетных ассигнований. Так, понятие субвенции однозначно определено как межбюджетные трансферты, предоставляемые в связи с передачей (делегированием) полномочий.

Понятие субсидии как вида межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета, определено в п. 1 комментируемой статьи: под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий России, переданных для осуществления ОГВ субъектов РФ и (или) ОМСУ в установленном порядке.

Установление и исполнение указанных расходных обязательств за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета закреплено в ст. ст. 85 и 86 Кодекса.

Предоставление субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий России, переданных для осуществления ОГВ субъектов РФ и (или) ОМСУ, предусмотрено также в п. 2 ст. 26.20 Закона об организации органов власти субъектов РФ (здесь и далее в ред. от 4 июля 2003 г.) и ч. 4 ст. 63 Закона о местном самоуправлении. В указанных нормах говорится о предоставлении субвенций из создаваемого в составе федерального бюджета Федерального фонда компенсаций (ФФК). Об образовании в составе федерального бюджета ФФК в целях предоставления субвенций говорилось и в ранее действовавшей редакции п. 1 комментируемой статьи. Однако в связи с введением Законом 2007 г. N 63-ФЗ понятий, характеризующих конкретные виды межбюджетных трансфертов, сфера применения понятия «фонды» ограничена, о чем говорилось выше (см. комментарий к ст. 131 Кодекса). Кроме того, Законом 2007 г. N 63-ФЗ внесены редакционные поправки в связи с изменением понятия «субвенция», определяемого теперь исключительно как бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы РФ на исполнение расходных обязательств, возникающих в связи с реализацией переданных (делегированных) полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о федеральном бюджете на 2007 г. ФФК на 2007 г. утвержден в сумме 153130,2 млн. руб. Частью 2 указанной статьи предусмотрены конкретные виды субвенций бюджетам субъектов РФ.

Бюджет 2021–2023: главные цифры

Субсидиями принято считать денежную помощь, выделяемую из бюджетов всех уровней как юридическому лицу, так и физическому бюджету более низкого уровня организации на долевом праве участия, определяемого бюджетом субсидирующим. Примером может послужить ипотечная программа для молодых семей, в которой часть денежных затрат на покупку квартиры берет на себя государство.
Также основными признаками субсидии принято считать её целевое предназначение и (как в случае субвенции) безвозвратность. Это значит, что получившиеся ДЕНЬГИнельзя потратить на покупку автомобиля.

О закрытом административном территориальном образовании». В основе системы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ лежит необходимость выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов. Соответствующая финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в виде дотаций. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предоставляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам РФ. уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Читайте также:  Социальная Карта Москвича Для Беременных Что Дает 2022

Когда вы перекладываете деньги из кармана в карман в надежде извлечь из данного процесса пользу, то это – из области психиатрии. Когда этим же самым занимается государство – это уже из области бюджетной политики. Ибо то, что вынуто из кармана муниципалитета всегда может вернуться в виде дотаций, субсидий и субвенций. И поскольку большинство муниципалитетов живет по принципу: «Деньги – склока, но без них плохо», вышележащие бюджеты порой перечисляют больше чем вынимают. Используя названные финансовые механизмы. Так что, овладевайте экономическими познаниями и держите карман шире!

Для тех, кому не фиолетово, стоит всего лишь понять очень простую разницу.

Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Что это значит? Если вам Бог послал дотации – очень хорошо, по бедности нашей. Можно тратить и латать дыры. Если случилась субсидия – тоже неплохо, только могут потребовать софинасирования. А ежели субвенция – то есть шанс «залететь», поскольку выделяются эти средства строго на определенные цели и опять таки нуждаются в софинансировании, причем ваша доля должна быть выше.

Думается, не надо даже говорить о том, что федеральный и региональный бюджеты не состоят в родстве с сорокой-белобокой, и не выдают средства всем, кому ни попадя. А если и выдадут, то контроль серьезный. Поэтому, несмотря на красивые латинские слова, бюджетное выравнивание – еще та головная боль. Как известно, всякий доход не приходит без хлопот.

Алексей Макурин, «АиФ»: Считается, что в России только 13 регионов-доноров, которые зарабатывают деньги для остальных 72. Это действительно так?

Наталья Зубаревич: Нет, это неправильный счёт. Донорами почему-то называют только субъекты Федерации, которые не получают из центра дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности — т. е. на сокращение разрыва между разными регионами по доходам бюджета на душу населения. Но эта дотация составляет только треть всех трансфертов из федерального бюджета. Есть ещё субсидии и субвенции, которые так называемые доноры тоже получают. Есть расходы, которые делают в регионах федеральные министерства напрямую из своих бюджетов. Как правило, в более сильных регионах дотация совсем небольшая, а объём налогов, перечисляемых в федеральный бюджет, выше. Однако точно учесть все эти финансовые потоки трудно. Единственная попытка была предпринята в начале нулевых годов, и по тем оценкам получилось, что как минимум 25–30 регионов России отдают центру больше, чем получают обратно.

Среди основной для выделения субвенций можно выделить несколько нормативных актов, решений органом местного самоуправления, целевых программ.

В зависимости от вида субсидии и субвенции, получатель должен позаботиться о предоставлении определенного пакета документов. Точный перечень бумаг напрямую зависит от причины обращения за выплатой, поэтому его нужно уточнять в каждом конкретном случае.

Основное отличие дотаций от иных видов материальной поддержки заключается в том, что эти выплаты — невозвратны. То есть регионы, организации и граждане, получившие материальную поддержку, могут не заботиться о необходимости возврата денежных средств или их целевом использовании.

Как правило, дотации выплачиваются с целью покрытия недостатка бюджета. В отношении предприятий — для продержки организаций, чтобы пресечь банкротство.

Граждане вправе обратиться за получение дотационной выплаты только при условии отношения к льготной категории.

В чем отличия и сходства субвенций и субсидий

Читать так же: Субсидия на коммунальные услуги в 2021 году

Факторы Субвенция Субсидия
Возвратность средств Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению Возвращать не нужно
Форма выдачи Только деньгами Чем угодно (деньгами, вещами, продуктами, оборудованием)
Кому выдается Бюджет более низкой ступени, юридические лица Те же + частные лица
Налогообложение Не облагается Не облагается
Целевое Обязательно Не обязательно
Контроль за целевым использованием Несложен и обязателен Может быть лишь выборочным из-за очень широкого круга получателей
Объем инвестиций Может полностью покрывать необходимый объем средств Выделяется только на условиях софинансирования

Как субсидия, так и субвенция – это меры государственной помощи, принимаемые для обеспечения льгот уязвимым категориям населения. Однако чем же они отличаются, и есть ли между ними разница вообще?

Поскольку многие люди считают данные понятия тождественными, возникает необходимость разобрать их суть и отличие в деталях. Какие меры помощи предоставляются государством, каково их назначение, и кто может претендовать на средства? Эти вопросы требуют детального и обстоятельного рассмотрения.

Дотация – также близкое понятие, которое тоже подразумевает предоставление денег, помощи от государства. Получать их могут государственные структуры, различные организации.

Дотации федерального бюджета России регионам на 2022 год: Таблица

Регион млрд. руб.
Республика Дагестан 59,07
Республика Саха (Якутия) 43,94
Камчатский край 39,36
Алтайский край 27,13
Чеченская Республика 27,08
Ставропольский край 19,20
Республика Бурятия 18,30
Республика Крым 17,71
Республика Башкортостан 16,43
Республика Тыва 15,73
Ростовская область 13,85
Курганская область 13,00
Брянская область 12,81
Забайкальский край 12,13
Ивановская область 11,64
Кабардино-Балкарская Республика 11,09
Кировская область 10,01
Чувашская Республика — Чувашия 9,92
Чукотский автономный округ 9,77
Республика Алтай 9,65
Республика Ингушетия 9,20
Карачаево-Черкесская Республика 9,13
Тамбовская область 9,11
Республика Северная Осетия — Алания 8,98
Архангельская область 8,82
Краснодарский край 8,74
Республика Карелия 8,54
Приморский край 8,52
Саратовская область 8,50
Волгоградская область 8,29
Челябинская область 7,59
Кемеровская область 7,22
Воронежская область 7,01
Хабаровский край 6,77
Пензенская область 6,68
Омская область 6,58
Республика Марий Эл 6,03
Иркутская область 5,85
Орловская область 5,73
Владимирская область 5,58
Новосибирская область 5,56
Магаданская область 4,98
Псковская область 4,29
Томская область 4,15
Тверская область 4,08
Оренбургская область 3,97
Нижегородская область 3,93
Республика Калмыкия 3,84
Республика Адыгея (Адыгея) 3,80
Курская область 3,77
Костромская область 3,70
Удмуртская Республика 3,63
Амурская область 3,60
Рязанская область 3,47
Ульяновская область 3,35
Смоленская область 3,25
Красноярский край 3,19
Республика Хакасия 3,09
Республика Мордовия 2,76
Вологодская область 2,73
город федерального значения Севастополь 2,60
Астраханская область 2,42
Белгородская область 2,37
Пермский край 2,19
Калининградская область 2,17
Еврейская автономная область 1,89
Тульская область 1,85
Новгородская область 1,31
Липецкая область 0,79
Ярославская область 0,69
Мурманская область 0,47
Республика Коми 0,30
Калужская область 0,27
Республика Татарстан (Татарстан) 0,00
Ленинградская область 0,00
Московская область 0,00
Самарская область 0,00
Сахалинская область 0,00
Свердловская область 0,00
Тюменская область 0,00
город федерального значения Москва 0,00
город федерального значения Санкт-Петербург 0,00
Ненецкий автономный округ 0,00
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 0,00
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,00
Всего 645,14

Дотации для регионов Российской Федерации в 2022 году.

Дотационными регионами из общего числа 85 считаются 73 региона. В 2020 году помощь регионам была оказана на 5% больше чем в предыдущем году. Не нуждаются в помощи от государства большие промышленные, нефтедобывающие регионы. Кроме того столица нашей Родины, так же не нуждается в помощи от государства. Город с миллионными жителями и развитым бизнесом, обеспечивает себя самостоятельно. Те же кто получают такую помощь становятся зависимыми от федеральной власти, ведь управлять отдельными территориями гораздо удобнее.
Инструментов помощи субъектам Российской Федерации, являются дотации. Бесспорно помощь очень важная и нужная, но такое количество регионов ждущих поддержки от государства, вселяет опасение за действующую систему и за бюджет в целом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *