Как доказать коммерческий подкуп

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как доказать коммерческий подкуп». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.

Коммерческий подкуп и взятка: сходство и различие

Можно сказать, что коммерческий подкуп — это брат-близнец взятки. Оба этих деяния законодательство включает в понятие коррупции (подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

И взятка, и коммерческий подкуп — это передача материальной выгоды (денег, ценностей, услуг) лицу, выполняющему управленческие функции, за действия, связанные с его служебным положением. Различаются они только фигурой получателя, или, говоря языком уголовного права, — субъектом преступления.

Коммерческий подкуп может быть передан руководящему работнику частной фирмы или некоммерческой организации, не имеющих государственного участия (ст. 204 УК РФ).

Получатели взятки — всегда должностные лица, то есть федеральные, региональные и муниципальные чиновники, сотрудники ГУПов, МУПов, государственных компаний (корпораций).

В феврале 2021 г. в УК РФ были внесены изменения, которые приравняли сотрудников компаний, прямо или косвенно контролируемых государством, к должностным лицам.

Теперь работники «дочек» и «внучек» государственных компаний, внебюджетных фондов, акционерных обществ с «золотой акцией» в случае проблем с законом несут такую же ответственность, как и государственные служащие. Соответственно, при получении незаконного вознаграждения их действия будут квалифицироваться как взятка, а не как коммерческий подкуп.

Взяточничество считается более тяжким преступлением и наказывается строже. Так, максимальное наказание за получение коммерческого подкупа в особо крупном размере составляет от семи до 12 лет лишения свободы (ч. 8 ст. 204 УК РФ), а за получение взятки в особо крупном размере уже можно оказаться в колонии на срок от восьми до 15 лет (ч. 6 ст. 290 УК РФ).

В ходе предварительного расследования к обвиняемым во взяточничестве чаще применяют меру пресечения в виде заключения под стражу, чем к обвиняемым в получении и даче коммерческого подкупа.

В соответствии со ст. 23 УПК РФ, если коммерческий подкуп причинил ущерб только интересам коммерческой или иной организации, то уголовное дело может быть возбуждено только по заявлению руководителя этой организации или с его согласия.

Если подкуп получил сам руководитель, то заявление в правоохранительные органы может подать учредитель, член совета директоров, правления или иного аналогичного коллективного органа (п. 31 постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»).

Не всегда руководители компаний, узнав о неблаговидном поведении сотрудников, спешат обращаться к правоохранителям, опасаясь урона своей репутации. Проштрафившихся работников просто тихо увольняют, предпочитая не портить имидж организации.

В случае взятки заявления организации для возбуждения уголовного дела не требуется. Достаточно рапорта оперативника об обнаружении признаков преступления, составляемого по результатам негласных мероприятий.

Кто несет ответственность за получение коммерческого подкупа?

К уголовной ответственности привлекают как тех, кто получает коммерческий подкуп (ч. 5—8 ст. 204 УК РФ), так и тех, кто его передает (ч. 1—4 ст. 204 УК РФ).

Согласно ст. 204 УК РФ получателем коммерческого подкупа может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

К ним относятся четыре категории сотрудников:

  • единоличный исполнительные орган — директор, генеральный директор, председатель кооператива, руководитель фонда или иной руководитель организации;

  • член коллегиального исполнительного органа (совета директоров, правления и т.п.);

  • лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции — руководящее трудовым коллективом или отдельными работниками, имеющее право на применение поощрений и наказаний и т.д.;

  • лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции — распоряжающееся деньгами (банковским счетом) и иным имуществом организации.

Читайте также:  Какое минимальное пособие по безработице в 2022 году

Алгоритм выявления коммерческого подкупа

Как правило, факт совершения преступления – получение незаконного вознаграждения – устанавливают не в момент ведения переговоров или передачи денег, а постфактум.

Зачастую служба безопасности коммерческой организации выявляет какие-либо закономерности в деятельности того или иного сотрудника, выполняющего управленческие функции при взаимодействии с организацией-контрагентом (частые победы при проведении конкурса, оплата авансов, не предусмотренных соглашением, закупка товаров/оказание услуг по завышенной цене и т.д.). Далее сотрудники собственной безопасности коммерческой организации передают информацию о возможном совершении коррупционного преступления в правоохранительные органы – либо через заявление о возбуждении уголовного дела, либо в качестве оперативной информации для заведения дела оперативного учета.

Оперативные службы запрашивают информацию о движении денежных средств на расчетных счетах в отношении сотрудника, заподозренного в получении коммерческого подкупа, и в отношении должностных лиц организации-контрагента, проверяют приобретение недвижимости, автомобилей и т.д. В основном, конечно же, правоохранителям проще работать с обнаружением денежных переводов. При наличии таких переводов сотрудники правоохранительных органов, как правило, проводят оперативные мероприятия в отношении должностных лиц организации-контрагента (осмотр помещений, отбор объяснений), в ходе которых работникам предлагается добровольно сообщить о совершенном преступлении (незаконной передаче денег лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации) и в соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ быть освобожденными от уголовной ответственности.

В моей практике правоохранители действовали по вышеуказанному алгоритму в 8 из 10 случаев.

1. Количество уголовных дел по ст. 204 УК РФ будет расти. Это обусловлено и интересом правоохранителей, и относительной простотой сбора доказательственной базы (в подавляющем большинстве случаев подкуподатель перечисляет подкупополучателю денежные средства в безналичной форме со своей банковской карты; подкуподатели обычно соглашаются на сотрудничество с правоохранительными органами и дают изобличающие показания на подкупополучателей за возможность прекращения уголовного преследования).

2. Основной акцент защиты при непризнании вины – детальное изучение организационной структуры, должностных инструкций, установленных правил проведения торгов и т.д. Как правило, именно в описании фактических действий и их соотношении с должностными инструкциями и регламентами у органов предварительного следствия возникает больше всего проблем.

Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

  1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
      группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
  2. эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
  3. если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
  4. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рецидив этого преступления как квалифицирующий признак был упразднен положениями Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ.

Как доказать коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – должностное преступление низкой или высокой степени тяжести, раскрыть и доказать его достаточно сложно. Кроме проверок, есть лишь один вариант информирования уполномоченных органов об этом правонарушении: если некое юрлицо пытается вымогать неправомерное вознаграждение с гражданина или представителя другой организации за свои услуги или бездействие. Согласиться с этими требованиями – значит стать соучастником коммерческого подкупа. Но можно и обратиться в правоохранительные органы, для этого необходима следующая доказательная база:

  • аудио или видеозапись беседы, где озвучиваются незаконные требования мзды (в ней должны обязательно прозвучать цель и условия выплаты, а также размер вознаграждения);
  • документальное подтверждение событий, касающихся подкупа (например, копию договора, относительно которого вымогался «откат»).
Читайте также:  Бабушка в декрет вместо мамы: как оформить отпуск

К СВЕДЕНИЮ! В записи вымогательства ни в коем случае не должна присутствовать инициатива «дающей» стороны, иначе при рассмотрении дела это может быть сочтено провокацией.

После написания заявления осуществляется сотрудничество заявляющей стороны с правоохранителями: под их руководством необходимо передать фигуранту требуемый подкуп, тогда преступление будет зафиксировано.

Коррупционные правонарушения: вопросы квалификации коммерческого подкупа

Если иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения лица передать незаконное вознаграждение за совершение необходимых действий (бездействие), не были совершены по независящим от него обстоятельствам, то содеянное квалифицируется как приготовление к коммерческому подкупу (ч. 1 ст. 30 и ч. 3 — 4 или ч. 7 — 8 ст. 204 УК РФ).

Вызывает удивление позиция потерпевших, поддержанная следствием, при которой они получили жилье, хоть и не подключённое к коммуникациям, но требуют с Шапранова выплаты им денежных средств в полном объёме. То есть и квартиры получили, и деньги желают вернуть.

При том что следствие, и особенно оперативники на ту самую «организованную группу», и еще +100500 новых эпизодов очень надеялись.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Кто может привлекаться к ответственности

Касаемо лиц, которые могут привлекаться к ответственности, то статья 204 УК РФ может рассматривать обвинение как непосредственно лиц, выполняющих действие, определяемое как подкуп, так и лицо, принимающее его.

Нести ответственность, таким образом и привлекаться по статье 204 уголовного кодекса может такое лицо:

  • Достигшее возраста в 16 лет;
  • Являющееся субъектом, осуществившим передачу любого рода материальных ценностей гражданину, занимающему управленческую должность в фирме, компании и ожидающего (или уже получившего) результата от действий, которые ему будут чем-то выгодны. Также к такой ответственности могут привлекаться те, кто оказал посредничество – то есть передал ценность либо же договорился об их передаче и т.д.;
  • Лицо, занимающее управляющую должность и обладающее полномочиями, которые позволяют осуществить незаконные действия, идущие вразрез с уставом компании, ее основными правилами и распорядками.

Согласно комментариям к текущего законодательства, можно определить, с какой суммы коммерческого подкупа возникает уголовная ответственность. Государство определяет минимальный материальный порог возникновения уголовного преследования начиная с суммы в 10 тыс. рублей. Также, комментарии к статье 204 УК РФ уточняют следующие вопросы:

  • ответственность за подкуп имеют обе стороны правонарушения;
  • объектом преступления может быть как действие,так и бездействие уполномоченных должностных лиц;
  • предмет подкупа — не только денежные средства, ценные бумаг, или иное имущество, а также оказание услуг имущественного характера или предоставление каких-либо прав, избавление лица от затрат по ремонту квартиры, покупку туристической путевки, оплаты страховки;
  • преступление считается оконченным, если хотя бы часть средств или прав передана;
  • субъект правонарушения — дееспособный гражданин, достигший 16 лет;
  • имело вымогательство и шантаж, но лицо своевременно сообщило об этом, обвинения будут сняты.

Статья 204 УК РФ: состав преступления

Суть деяния заключается в незаконной передаче субъекту, реализующему функции, связанные с управлением, в негосударственной компании, денежных средств, имущества, ценных бумаг в том числе, за совершение бездействия/действия в интересах дающего либо других лиц, если они включены в служебные правомочия принимающего или он ввиду своего статуса может им способствовать. Статья 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» закрепляет наказание и за противоправное предоставление прав или оказание услуг с той же целью. За указанные деяния виновным назначают:

  1. Штраф. Его величина может достигать 400 тыс. руб. или составлять доходы осужденного за полгода или превышать размер полученного в 5-20 раз.
  2. Исправительные работы, лишение/ограничение свободы на период до двух лет. В последнем случае дополнительно может вменяться штраф в размере, превышающем полученное в 5 раз.

Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

  1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
    • группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
    • эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
    • если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
  2. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.
Читайте также:  Какой поворотник следует включать при въезде на кольцо: правый или левый

Законодательная база: понятие и ответственность по УК

Под коммерчески подкупом подразумевается передача гражданином лицу, которое занимает руководящую должность:

  • денег;
  • имущества;
  • имущественных прав;
  • предоставление услуг имущественного характера.

Эти ценности передаются для того, чтобы руководитель совершил определенные действия (в рамках своих должностных обязанностей) или бездействовал, что в результате приведет к получению нужного результата для заинтересованной стороны.

Наказание в общем случае определяется 1 из таких мер:

  • штраф до 400 тыс. руб.;
  • или штраф в сумме зарплаты, полученной в течение максимум полугода;
  • или штраф в сумме, равной размеру подкупа, увеличенному от 15 до 20 раз;
  • или ограничение свободы до 24 мес.;
  • или исправительные работы до 24 мес.;
  • или заключение до 24 мес. с выплатой штрафа, равного подкупу, сумма которого увеличена до 5 раз.

Комментарий к ст. 204.1 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Посредником в коммерческом подкупе является лицо, которое непосредственно передает предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его либо иным образом способствует в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа при условии, что последний передается (получается) в значительном размере (примечание 1 к ст. 204 УК). От передающего и получающего подкуп посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Посредничество в коммерческом подкупе в незначительном размере ненаказуемо.

2. В ч. 4 данной статьи содержится самостоятельный состав преступления: обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе. Наказуемость подобных действий должна быть обусловлена конкретными действиями во исполнение преступного намерения (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24). Как и в ч. 1, ответственность за эти действия наступает, только если речь идет о предмете коммерческого подкупа в значительном размере.

3. Слова “незаконное вознаграждение” в диспозиции статьи самостоятельного значения не имеют и использованы как синоним коммерческого подкупа.

4. О примечании к статье см. комментарий к ст. 204 УК.

Законодательная основа торговой коррупции

То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.

Правовая суть коммерческого подкупа близка к взяточничеству, преследуемому по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса РФ, однако квалифицируется по другой статье – ст. 204 УК РФ, принятой относительно недавно – только в 1996 году. Статьи, касающиеся взяточничества, адресованы государственным и административным работникам, а по ст. 204 могут преследоваться представители коммерческих структур.

СПРАВКА! С 1997 по 2021 год число осужденных по этой статье выросло более чем в 5 раз, эта доля уголовных преступлений постепенно растет.

За коммерческий подкуп могут быть ответственными не только конкретные лица, но и организации в целом – это зона федерального законодательства и административного права:

  • ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • ст. 19.28 КоАП РФ об ответственности юрлиц за неправомерное вознаграждение от имени организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *