Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Концепция семейной политики имени Мизулиной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Женщины, вставшие на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), могут получать ежемесячную выплату вплоть до месяца рождения ребенка. Средняя сумма пособия составляет 7-8 тыс. рублей, но может варьироваться в зависимости от региона, так как привязана к сумме регионального прожиточного минимума.
Сумма зависит от того, какой по счету ребенок и в каком году он родился. Объявленная индексация в размере 8,4% коснется не только той господдержки, на которую возникнет право после 1 февраля 2022 года, но и неиспользованного маткапитала. Например, если ребенок родился в ноябре 2021 года, маткапитал на ипотеку можно получить сразу или подождать и использовать повышенную сумму.
Размер материнского капитала изменится так:
- 483 881 Р → 524 500 Р (при рождении первенца);
- 639 431 Р → 693 100 Р (при рождении второго ребенка, если не брали капитал при рождении первого);
- 155 550 Р → 168 600 Р (при рождении последующего малыша, если брали капитал при рождении первого).
Проект о дополнительной поддержке семей с детьми и ипотекой внесен в Госдуму
1. Реализация политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в 2 этапа: 2014-2017 годы и 2018-2025 годы.
На первом этапе (2014-2017 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций развития института семьи, и создание условий для повышения уровня семейного благополучия, будут созданы условия, позволяющие сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2018 года.
На первом этапе в субъектах Российской Федерации будут разработаны региональные программы, направленные на улучшение ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями в рамках ДП и НС.
Основной акцент будет сделан на улучшение положения семей с двумя и более несовершеннолетними детьми, развитие инфраструктуры оказания услуг семьям с детьми, организации семейного отдыха, оздоровления и досуга.
В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается
1) снизить темпы сокращения числа семей с несовершеннолетними детьми,
2) стабилизировать численность семей с двумя несовершеннолетними детьми, численность многодетных семей и создать условия для увеличения их численности,
3) стабилизровать численность семей с несовершеннолетними детьми, основанных на незарегистрированных браках, и создать условия для их сокращения,
4) сократить число рождений детей вне брака,
5) сократить число абортов за счет отказа беременных женщин от их проведения,
6) стабилизированность численность малоимущих семей с несовершеннолетними детьми и создать условия для сокращения их числа,
7) сократить численность детей-социальных сирот,
8) сократить число отобраний детей у родителей,
9) стабилизировать численность детей, оставшихся без попечения родителей, усыновляемых российскими гражданами детей и создать условия для увеличения их числа,
10) создать условия для модернизации детских домов.
2. На втором этапе (2018 — 2025 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации ситуации семейного благополучия. Основной акцент будет сделан на улучшение положения всех типов семей, развитие инфраструктуры оказания услуг семьям, организации семейного отдыха, оздоровления и досуга.
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2025 году:
1) увеличить число многодетных семей;
2) сократить число неполных семей,
3) сократить показатель разводов,
4) сократить число абортов в 2 раза,
5) сократить число малоимущих семей с детьми,
6) сократить долю детей социальных сирот до 1/3 от общего числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
7) увеличить рождаемость,
8) сократить число «брошенных» престарелых родителей.
Под семьей авторы концепции понимают союз мужчины и женщины, регистрацию брака государством или религиозными институтами, совместное воспитание родителями нескольких детей, авторитет родительской власти внутри семьи и любовь к детям.
Положение об авторитете родительской власти вызвало немало вопросов. Оппоненты удивлялись — неужели авторы концепции призывают нас жить с родителями под одной крышей?
Елена Мизулина отметила, что мнение это ошибочное.
— Заставят жить вместе с родителями? Да нет. Анализируя, что характерно в истории России было для традиционной семьи, мы выявили такую закономерность: между переписями населения 2002-го и 2010 годов в России выросло в два раза число многопоколенных семей, то есть семей в которых несколько поколений живут вместе. А многопоколенная большая семья всегда была традицией России. Выросло в два раза — задумались, почему?
Каждая третья семья сегодня — семья многопоколенная в России. Это уже невозможно объяснить только недостатком жилья. Не могу ни опровергать, ни утверждать обратное. Мы просто фиксируем такую закономерность. И среди неполных семей — то есть один родитель с детьми — каждая вторая неполная семья сегодня является многопоколенной.
Почему многопоколенные семьи были распространены? И сегодня четкая совершенно тенденция увеличения числа таких семей?
Психологи говорят, что общение ребенка и бабушки-дедушки, внуков и бабушки-дедушки — это совершенно специфический опыт. Вот этот ресурс добра, открытости ребенок получает, прежде всего, от бабушки с дедушкой, ибо родители часто заняты, родитель все равно воспринимается детьми психологически как некоторый начальник, его надо слушаться. А с дедушкой-бабушкой более открыто, и дедушка-бабушка имеет больше возможности вот так беседовать, общаться с внуком. И этот ресурс добра очень важен. Если бы было больше это общение, то, возможно, наши дети были бы более добрыми, менее агрессивными.
Пункт о «нескольких детях» также вызвал недоумение. Все же сейчас больше распространена модель семьи с одним или двумя детьми.
Елена Мизулина пояснила, что концепция разрабатывалась во взаимосвязи с «Концепцией демографической политики РФ до 2025 года». Самый большой вызов России, по мнению авторов — демографический.
— Почему так стоит вопрос? Демографы утверждают, что для того, чтобы России справиться с демографическим кризисом и не исчезнуть с карты Земли, нам нужно выбрать, как рационально распределить те ресурсы денежные, которыми она располагает. Надо добиться не просто повышения рождаемости, воспроизводства населения, но семейного благополучия, чтобы дети росли в гармоничной обстановке.
По мнению большинства демографов, нужно делать ставку на многодетные семьи. Именно на многодетные.
На это существует много причин. Многодетные семьи — наиболее устойчивый тип семей. У нас из многодетных семей 87% семей являются полными и браки не расторгаются. Картина по однодетным, двухдетным совершенно другая.
Демографы и психологи отмечают еще один фактор, чем хороша многодетная семья. Фактически после третьего, особенно после четвертого ребенка — пятый или шестой ребенок обходится семье более дешево, чем, например, первый. Вот почему сложно первый ребенок, когда два ребенка. Это более дорого для семьи.
А в многодетной семье легче. Уже распределены внутри обязанности. То есть естественно, если массированно вложить на первом этапе (мы предлагаем на первом этапе, вот сейчас, до 2017 года, вложить как бы в поддержку многодетных семей), то естественно вот этот необходимый уровень рождаемости может быть очень сильно подвинут.
Не меньше споров вызвало и определение семьи как «союза мужчины и женщины». Ведь в жизни есть и одинкокие мамы с детьми, и одинокие папы, и воспитывающие осиротевших внуков бабушки — дедушки.
Елена Мизулина отметила, что основной целью, которые ставят перед собой разработчики Концепции, является семейное благополучие. А разных типов семьи много и, конечно же, нельзя утверждать, что неполные семьи — это не семьи.
— У нас много типов семей. Мы считаем, что меры поддержки каждого типа семей должны быть дифференцированные. Там, где семья, например, неполная, есть еще одна проблема, связанная с тем, как обеспечить гармоничное воспитание обоими родителями, доступ отдельно проживающего родителя к воспитанию, и так далее.
Поэтому должна быть дифференцирована поддержка каждого типа семьи.
В проекте Концепции свидетельство о венчании предлагается приравнять к свидетельству о заключении брака, получаемому в органах ЗАГС. Реакция общества была предсказуемой — «теперь только венчанные браки будут признаваться». Что на самом деле имели в виду авторы?
— Сейчас Церковь как делает? Если человек согласен перед обществом создать семью, то, наверное, надо ответственность, чтобы сказать перед Богом, потому что некоторые говорят: «Ой, мы не хотим в ЗАГС, мы хотим венчаться». То есть, это нивелирует ли венчание в обществе, что «мы в ЗАГС не пойдем, это ерунда, а вот так, по религии».
Власть должна реагировать на новые явления, которые есть в обществе? Должна. У нас сегодня новое явление — отмечают все священники, что растет число людей, которые венчаются в церкви без регистрации брака.
С точки зрения юридической, такая семья считается сожительствующей, то есть не признается акт венчания. И это и морально, и для самой женщины, особенно, если она принимает решение о рождении ребенка или не рождении, тоже очень важно.
Что мы предлагаем? Коль скоро такое явление, это уже тенденция, она устойчивая, она растет, это реальность. Не хотят люди идти регистрироваться — не надо заставлять. Но, если свидетельство о венчании будет включено в список документов, на основании которых выдается свидетельство о государственной регистрации, если венчанные супруги подадут об этом заявление? Не хотите? Остаетесь только венчанными, а захотели — написали заявление в ЗАГС: «Просим выдать свидетельство о регистрации брака». И без прохождения вот этих двух месяцев, специальной процедуры регистрации, где кольца и все прочее, вам выдают свидетельство о регистрации. Чего здесь плохого? Здесь ничего плохого нет. И самое главное, что это не принуждение. Это всецело зависит от самих людей: хотят — остаются в таком статусе, хотят — в другом.
На самом деле это просто упрощенная процедура регистрации брака, если ему предшествовало венчание.
Журналистов интересовал вопрос и о том, существуют ли другие варианты Концепции.
— Ваша рабочая группа — это единственная мощная общественная группа, которая работает над этой Концепцией? Или есть еще какие-то конкурирующие концепции?
— Оппонирующей была Голодец Ольга Юрьевна от Правительства, но у них нет пока Концепции. Некоторое видение она озвучила, что одна из острейших проблем, что у нас стареют первородящие женщины. Сегодня средний возраст 25 лет. И Правительство озабочено тем, как все-таки сделать, чтобы молодые девушки, чем моложе, тем лучше, рожали… В частности один из вариантов они предлагают: предоставление первоочередного права на поступление на подготовительные курсы в вузы таких молодых мам.
Но тот анализ, который мы делали, и социология показывает, что откладывают рождение не потому, что в вуз не могут поступить, а потому что нет семейного окружения.
Рассчитываешь только на себя, и естественно, если она хочет учиться, какой ребенок? Она будет учиться. Я не думаю, что эта мера сработает. Но я думаю, что Ольга Юрьевна предварительно пока озвучивала идею.
Но у нас еще есть оппоненты, которые считают, что действительно надо отказаться от традиционных семейных ценностей.
— Кто утверждает, что надо от них отказаться аргументированно?
Есть и в СМИ уже, и были возражения, когда я делала презентацию на экспертной группе Открытого правительства.
Есть те, кто считают, что слишком избыточно делается акцент на традиционных семейных ценностях. Но мы этого не придумали. Предшествовал анализ и сбор материалов, данных социологических исследований, статистики. Когда этот анализ был произведен, стало очевидно, что, что бы ни менялось, но что точно обеспечивает России будущее и воспроизводство населения, и обеспечивает людям благополучие — это семья с детьми.
На вопрос, реалистичны ли все предложения в финансовом плане, Елена Мизулина ответила утвердительно:
— По деньгам вообще все реалистично. Для того, чтобы не разрушить бюджетный баланс, существует поэтапное введение ряда мер, например, суммы пособий, их можно считать, по категориям вводить.
Допустим, в первую очередь, если многодетных семей меньше, их миллион, сначала, может, для многодетных. А может, из них сначала многодетные с пятью детьми, а потом с тремя и так далее. Существует масса приемов, где можно распределить эти средства так, чтобы все равно добиться желаемого результата, было бы желание.
Наша задача — максимально показать все, что может быть в этой сфере, а конечно, в самой Концепции останется то, что будет потом и посчитано, какое-то меньшое количество мер. Безусловно. Но очень важно сейчас высказаться, какие общество считает первичными.
Подготовила Ирина Кислина
« | Март 2022 | » | ||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
Г. Санкт-Петербург Концепция Семейной политики на 2012-2022 годы. — презентация
В основном федеральные программы поддержки молодых семей в 2020 году сводятся к сфере жилищной политики. Федеральные власти при софинансировании регионов выдают субсидии на покупку собственной жилплощади.
Принципы помощи в приобретении квартиры или дома содержит государственная программа поддержки молодых семей «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
Кроме того, осуществляется господдержка молодым семьям при ипотеке — это целый класс кредитов, отличающихся выгодными условиями, по которым государство частично субсидирует ставку. Подобные банковские предложения обычно носят соответствующие названия. В настоящее время действует программа, позволяющая семейным парам с двумя и более детьми оформить ипотеку по ставке 6% (постановление правительства №1711 от 30.12.2017). Еще ниже ставки для этой категории граждан по госпрограмме «Дальневосточная ипотека» — от 2%.
Молодые супруги вправе получить госпомощь для имеющих детей и для малообеспеченных граждан.
Кроме того, каждый регион разрабатывает собственные программы помощи. Существуют и благотворительные и волонтерские организации, которые предоставляют поддержку молодым семьям в трудных жизненных ситуациях.
Ранее действовавшая подпрограмма «Молодая семья» федеральной программы «Жилище» завершена. Государственная поддержка молодой семьи при покупке квартиры в 2020 году осуществляется в виде социальной выплаты (субсидии) на улучшение жилищных условий по государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (постановление правительства №1050 от 17.12.2010 с изменениями от 15.06.2020). Ее участником вправе стать семейная пара (или единственный родитель), соответствующая следующим требованиям:
- состав — минимум 2 человека;
- возраст супругов не превышает 35 лет;
- граждане признаны нуждающимися в жилом помещении;
- супруги имеют доход, позволяющий им оплатить оставшуюся часть стоимости жилья.
Размер выплаты не менее:
- 30% стоимости жилья — для неимеющих детей;
- 35% — для имеющих одного ребенка или более.
Данный закон о поддержке молодых семей позволяет использовать субсидию для оплаты части стоимости жилого помещения при покупке или для оплаты договора строительного подряда при возведении дома, уплаты паевого взноса ЖСК, оплаты договора долевого участия, первоначального взноса, погашения основного долга и процентов по ипотечному кредиту.
1. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации в 2022 — 2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
2. ФАДН России осуществлять контроль за реализацией плана, утвержденного настоящим распоряжением, с представлением докладов о ходе его выполнения в Правительство Российской Федерации с 2023 года ежегодно, до 15 марта.
3. Финансовое обеспечение мероприятий плана, утвержденного настоящим распоряжением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а также за счет внебюджетных источников.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные планы мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на очередной период.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
Материнский капитал вправе получить семьи, в которых родился или которые усыновили после 1 января 2007 г. второго, третьего или последующего ребенка, а также семьи, в которых после 1 января 2020 г. родился или был усыновлен первый ребенок.
Какое жилье можно купить по «Семейной ипотеке»
Программой «Семейная ипотека» можно воспользоваться для покупки жилья в новостройке, на вторичном рынке или для приобретения частного дома с земельным участком. Продавцом обязательно должно выступать юридическое лицо (например, застройщик).
Также кредит можно использовать для строительства индивидуального жилого дома или покупки земельного участка с дальнейшим строительством на нем частного дома. Важно, что все работы должны проводиться по официальному договору подряда с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Программа позволяет приобрести жилье и на вторичном рынке у физических лиц, но только в одном федеральном округе (Дальневосточном) и только на землях сельских поселений. «Классическую вторичку по договору купли-продажи купить по программе льготной ипотеки практически нельзя. А вот вторичку от застройщика (где в ДКП продавцом выступает застройщик) — можно. Но по факту это все равно новое жилье, в новом доме, в котором никто не жил», — рассказала директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова.
Изменения в условиях программы
Ставка по программе «Господдержка» повышается с 7 до 8%. Получить льготный ипотечный кредит можно на покупку жилья в новостройках, строительство частного дома или приобретение земельного участка для его строительства.
Максимальный размер кредита по льготной ставке в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях — 12 млн рублей. Для остальных регионов — 6 млн рублей. Первоначальный взнос — не менее 15%.
Чтобы люди не ограничивались только этими суммами и имели больше возможностей в выборе жилья, с 1 мая 2022 года максимальный размер кредита для ипотеки с использованием льготной ставки увеличился до 30 млн и 15 млн рублей соответственно. При этом 12 млн и 6 млн рублей субсидируются государством, остальная сумма может быть выдана по рыночной или другой субсидируемой ставке.
«Господдержка» по ставке 6,3% действует в Сбере до 31 декабря 2022 года.
Основные направления реализации новой семейной политики государства Текст научной статьи по специальности; Социологические науки
Аннотация. Преодоление демографического кризиса, предотвращение его катастрофических по масштабам последствий возможно только в рамках новой семейной политики Российской Федерации, направленной на укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и сохранение семейной культуры. Развитие и совершенствование семейного законодательства позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций, гармонизации прав личности и потребностей российского общества. Развитие и совершенствование мероприятий по поддержке семьи, материнства и детства позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций и обеспечения здоровья ее членов, развития личности и реализации личных интересов каждого члена российского общества. Семья — важнейший инструмент общества. Только так государство обеспечит социальную безопасность семьи, ее благополучие, условия для выполнения социально значимых функций. Концепция развития семейного законодательства Российской Федерации, на наш взгляд, учитывает тенденции и запросы современного российского общества, восполняет имеющиеся пробелы, устраняет противоречия между Семейным кодексом РФ и другими актами действующего законодательства.
Российской Федерации должна быть переориентирована на создание условий для выполнения семьей ее социальных функций, связанных с заботой и воспитанием детей, заботой о нетрудоспособных родителях. Семья и государство должны стать партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие семьи и государства в целом. Кроме того, необходимо усилить меры государственной поддержки многодетных семей, стимулировать семейное благополучие, уменьшить бедность семей, имеющих детей, обеспечить семьи качественным и доступным жильем, преодолеть дефицит мест в детских садах, создать комфортную среду для семей с детьми. Государство должно взять на себя расходы по организации семейного досуга, занятий детей в спортивных секциях, художественных кружках или музыкальных школах. Должна сформироваться система конкурсов для получения семьям доступа к качественному образованию в любых формах.
Review. Overcoming a demographic crisis, preventing its catastrophic consequences is possible only within the framework of the new family policy of the Russian Federation aimed at strengthening the institution of the family, restoring family values and preserving the family culture. The development and improvement of family laws
Преодоление демографического кризиса, предотвращение его катастрофических по масштабам последствий возможно только в рамках новой семейной политики Российской Федерации, направленной на укрепление института семьи , возрождение семейных ценностей и сохранение семейной культуры. Развитие и совершенствование семейного законодательства позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций, гармонизации прав личности и потребностей российского общества . Развитие и совершенствование мероприятий по поддержке семьи , материнства и детства позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций и обеспечения здоровья ее членов, развития личности и реализации личных интересов каждого члена российского общества . Семья важнейший инструмент общества . Только так государство обеспечит социальную безопасность семьи , ее благополучие, условия для выполнения социально значимых функций. Концепция развития семейного законодательства Российской Федерации, на наш взгляд, учитывает тенденции и запросы современного российского общества , восполняет имеющиеся пробелы, устраняет противоречия между Семейным кодексом РФ и другими актами действующего законодательства.
Overcoming a demographic crisis, preventing its catastrophic consequences is possible only within the framework of the new family policy of the Russian Federation aimed at strengthening the institution of the family , restoring family values and preserving the family culture. The development and improvement of family laws will, in our view, create conditions for the family to perform its functions, to harmonize human rights and the needs of the Russian society . The development and improvement of measures carried out to support the family , motherhood and childhood will, in our view, enable the family to perform its functions and to create conditions for securing the well-being of its members, to ensure the development of an individual and realization of personal interests of each member of the Russian society . The family is a vital tool of the society . Only in this way the State will ensure the social security of the family , its well-being, the conditions for the fulfillment of socially important functions. The Concept on the Development of Family Law of the Russian Federation, in our view, takes into account the tendencies and demands of the modern Russian society , fills in the gaps, eliminates contractions between the Family Code of the RF and other acts of existing legislation.
Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2022–2025 годы»
18. В соответствии с настоящей Концепцией совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации предполагает прежде всего установление простых, понятных для граждан и исполнимых правил, отвечающих цели, принципам и задачам миграционной политики, свободных от административных барьеров и обусловленных ими издержек.
5. В 2012–2022 годах интенсивность внутренней миграции в Российской Федерации увеличилась на 10 процентов. При этом сохранилась общая тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный регионы страны, что является постоянным фактором роста диспропорции в размещении населения. Практически весь потенциал внутренней миграции приходится на такие городские агломерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также на Краснодарский край.
Условия предоставления в 2022 году, как получить
Ссуда выдается на следующих условиях:
-
процентная ставка по кредиту – не более 6 % в год, с учетом субсидирования;
-
максимальная сумма кредита для жителей Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области составляет 12 млн руб. Для населения остальных регионов – 6 млн руб.;
-
первоначальный взнос – по договору с банком, не менее 15 % от суммы кредита;
-
срок кредитования – от 3 до 30 лет;
-
период субсидирования – на протяжении всего срока действия кредитного договора.
Государственная поддержка семей в РФ
Основополагающие положения относительно признания семьи естественной, первичной и основной ячейкой общества содержатся в следующих принятых ООН документах: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, от 29 ноября 1985 г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 г.
На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего, имеет цель способствовать укреплению будущей семьи (ст. ст. 11 — 15 СК РФ). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК РФ). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК РФ). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК РФ). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. ст. 69, 70 СК РФ) и т.д. и т.п.
Проблемы реализации государственной семейной политики
Таким образом, в качестве тактики решения поставленной задачи государство избрало консолидацию действий всех государственных и общественных институтов. В этой связи в Концепции указывалось, что государственная семейная политика в сфере реализации прав детей на семью относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В рамках утвержденной Правительством РФ Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2022 года были поставлены основные задачи государства, направленные на обеспечение реализации данного права, в том числе: укрепление института семьи, как формы наиболее рациональной жизнедеятельности и социализации детей, формирование гражданской позиции общества в отношении необходимости укрепления семьи, повышение воспитательного потенциала семьи, как основного субъекта социализации. По смыслу законодателя, реализация Концепции предполагала объединение усилий государственных, общественных организаций, партий и движений, а также населения в выработке единых общенациональных подходов, направленных на укрепление социального престижа семьи и ценностей семейного воспитания детей.
- Внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей
- Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (2021 год) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет
- Создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу
- Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения
- Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной
форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода - Организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста
- Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек
- Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья
- Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва
Что ожидается из новых выплат?
Обычно на начало года планируется запуск новых льгот или выплат от государства. Например, с 2018 года в России появились так называемые «путинские» выплаты, а с начала 2020-го – пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет (хотя они и выплачивались с середины года «задним числом»).
Однако на этот раз на начало 2022 года не было запланировано новых выплат – уже существующие пособия будут назначаться в прежнем режиме, но существенного расширения социальной поддержки власти пока не обещают. Так, с 2021 года в России появилось несколько новых выплат, в том числе:
- ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет по беременности до 12-й недели – в размере 50% прожиточного минимума в регионе;
- ежемесячная выплата неполным семьям на детей в возрасте от 8 до 17 лет – в размере 50% прожиточного минимума на детей в регионе;
- пересмотрен порядок выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет – теперь пособие может выплачиваться в размере 50%, 75% или 100% от прожиточного минимума в зависимости от доходов семьи (ранее было только 50%).
Тем не менее, надежды на то, что в России появится что-то новое из выплат, есть. Так, в СМИ неофициально пишут о том, что на очередной ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин объявит о еще одной разовой выплате семьям с детьми – на это указывает разогнавшаяся инфляция, а также наличие свободных ресурсов в федеральном бюджете (профицит более 2 триллионов рублей). Возможно, на пресс-конференции будет объявлено и о других выплатах – но пока об этом остается только гадать.
Больше оснований для назначения выплат
В последние пару лет социальные выплаты в России стали более адресными – так, все пособия, начиная с выплаты беременным женщинам и заканчивая пособиями неполным семьям на детей до 17 лет, выплачиваются с учетом материальной обеспеченности семьи. Это означает, что у семьи должны быть доходы ниже определенного уровня, чтобы она могла претендовать на выплаты, а по некоторым – есть имущественный ценз и правило нулевого дохода.
Так, семья не сможет оформить пособие беременным женщинам, на детей в возрасте от 3 до 7 лет или неполным семьям с детьми в возрасте от 8 до 17 лет (то есть, все, кроме «путинских»), если у семьи:
- есть хотя бы один член семьи, который не имеет доходов без уважительной на то причины. Уважительными причинами могут быть официальная безработица, служба в армии, уход за ребенком, уход за пожилым человеком, лечение и т.д.;
- есть в собственности больше имущества, чем полагается. Например, это общая жилплощадь более 24 квадратных метров на каждого члена семьи (в доме – 40 метров), наличие более чем одного автомобиля или нескольких других транспортных средств, а также вкладов с процентами по сумме больше, чем прожиточный минимум за год (то есть, примерно до 250 тысяч рублей вкладами).
Это правило серьезно ограничивает возможность оформить пособие для многих семей – как оказалось, некоторые из них не подпадают под выплаты по чисто формальным причинам, хотя на деле являются малоимущими.
И уже скоро это может измениться, правила назначения пособий обещают пересмотреть:
- власти регионов смогут платить пособия на детей от 3 до 7 лет, даже если у членов семьи нет регистрации по месту жительства в этом регионе;
- в расчет доходов не будут включаться налоговые вычеты, гранты и субсидии на поддержку предпринимательства, целевые выплаты от города и региона на покупку недвижимости или транспорта;
- беременность (со сроком более 12 недель на момент подачи заявления) будет считаться уважительной причиной для отсутствия доходов;
- в расчет имущественной обеспеченности не будут включаться транспорт, находящийся в розыске или под арестом, а также недвижимость под арестом, или купленная за счет целевых субсидий.
А еще стоит учитывать и другой немаловажный факт – тем семьям, которые будут подавать заявления на детские пособия, будет проще их получить. Доход на каждого семьи сравнивается с прожиточным минимумом, который постепенно растет. И если доходы семьи не повышаются (что, увы, бывает часто), то шансов получить пособие у такой семьи будет больше. И так как назначается оно на год, то даже повышение зарплаты и иных доходов не помешает получать выплату весь установленный срок.
Церковь как новый «партком»?
О роли Русской Православной Церкви в семейной политике в Концепции говорится немало, начиная с того, что семья называется «малой церковью». Впервые в концепции такого уровня есть отдельный пункт по расширению участия Русской Православной Церкви и других организаций религиозных в этой многоплановой деятельности по семейной политике.
Общество тут же решило, что посещение Церкви станет обязательным и опять обвинило ее во вмешательстве в личные дела.
Елена Мизулина рассказала, что в последнее время участие Церкви в общественной жизни увеличилось.
— Последние четыре года, ответственно заявляю, у нас увеличилась активность общества в целом. У нас в Комитете не было ни одного обсуждения законопроекта за последние четыре года, касающегося семьи и детей, которое не сопровождалось бы массированными письмами, обращениями. Мы очень много круглых столов, парламентских слушаний проводим и рабочих групп.
Самые активные — те, кто себя относит к традиционным религиям, прежде всего, к православной. Они активно участвуют в рабочих группах, экспертных, на парламентских слушаниях, пишут письма всеми возможными способами. Если бы такая активность была бы в 2008 году, может быть, не приняли бы безобразный закон «Об опеке и попечительстве», и не было бы перегибов в деятельности органов опеки и попечительства.
А что это означает? Общество очень ревностно и, может быть, очень чутко относится именно к теме «семья и дети». И оно хочет участвовать в обсуждении этих вопросов, и хочет участвовать в принятии, и влиять на решения, которые здесь принимаются. Игнорировать эту общественную потребность, этот общественный запрос было бы просто ошибочно.
Соответственно и предложена такая задача, как усиление влияния Русской Православной Церкви и других традиционных религий, но именно в сфере семейных отношений.
В чем это выражается? Мы, например, предложили, чтобы не менее половины членов общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав состояла из представителей Русской Православной Церкви и других традиционных религий, которые находятся на территории субъекта Федерации. Могу сказать, что традиционные религии, особенно Русская Православная Церковь, у нас активны. На втором месте — мусульмане, и иудеи более активно участвуют во всех парламентских слушаниях и Круглых столах, но у всех применительно к семье одинаковые подходы. Так вот, если бы они были в составе таких комиссий более половины, я не сомневаюсь, не было бы многих перегибов, связанных с органами опеки и попечительства.
Кроме того, те православные дома, которые я видела, детские дома, там совершенно другая атмосфера. Это все равно детский дом, но, тем не менее, чтобы какие-то конфликты, кража денег или еще что-то — такого нет.
Подвижничество, сподвижничество, соработничество очень характерно для представителей традиционных религий. Поэтому я, например, изначально больше даже доверяю там, где тратятся бюджетные средства, например, в детских домах или каких-то других социальных приютах и других каких-то домах престарелых, где участвуют и помогают представителей традиционных религий. Как правило, там атмосфера лучше и так далее. Это разве плохо?