Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о «прямых договорах» с ресурсоснабжающими организациями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Совокупный долг управляющих организаций перед ресурсоснабжающими огромен. Ресурсоснабжающие организации в свою очередь не могут обеспечить качественные коммунальные услуги из-за накопленной управляющими организациями задолженности. Единственным решением этой проблемы законодатель считает переход на прямые договоры. Но при переходе РСО обязанностей исполнителя коммунальных услуг у организаций возникает много вопросов.
Как исчислять долг по договорному объему потребления?
Еще один важный вопрос о том, как исчислять две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, которые выступают основанием для перевода МКД на прямые договора по инициативе РСО (п. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).
Определением Верховного суда РФ по делу № 305-ЭС19-18374 от 02.12.2019 г. указано, что среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется РСО путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения за 12 месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на 12.
В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялись менее 12 месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия.
Кого считать исполнителем КУ при прямых договорах
На сегодняшний день у управляющих многоквартирными домами и поставщиков коммунальных ресурсов нет чёткого понимания, кто считается исполнителем коммунальных услуг при прямых договорах. Эксперт призвала разобраться в этом с точки зрения того, между кем заключены договорные отношения.
Если у жителя МКД заключён прямой договор с РСО, такие отношения подчиняются правилам постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В ч. 2 документа указано, что прямой договор заключается между потребителем и исполнителем коммунальной услуги. Соответственно при прямом договоре РСО – собственник помещения в МКД исполнителем услуги будет считаться РСО (ст. 157.2 ЖК РФ) и именно эта организация обязана выполнять все указания ПП РФ № 354.
Однако это касается только отношений с потребителями. Существуют также отношения между РСО и УО – двумя юридическими лицами. Между ними есть договорные отношения, которые подчиняются постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. В п. 2 постановления указано, что исполнителем КУ считается лицо, которое обслуживает инженерные системы в многоквартирном доме. Это управляющая организация, поэтому обязанности, указанные в ПП РФ № 124, выполнять должна она.
Подведём итог: в отношениях потребитель – РСО при заключённом прямом договоре исполнителем коммунальной услуги будет являться РСО, а в отношениях между УО и РСО исполнителем считается управляющая организация.
Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124
Потребитель, выявив ошибку в квитанции, должен написать заявление в РСО. Если официального ответа не последовало, можно обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор или направить заявление в судебную инстанцию.
Таким образом, собственники помещений многоквартирного дома вправе в любое время провести общее собрание по вопросу заключения таких договоров.
Односторонний отказ ресурсоснабжающей организации от исполнения договора возможен при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной задолженности в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате.
Уведомление должника по коммунальным услугам о её ограничении предоставления/приостановлении – обязательный правовой атрибут перед принятием «крайних» мер к злостному неплательщику.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поставленное на голосование, принимается большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании.
Таким образом, после введения «прямых» договоров может быть снижена плата за коммунальные услуги за счет правильности расчета общедомовых показателей.
Подорожают или подешевеют ли жилищно-коммунальные услуги при переходе на прямые договоры? Нет. Плата за ЖКУ рассчитывается исходя из установленных тарифов и нормативов.
Ни управляющая организация, ни рассчетно-кассовый центр с ресурсоснабжающими организациями не вправе взимать плату в разрез установленных тарифов.
Советник ФПА РФ, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», к.ю.н., доцент Университета им. О.Е.
Сфера ЖКХ в России иногда ставит под сомнение даже законы физики. Например, возможна отрицательная разница потребления электроэнергии.
Потому что ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму. Подозреваю, что компании приписывают порой больше потребленного по факту.
Недобросовестность сторон договора управления проявляется в том, что управляющая организация получая денежные средства от собственников не выполняет возложенные на них задачи. Со стороны потребителей недобросовестность проявляется в неоплате и растущем долге за жилищно-коммунальные услуги.
Из договора следует, что управляющие компании принимают жалобы от потребителей, оформляют претензии к ресурсоснабжающей организации и затем они вместе проверяют обоснованность жалобы. А что происходит дальше — вопрос открытый. Споры и ожидание выплат непонятно от кого могут затянуться на годы.
И потребитель тут совершенно беспомощен.
Также Минстрой России указал, что принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о заключении прямого договора с РСО, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.
Буду признательна Вам за отзывы и комментарии! С удовольствием отвечу на вопросы. Мне важно знать Ваше мнение о моих статьях и материалах. Надеюсь, что Вы станете частым гостем на сайте. Ведь вместе мы сделаем больше!
С наилучшими пожеланиями к Вам, Людмила Синицына.
В сфере загородной недвижимости свои нюансы. Сети, которые ведут от точки подключения государственного поставщика ресурсов до участка и дома в загородном поселке, могут принадлежать посредникам. Например, ДНП (дачному некоммерческому партнерству), садоводству, УК.
И возможностей прямого подключения может не быть.
Это нужно учитывать и на этапе выбора дома для покупки. Запросите у продавца договор на поставку электричества и посмотрите, с какой организацией он заключен. А информацию о правилах поставки и принадлежности остальных сетей поселка уточните в правлении или УК.
Принятие собственниками решения о заключении «прямого» договора с ресурсоснабжающей организацией является основанием для изменения договора управления многоквартирным домом (в котором ранее, до принятия решения собственниками, предоставление коммунальных услуг относилось к обязанности управляющей организации).
Начнем с того, что скрыто под термином «ресурсоснабжающие организации». Это поставщики воды, электричества, газа, услуг по водоотведению и канализации, вывозу мусора, горячей воды и отопления. Любая управляющая компания, ТСЖ или ЖКС, управляющая общим имуществом жилого дома, обязана иметь договоры со всеми этими организациями.
За этим следит администрация района.
Институт управляющих компаний не всегда в полной мере и качественно справляется со своими обязанностями. Причин много, и одна из них коррупционные действия, на основании которых РСО недополучают причитающиеся средства. В соответствии с принятым законом, потребитель теперь имеет право заключать прямые договора с РСО при управляющей компании.
В случаях, когда собственники многоквартирного дома решили на общем собрании перейти на работу с РСК без посредников, круг мероприятий управляющей организации сужается.
Управляющему нужно контролировать просроченную задолженность собственников (нанимателей) помещений, принимать меры по ее взысканию (это один из стандартов управления МКД), чтобы как минимум не пропустить срок исковой давности. Именно поэтому управляющий должен иметь информацию о датах и назначении платежей населения.
При обсуждении законопроекта возникал вопрос о том, как собственники будут защищать свои интересы перед ресурсоснабжающей организацией в случае спорных ситуаций, как они будут доказывать, что имели место неверные начисления.
Однако, как отмечают в Национальном центре общественного контроля в сфере ЖКХ, собственники жилья за прошедший год так и не решились массово перейти на самостоятельные взаимоотношения с ресурсниками.
Как пояснила «Российской газете» исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева, предусмотрено два варианта перехода на прямые договоры — решение общего собрания собственников жилья и решение ресурсоснабжающей организации.
Исключение – прямые договоры заключаются исключительно на поставку коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ).
Копия протокола общего собрания и решений в соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса РФ направляется инициатором собрания в соответствующие ресурсоснабжающие организации не позднее, чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Отвечая на вопрос о разграничении зон ответственности управляющей организации и РСО в случае заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при предоставлении некачественных коммунальных услуг, Минстрой России указал следующее.
Между тем Госдума осенью планирует рассмотреть поправки в Жилищный кодекс, по которым все счета за услуги ЖКХ будут печатать в едином документе. Составлять и рассылать платежки, по идее авторов проекта, будут единые расчетные центры. Таким образом их деятельность поддержат на федеральном уровне.
Минстрой РФ поясняет: среднемесячную величину обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения РСО определяет путём деления суммы обязательств УО по договору ресурсоснабжения за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от ��сполнения договора ресурсоснабжения, на двенадцать.
В данной статье поговорим о применении льготной соцнормы и понижающих коэффициентах для МКД, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
При таком раскладе РСО не нужно получать согласие собственников на реализацию одностороннего отказа от исполнения заключенного договора ресурсоснабжения.
В связи с большим количеством поступивших в Минстрой России обращений, специалисты Министерства высказали свою позицию по ряду вопросов, связанных с заключением таких «прямых» договоров (далее – прямые договоры).
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В этой ситуации управленческое предприятие может направлять все силы на выполнение обязанностей по качественному обслуживанию МКД.
О том, что такое прямые договоры с ресурсоснабжающими компаниями и есть ли собственнику какая-либо выгода их заключать, рассказывает руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург», генеральный директор ГК «Недвижимость в Петербурге» Николай Лавров.
Договор на предоставление коммунальных услуг
1 марта вступают в силу:
— Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения;
— Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
— Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.
Они утверждены Постановлениями Правительства РФ от 30.11.2021 № 2130 и от 30.11.2021 № 2115.
Кроме того, с 1 марта 2022 года вводятся правила увеличения пропускной способности объектов газотранспортных систем для создания технической возможности технологического присоединения к газораспределительной сети объектов капитального строительства, в отношении которых получен отказ в выдаче технических условий на технологическое присоединение (Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 № 1900).
Газораспределительные организации должны вести реестр запросов о предоставлении технических условий и заявок о заключении договора, по которым было отказано из-за отсутствия пропускной способности объектов газотранспортных систем.
Теперь собственники жилья имеют возможность заключать договоры на предоставление коммунальных ресурсов и услуг напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО). А значит, смогут платить им напрямую, минуя управляющую компанию.
Договор на предоставление коммунальных услуг
По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.
В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2022 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?
«Речь идет именно о прямом договоре. Из этой цепочки выводится управляющая организация, и напрямую идет контакт с конечным потребителем. У нас газоснабжение, электроснабжение уже давно по всей стране работают по этой схеме, и, при прочих равных условиях, у них более высокая собираемость», — заявила в ходе выступления в Госдуме автор законопроекта, глава комитета по ЖКХ Галина Хованская.
На сегодняшний день уже официально известно о том, что принят закон, позволяющий потребителям заключать прямые договоры на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, минуя управляющие компании. Теперь собственники жилья смогут заключать прямые договоры об услугах ЖКХ без участия управляющей компании.
У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.
Собственники квартир начиная с 2022 года вправе рассчитывать на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, исключив услуги посредника, которым зачастую является управляющая компания. По недавно принятому закону, владельцы недвижимости в многоквартирном доме могут решить данный вопрос посредством проведения общего собрания.
Президент РФ в конце марта 2022 года подписал Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», позволяющий осуществить переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Документ вступил в силу после 3 апреля текущего года. Ранее расчет с РСО осуществлялся через официального посредника – управляющую компанию (УК) или ТСЖ.
Однако в самой СТК напоминают: независимо от структуры квитанции, ЗАО «УК «Стандарт» была и остается исполнителем коммунальных услуг для населения, в том числе по отоплению и горячему водоснабжению. «Поэтому все вопросы, связанные с качеством оказанных услуг, перерасчетами и прочим, необходимо адресовать в ЗАО «УК «Стандарт»», – подчеркивают в теплоснабжающей компании.
В СТК уточнили, что в настоящий момент переговоры с другими управляющими компаниями о переходе на прямые расчеты не проводятся. «ООО «СТК» внимательно изучает договорную конструкцию, предложенную ЗАО «УК «Стандарт», и ее соответствие законодательным и правовым актам в сфере предоставления коммунальных услуг», – уточнили в СТК.
В ЖК РФ нет подробного описания проведения ОСЧ
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать для управления им управляющую организацию, а также создать товарищество собственников или жилищный кооператив.
В домах, где есть ТСЖ или ЖК, помимо общего собрания собственников проводятся общие собрания членов ТСЖ/ЖК. На ОСЧ решаются вопросы функционирования этих объединений. При этом общее собрание членов товарищества или кооператива не имеет права решать вопросы, которые отнесены к компетенции ОСС.
- – общие собрания собственников помещений; и Уставом – собрание членов ТСЖ/ТСН; и Уставом – общее собрание членов ЖК/ЖСК.
Список инициаторов ОСЧ фиксируется в Уставе товарищества или кооператива
Если формы проведения собраний членов ТСЖ/ЖК совпадают с формами проведения общих собраний собственников помещений в доме, то вопрос с инициатором таких собраний решается по-другому.
ОСС может инициировать любой собственник или управляющая таким домом организация по собственной инициативе или в случае, если поступит заявление об этом от собственников, обладающих 10% голосов от общего числа голосов в доме (ч.ч. 4, 6, 7 ст. 45 ЖК РФ).
Общее собрание членов жилищного кооператива созывается в порядке, установленном Уставом (ч. 1 ст. 116 ЖК РФ). Соответственно, в Уставе может быть утверждён список инициаторов ОСЧ: лиц или групп лиц, которые могут созвать такое собрание. Это могут быть правление кооператива, председатель правления, группы членов кооператива.
В соответствии с ч. 8 ст. 148 ЖК РФ, созыв и проведение собрания членов ТСЖ относится к обязанностям правления товарищества собственников. Но так же, как и в случае с жилищными кооперативами, ТСЖ может прописать в Уставе перечень инициаторов собрания. Однако это не значит, что другие члены ТСЖ, не упомянутые в Уставе, не могут инициировать ОСЧ,
Плюсы и минусы прямых договоров с РСО
Переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями имеет следующие преимущества:
- Прозрачная система платежей за потребленный ресурс. И потребитель и РСО точно знают, сколько средств поступило на счета за потребленный ресурс. Отсутствие третьей стороны в виде управляющей компании исключает ситуации, при которых потребитель за ресурс заплатил, а деньги до РСО не дошли.
- Потребитель оплачивает только тот объем коммунального ресурса, который использовал непосредственно он. И он не отвечает за задолженности соседей.
- Как показывает практика, ресурсоснабжающей организации взыскать задолженность по платежам с населения значительно проще, чем с УК.
- Исчезнет возможность нецелевого использования денег, полученных УК от населения за ЖКУ.
- Исключаются ситуации, при которых весь МКД оказывается отключенным от какого-либо ресурса (горячей воды, электроэнергии и т.д.) из-за того, что платежи населения, поступив на счет УК, не дошли до РСО.
Минусы перехода на прямые договоры:
- Необходимо решить вопрос по организации передачи показаний счетчиков. Потому что до заключения прямых договоров с РСО эта обязанность возлагается на УК.
- Сложность определения ответственности за некачественные услуги. Например, если из крана течет ржавая вода, то водоканал будет доказывать, что виновата УК. Она, в свою очередь, будет перекладывать ответственность на водоканал. Если же жильцы оплачивают за воду УК, а она перечисляет полученные средства водоканалу, то за качество воды будет нести ответственность в полном объеме «управляйка».
- Увеличение количества квитанций за коммунальные услуги и возрастание времени их обработки. Для РСО это означает дополнительный объем работы, к которому они вряд ли готовы. Это неизбежно приведет к возникновению ошибок при учете и оплате потребленного ресурса.
- Единственный выход — развивать технологии платежей через специальные онлайн-платформы. Но тут возникают свои сложности.
- Усложнение перерасчета платы за оказанные услуги. При прямых платежах эти вопросы придется решать отдельно в каждой РСО.
- Непосредственно потребители от этого не получают абсолютно никакой выгоды — размер оплаты за коммунальные услуги не уменьшится, изменится только получатель денег.
Открытая и закрытая системы теплоснабжения и горячего водоснабжения
При централизованной закрытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды заключается договор горячего водоснабжения. Он содержит условия и правила подачи горячей воды, регулируемые № 416-ФЗ (п. п. 1 и 6 ст. 13 № 416-ФЗ).
При централизованной открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии со ст. 15.1 и п. 4 ст. 7 № 190-ФЗ.
Таким образом, РСО, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжении и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в МКД.
Плюсы перехода на подобные отношения
- Управляющие компании не будут иметь отношения к платежам населения за ЖКУ, и у них исчезнет возможность направлять эти деньги на свои нужды, вместо оплаты коммунальных ресурсов (нет нужды напоминать о громких скандалах по поводу растраты или нецелевого использования денег населения, полученных жилищными организациями от населения за ЖКУ)
- Размер выручки УК снизится за счет исключения из нее платежей населения за комуслуги. В результате этого многие из них смогут применять упрощенную систему налогообложения. В итоге – уменьшаться платежи в бюджет и различные фонды, у жилищных организаций будет оставаться больше финансовых средств на выполнение своих непосредственных обязанностей.
- Выгода ресурсоснабжающих организаций будет заключаться в том, что при правильном построении работы с потребителями, вырастет собираемость платежей за коммунальные услуги. Как показывает практика – с населения она при постоянном методичном взыскании несвоевременно вносимых платежей составляет примерно 90%, тогда как этот же показатель при отношениях с УК приблизительно равен 75%.
- Каждый потребитель расплачивается только за тот объем услуг, который получил непосредственно он, а не сообща с соседом.
- Уменьшение случаев банкротства управляющих компаний. Ведь деньги, собранные ими с населения за ЖКУ, часто не доходили до РСО. Результатом становились судебные процесс и разорение многих УК.
- Итогом перехода на прямые договора станет улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг. РСО, являясь крупными фирмами, имеют больше возможностей, чем управляющие компании, развивать процесс оказания ЖКУ. А получая платежи населения на свои счета – у них появляется и такая обязанность.
Почему жильцам разрешили рассчитываться напрямую с РСО
Таким способом власти решили бороться с долгами управляющих компаний перед РСО. Как сообщают в Минстрое, на сегодняшний день сумма такого долга управляющих компаний составляет 250 миллиардов рублей. Причем УК собрали эти деньги с жильцов, но так и не перечислили РСО.
Осенью 2017 года глава российского правительства Дмитрий Медведев в ходе встречи со своими заместителями заявил, что сложившаяся ситуация с долгами возмутительна, поскольку люди своевременно рассчитываются за услуги ЖКХ, а по вине недобросовестных УК дом лишают теплоснабжения.
На ежегодной пресс-конференции Владимир Путин также заявил, что УК необходимо отрезать от денежного потока, так как они далеко не всегда рассчитываются вовремя и не перечисляют деньги в полном объеме.
Чем рискуют жильцы, переходящие на прямые расчеты?
Возможность избавиться от посредников в лице управляющих компаний и получать более качественные коммунальные услуги привлекает многих собственников жилья. Однако некоторые россияне, успевшие перейти на прямые расчеты с поставщиками ресурсов, уже заметно растеряли свой энтузиазм. Взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями оказалось для них вовсе не таким комфортным, как могло показаться на первый взгляд.
Например, в объединенной пресс-службе ДУКов Нижнего Новгорода нам рассказали о том, как нижегородцы столкнулись с необходимостью оплаты банковской комиссии при расчетах с компанией «Теплоэнерго»:
В настоящее время данный вопрос решается положительно — помимо пункта приема платежей в офисе компании, достигнута договоренность с «Саровбизнесбанком», и жители теперь имеют возможность в офисах банка теперь оплачивать квитанции за тепло без комиссии. Возможно, что в дальнейшем «Теплоэнерго» продолжит эти действия, и проблема комиссий как таковая перестанет существовать.
Также представители домоуправляющих компаний не исключили возможности обращения поставщиков в коллекторские агентства для решения проблем с должниками, поскольку поправки о передаче долгов за «коммуналку» профессиональным взыскателям обсуждались на протяжении всего 2019 года:
Несмотря на то, что на данный момент ситуация неопределенная, закон именно в такой форме может быть принят и будет применяться на практике. Домоуправляющие компании на протяжении многих лет вели работу с должниками, которая в основном носила «информационно-увещевательный» характер, без «угроз коллекторов» и не так часто доходила до судебных разбирательств. УК имеют богатую практику непосредственного контакта с собственниками и выстраивают работу по взысканию задолженности максимально корректно. Как будет организована эта работа у ресурсоснабжающих организаций — покажет время.
Специалист «Единого центра защиты» Илья Артемьев считает, что наличие посредников в виде ДУКов или ТСЖ делает коммунальные услуги для граждан дороже и усложняет контроль за финансовыми потоками. Самостоятельное управление потребляемыми ресурсами, включая прямые расчеты, позволяет собственникам грамотно расставлять приоритеты в необходимых работах и в случае необходимости решать вопрос о смене подрядчиков.
Посмотрим на минусы. УК за то и взимает деньги, что поиск специалистов, принятие решений и т. д. они берут на себя. И договоры, их правильность и безопасность лежат на юристах УК. Собственникам же придется это делать либо самим, либо опять же нанимать специалистов. То есть такая система подойдет тем домам, в которых есть крепкая инициативная группа, располагающая временем и желательно ресурсами, — предупреждает юрист.
Выбирая заключение прямого договора с поставщиками, помните, что содержать в порядке все инженерные системы в доме по-прежнему должна управляющая компания. Даже если платежи за воду и газ жильцы перечисляют ресурсоснабжающим организациям, жаловаться на качество услуг они, как и раньше, могут в свой ДУК. Работники управляющей компании будут обязаны устранять протечки труб и решать проблемы с электрикой: отказывать в ремонте коммуникаций, ссылаясь на прямой договор жильцов с поставщиками коммунальных услуг, они не имеют права.
Новая схема оплаты услуг ЖКХ напрямую РСО
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.
Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.