Переход на ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 с 01.01.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход на ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 с 01.01.2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с пунктом 8 ФСБУ 25/2018 в вопросах исчисления оценок по справедливой стоимости при учете аренды мы имеем дело со случаем, когда федеральный стандарт бухгалтерского учета (российский нормативно-правовой акт) включает в себя прямую отсылку к положениям МСФО, предписания которых являются здесь приоритетными.

Стандарты для отражения в учетной политике

Для организаций бюджетной сферы с 01.01.2022 года вступили в силу новые стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • федеральный стандарт «Биологические активы», утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2020 N 310н;

  • федеральный стандарт «Метод долевого участия», утвержден приказом Минфина РФ от 30.10.2020 N 254н;

  • федеральный стандарт «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность», утвержден приказом Минфина РФ от 30.10.2020 N 255н;

  • федеральный стандарт «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам», утвержден приказом Минфина РФ от 29.09.2020 N 223н;

  • федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции», утвержден приказом Минфина РФ от 29.12.2018 N 305н.

Как считать амортизацию

Для каждого объекта нематериального актива организация должна определить срок полезного использования (период, в течение которого использование нематериального актива будет приносить экономические выгоды). А для отдельных объектов нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или объёма работ или услуг в натуральном выражении, которое организация планирует получить от использования такого объекта нематериальных активов.

Срок полезного использования можно определить исходя из:

  • из срока действия прав организации на результаты интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации;
  • срока действия разрешения или лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
  • ожидаемого периода использования объекта с учётом нормативных, договорных и других ограничений использования и намерений руководства организации в отношении использования такого объекта
  • ожидаемого морального устаревания, например, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса, рыночного спроса и других факторов;
  • срока полезного использования иного актива, с которым НМА связан (например, материального носителя).

Объекты нематериальных активов, для которых срок полезного использования определить нельзя, не подлежат амортизации.

Амортизацию по общему правилу начинают начислять с даты признания объекта в бухгалтерском учёте, а прекращают — с момента его списания. Начисление амортизации можно приостановить, если ликвидационная стоимость объекта становится равной его балансовой стоимости или превышает её.

Способ амортизации нужно выбирать в зависимости от того, каким периодом определяют срок полезного использования.

  • Если это период, когда нематериальный актив будет приносить экономические выгоды, выбирают линейный способ или способ уменьшаемого остатка.
  • Если исходят из количества продукции (объёма работ или услуг), которые ожидают получить от использования нематериального актива — амортизация проводится пропорционально количеству продукции.

Какую информацию раскрывать в отчётности

В бухгалтерской отчётности с учётом существенности следует раскрыть:

  • балансовую стоимость на начало и конец отчётного периода;
  • балансовую стоимость автоматизируемых и неамортизируемых нематериальных активов с указанием причин невозможности надёжности определения срока полезного использования неамортизируемых активов;
  • данные о сверке остатков нематериальных активов по группам в разрезе первоначальной стоимости, накопленной амортизации и накопленного обесценения на начало и конец отчётного периода, и движения нематериальных активов за отчётный период;
  • результат от списания за отчётный период;
  • результат обесценения нематериальных активов и восстановления обесценения, включённый в доходы или расходы отчётного периода;
  • результат переоценки нематериальных активов, включённый в доходы и расходы в отчётном периоде;
  • результат переоценки нематериальных активов, включённый в капитал в отчётном периоде;
  • сумму обесценения нематериальных активов, отнесённых в отчётном периоде на уменьшение накопленного результата переоценки;
  • балансовую стоимость нематериальных активов, в отношении которых имеются ограничения имущественных прав организации, в том числе нематериальных активов, находящихся на отчётную дату в залоге;
  • способы оценки по группам;
  • элементы амортизации и их изменения;
  • наименования, балансовую стоимость, оставшийся срок полезного использования и другую информацию, без обладания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;
  • величину затрат на создание собственными силами организации средств индивидуализации и иную информацию о таких средствах индивидуализации, без знания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;

1. Обзор корректировок к стандартам для организаций государственного сектора и влияющих на учетную политику:
• «Непроизведенные активы» – приказ от 28.02.2018 года № 34н

• «Обесценение активов» – приказ от 31.12.2016 N 259н

• Аренда – приказ от 31.12.2016 №258н
• Совместная деятельность – приказ от 15.11.2019 №183н

• Доходы – приказ от 31.12.2016 №259н

• Учетная политика, оценочные значения и ошибки – приказ от 30.12.2017 №274н

Читайте также:  Рассмотрим штрафы и лишение прав за превышение скорости в 2022 году

• Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора – приказ от 31.12.2016 №256н

• «Государственная (муниципальная) казна» – приказ от 15.06.2021 №84н.

2. Порядок дальнейшего вступления в силу федеральных стандартов новая программа разработки ФСБУ госфинансов на 2021 – 2024 годы.

Исправление первичных учетных документов и регистров бухучета

Допустимо исправлять все первичные документы. Исключением являются случаи, когда по законодательству РФ или установленным в соответствии с ним правилам вносить исправления запрещено. Это касается, например, кассовых документов. Если вы допустили ошибку при составлении кассового документа, его надо оформить заново. Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы установлен п. п. 19 — 21 ФСБУ 27/2021. Он зависит от формы составления документа:

  • В электронный документ вы можете внести исправление, создав новый электронный документ. В нем должно быть указано, что он составлен взамен первоначального.
  • В документ на бумажном носителе исправление вносите так: зачеркните ошибочный текст или сумму, сделайте корректную запись над зачеркнутым, добавьте надпись «Исправлено». Зачеркивайте чертой так, чтобы можно было прочитать ошибочный текст или сумму.

Важно! Запрещены исправления в виде подчисток: замазывания, стирания и т.п.

Все исправления независимо от формы составления документа и способа исправления должны содержать:

  • дату исправления;
  • должности лиц, составивших первичный учетный документ;
  • подписи (электронные подписи в электронных документах) этих лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации.

Порядок внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета такой же, как для первичных учетных документов. Кроме того, для исправления можете производить сторнировочные или дополнительные записи по счетам бухгалтерского учета.

Стандарты экономического субъекта

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета: суждение профсообщества на смену методическим указаниям министерств и ведомств

Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.

Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2021 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.

Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения

Отрасль Количество рекомендаций
Любая 63
Нефтегазовая промышленность 9
Машиностроение 6
Связь 4
Торговля 2
Горнодобывающая промышленность 1
Сельское хозяйство 1
Лизинг 1
Деятельность некоммерческих организаций 1

Какую информацию раскрывать в отчётности

В бухгалтерской отчётности с учётом существенности следует раскрыть:

  • балансовую стоимость на начало и конец отчётного периода;
  • балансовую стоимость автоматизируемых и неамортизируемых нематериальных активов с указанием причин невозможности надёжности определения срока полезного использования неамортизируемых активов;
  • данные о сверке остатков нематериальных активов по группам в разрезе первоначальной стоимости, накопленной амортизации и накопленного обесценения на начало и конец отчётного периода, и движения нематериальных активов за отчётный период;
  • результат от списания за отчётный период;
  • результат обесценения нематериальных активов и восстановления обесценения, включённый в доходы или расходы отчётного периода;
  • результат переоценки нематериальных активов, включённый в доходы и расходы в отчётном периоде;
  • результат переоценки нематериальных активов, включённый в капитал в отчётном периоде;
  • сумму обесценения нематериальных активов, отнесённых в отчётном периоде на уменьшение накопленного результата переоценки;
  • балансовую стоимость нематериальных активов, в отношении которых имеются ограничения имущественных прав организации, в том числе нематериальных активов, находящихся на отчётную дату в залоге;
  • способы оценки по группам;
  • элементы амортизации и их изменения;
  • наименования, балансовую стоимость, оставшийся срок полезного использования и другую информацию, без обладания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;
  • величину затрат на создание собственными силами организации средств индивидуализации и иную информацию о таких средствах индивидуализации, без знания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;
Читайте также:  Объединение ПФР и ФСС с 2023 года

Особенности отраслевых стандартов

Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.

Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:

  • приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
  • достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
  • организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
  • упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).

Новые стандарты бухучета 2020

С 01.01.2019 новые стандарты бухгалтерского учета 2020 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2020 года для госсектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
  2. События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
  3. Доходы (№ 32н от 27.02.2018).
  4. Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2018).

Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в Приказе Минфина № 132н. К тому же чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2020 года: что важно знать бюджетникам и НКО».

Рекомендации в области бухгалтерского учета: суждение профсообщества на смену методическим указаниям министерств и ведомств

Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.

Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2018 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.

Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения

Отрасль Количество рекомендаций
Любая 63
Нефтегазовая промышленность 9
Машиностроение 6
Связь 4
Торговля 2
Горнодобывающая промышленность 1
Сельское хозяйство 1
Лизинг 1
Деятельность некоммерческих организаций 1

Порядок действий бюджетной организации

  1. Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
  2. Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2023 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.

Новые ФСБУ в Учетной политике на 2022 год

Итак, в 2020 году программа разработки федеральных стандартов была обновлена дважды:

  1. Приказ Минфина России от 25.12.2019 № 252н (период действия с 05.04.2020 по 05.07.2020).
  2. С 06.07.2020 вступил в силу Приказ Минфина России от 22.05.2020 № 89н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020 — 2023 гг.».

Необходимость нового приказа возникла из-за пандемии коронавируса — первоначальные планы разработки стандартов пришлось сдвинуть на несколько месяцев в связи с карантинными мероприятиями.

Этот стандарт стал первым, который Минфин РФ утвердил для коммерческих компаний. С начала 2022 года его должны применять все коммерческие организации, если из условий договора следует, что они предоставляют или получают имущество во временное пользование за плату.

Есть исключения, когда стандарт применять не нужно:

  • для участков недр под геологическое изучение и добычу полезных ископаемых,

  • для объектов концессионного соглашения,

  • для результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых они выражены.

Не все договоры, в которых есть слово «аренда» попадают под новый стандарт. Теперь вместо «имущества» учитывается «объект учёта аренды». Он должен соответствовать всем четырём условиям:

  1. имущество предоставляется на указанный в договоре срок,

  2. предмет аренды чётко идентифицируется из договора,

  3. арендатор может использовать предмет аренды для получения прибыли,

  4. арендатор сам определяет, как использовать предмет аренды, исходя из его технических характеристик.

Читайте также:  Оформление заявки на продление регистрации по патенту

Переход на ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 с 01.01.2022

Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.

Напомним, что ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить свои исключительные правила. Новые стандарты бухгалтерского учета 2020 данные разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты могут быть отражены в учете только согласно обозначенным нормам, и никак иначе.

Новый порядок работы с «первичкой» в 2022 году

С 1 января 2020 года вступят в силу следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора:

  1. «Информация о связанных сторонах», утвержден приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н;

  2. «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н;

  3. «Непроизведенные активы», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н;

  4. «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержден приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н;

  5. «Долгосрочные договоры», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н;

  6. «Концессионные соглашения», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 146н;

  7. «Запасы», утвержден приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н.

    В настоящее время силами Минфина ведется разработка полного набора федеральных стандартов бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Согласно последней редакции Программы разработки стандартов утверждение федеральных стандартов бухгалтерского учета должно закончиться к 01.01.2021 года. По окончании данной работы принципы и требования бухучета будут приведены в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике. Инструментом реформирования выступают международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.

    Принятие федеральных стандартов бухгалтерского учета потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений. Основные изменения будут заключаться в постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого плана счетов в федеральные стандарты бухгалтерского учета. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться за счет дополнительных счетов и описания новых бухгалтерских проводок, необходимых для отражения учета объектов в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета.

    Как видно из вышеуказанного перечня принятых федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора: Минфин России вводит в действие федеральные стандарты, регулирующие бухгалтерский учет основных учетных объектов организаций негосударственного сектора (доходов, расходов, запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых активов, финансовых обязательств и вознаграждений работникам), а также формирование бухгалтерской отчетности данных организаций. Таким образом, создается новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора.

    Отметим, что все указанные стандарты являются очень востребованными и необходимыми для формирования реалистичной учетной и отчетной информации организаций негосударственного сектора.

    Данный стандарт можно не применять в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. К примеру, если канцелярские принадлежности покупаются и сразу используются офисными работниками, их можно не учитывать на сч. 10, а сразу списывать проводкой:

    Дт 26 (44) Кт 60

    Однако при этом мелкий инструментарий или приспособления, не расходуемые сразу (например, калькулятор), надо учитывать и после списания их стоимости.

    По запасам добавили новый вид инвентаризации — оценка резерва под обесценение материальных ценностей. Она проводится аналогично, как и иные виды инвентаризации — в конце года, при смене материально ответственных лиц и т.д.

    При этом требуется выделять материальные ценности, которые:

    • морально устарели;
    • полностью или частично утратили первоначальные качества;
    • стали стоить дешевле на рынке или их стало труднее продать.

    Иными словами, проводится оценка остатков на счетах учета запасов, а также проверяется кредитовый остаток по сч. 14 «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей». Остаток проверяется по каждому сформированному резерву.

    Поскольку организации вправе сами определять лимит стоимости основных средств (может быть 40 тыс. руб, может быть 100 тыс. руб. для сближения с налоговым учетом, может быть и больше), то она отражает данный момент в учетной политике. Многие компании сделали это с начала текущего года.

    Однако появляется проблема — если раньше был лимит 40 тыс. руб., то часть бывших основных средств перестала быть ОС и стала обычным инвентарем с начала 2022 года. Не полностью самортизированные основные средства со стоимостью от 40 тыс. до 100 тыс. руб., приобретенные до 1 января, требуется «пересчитать». Если стоимость этого основного списана не в полном объеме, тогда ее нужно досписать в январе 2022 года в Дт 84.

    24 Марта 2020

    ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

    Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

    ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

    Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

    Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

    18 Марта 2020

    Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

    На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *