Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел 14. Контроль за выполнением коллективного договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 40 Трудового кодекса коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор: разработка и особенности
Коллективный договор не является обязательным документом, потому многие общества с ограниченной ответственностью не применяют у себя коллективные договоры.
Вместе с тем, коллективные договоры позволяют урегулировать взаимоотношения между работником и работодателем, определить дополнительные условия взаимодействия, дополнительные гарантии, например, дополнительные выходные, оплату больничных листов.
Разработка и принятие коллективных договоров урегулировано главой 7 Трудового кодекса. Разработкой коллективного договора может заниматься:
- формы, системы и размеры оплаты труда;
- выплата пособий, компенсаций;
- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
- оздоровление и отдых работников и членов их семей;
- частичная или полная оплата питания работников;
- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
- другие вопросы, определенные сторонами (статья 41 ТК РФ).
Комментарий к ст. 51 ТК РФ
1. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляют прежде всего представители социальных партнеров.
2. Порядок и формы осуществления контроля устанавливаются сторонами самостоятельно, в т.ч. могут быть определены в самом коллективном договоре или соглашении. Допустимо использовать форму отчета о выполнении коллективного договора, соглашения на общем собрании (конференции) работников, профсоюзной конференции и т.п.
3. Для проведения контроля они обязаны предоставлять друг другу информацию о выполнении условий договорного акта, финансово-экономическом состоянии и т.д.
Правило о предоставлении информации относится главным образом к работодателю (работодателям), поскольку именно на него возложено исполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Информацию должны предоставлять и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, которые принимали участие в коллективных переговорах по заключению соглашения.
4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает порядок и сроки предоставления информации: заинтересованная сторона должна направить запрос и имеет право получить соответствующую информацию в течение месяца со дня получения запроса партнером.
5. Контроль за соблюдением коллективных договоров и соглашений осуществляют и профсоюзные правовые инспекции (Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда, утв. Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 N 4-2).
Другой комментарий к ст. 51 ТК РФ
1. Осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения может проводиться каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, непосредственно работниками и работодателями, а также органом исполнительной власти по труду, осуществившим уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения. Конкретные механизмы осуществления контроля определяются соответствующими лицами на основании общих принципов социального партнерства.
2. Любая из сторон вправе потребовать от другой стороны информацию, необходимую для осуществления контроля. Данная информация должна быть представлена в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
Для чего нужен колдоговор на предприятии
Цель этого локального нормативного документа – утвердить дополнительные к законодательству права и гарантии работников организации с учетом специфики ее работы. Также преследуется цель экономической и социальной защиты работников посредством соответствующего уровня заработной планы, полной и эффективной занятости, безопасных условий на рабочих местах, прибыльной и результативной работы организации в целом.
Принципы и основания, на которых заключается коллективный договор:
- равноправие двух сторон;
- соответствие государственному законодательству;
- прописываемые обязательства, добровольные для обеих сторон;
- возможность реального осуществления принимаемых обязательств;
- ответсвенность сторон за обязательства колдоговора;
- контакт между сторонами и обоюдное реагирование на изменение обстановки.
Как работодатель может обманывать работника
Коллективный договор либо соглашение защищают права работников, дают им определенные гарантии. Данный документ выступает в качестве конституции предприятия. Поскольку контроль за выполнением коллективного договора осуществляется обеими сторонами – и работодателем, и работником? то последний в документальном плане защищен.
Но важно и то, чтобы работник сам о себе позаботился, мог постоять за себя и добиться того, что ему положено.
Вот наиболее часто встречаемые нарушения со стороны работодателей:
- работа, предусмотренная трудовым договором, не предоставляется;
- вменение обязанностей и работ, не предусмотренных заключенным трудовым договором;
- незаконное изменение даты и формы выплаты зарплаты;
- незаконное удержание части заработной платы;
- несоответствующая организация трудового процесса;
- противозаконное использование времени отдыха в целях продолжения трудового процесса;
- отказ от предоставления отпусков;
- отказ от оплаты часов сверхурочной работы.
Любое нарушение коллективного либо трудового договора считается незаконным.
Стороны коллективного договора
Итак, как следует из ст. 40 ТК РФ, сторонами договора являются работники и работодатель, интересы которых представляют их представители.
В силу ст. 29 ТК РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
При этом первичные профсоюзные организации и их органы могут представлять интересы всех работников организации, только если более половины работников являются членами профсоюза (ч. 3 ст. 37 ТК РФ). В организации может существовать два и более профсоюзов, и если они в совокупности объединяют более половины работников, то по решению их выборных органов они могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки и заключения коллективного договора. В состав такого органа должны быть включены представители каждой профсоюзной организации пропорционально количеству ее членов.
Но это не означает, что если в профсоюзе (профсоюзах) состоит менее половины работников, то представлять интересы работников некому. В таком случае работники, не состоящие в профсоюзе, на общем собрании могут уполномочить один из профсоюзов на проведение коллективных переговоров (ч. 4 ст. 37 ТК РФ). Если же такая первичная профсоюзная организация не определена или в организации вообще отсутствуют какие-либо первичные профсоюзные организации, то общее собрание работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
Обратите внимание! Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями (ч. 3 ст. 36 ТК РФ).
Представителем организации при проведении коллективных переговоров является руководитель организации или уполномоченное им лицо в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ или субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ч. 1 ст. 33 ТК РФ).
Так, в силу ст. 34 ТК РФ представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Кроме этого, при проведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения интересы работодателей могут представлять соответствующие объединения работодателей — некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ).
Поскольку коллективный договор может заключаться не только в организации в целом, но и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях, для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в таком обособленном подразделении работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо. Интересы работодателя в данном случае представляются на основании доверенности.
Если право проводить коллективные переговоры от лица работодателя дано, например, заместителю руководителя, начальнику правового отдела или другим сотрудникам, руководитель издает приказ о назначении этих лиц представителями работодателя в коллективных переговорах.
Коллективный договор имеет важное юридическое и социально-экономическое значение, поскольку, с одной стороны, является правовым документом организации, выполняющим особую роль в регулировании трудовых отношений, а с другой — еще и способом взаимодействия работников и работодателей, позволяющим согласовать их интересы. Коллективный договор также повышает гарантии трудовых прав работников, тем самым поднимая мотивацию к трудовой деятельности и повышению эффективности труда. Кроме этого, он играет значительную роль при решении вопросов оплаты труда работников, обосновывает определенные расходы организации (оплату проезда сотрудников, доплату за питание и т. д.), а также может иметь большое значение как подтверждающий документ в случае возникновения трудовых споров или проверок контролирующими органами.
Порядок осуществления контроля
Контроль за выполнением коллективного договора – достаточно упорядоченный процесс, который осуществляется в несколько основных этапов. На начальной стадии необходимо осуществить уведомительную регистрацию в компетентных органах по охране труда.
Для этого колдоговор или соглашение направляется субъектом правоотношений, в частности, работодателем в орган по труду, который функционирует на местном, региональном или федеральном уровне. Соответствующая комиссия осуществляет уведомительную регистрацию по поводу выдвижения инициативы на проверку соблюдения условий соглашения.
При проведении уведомительной регистрации комиссия выявляет наличие условий в коллективном договоре или соглашении, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ, а также ущемлять законные интересы и права работников. При этом вся выявленная информация переадресуется не только участникам трудовых отношений, но и в Трудовую инспекцию соответствующего уровня.
Согласно ст. 50 ТК РФ, если орган по охране труда выявит наличие условий, которые ухудшают положение сотрудников, то подобные пункты будут признаны недействительными, поэтому такой коллективный договор не может быть применен на практике.
Однако в этой статье существуют и пробелы, в том числе не прописан перечень условий, которые позволяют признать пункты колдоговора недействительными.
После того как работодатель или его представители получат уведомление о том, что при проведении проверки комиссия выявила ряд недействительных условий, все участники соглашений должны быть уведомлены о подобной правовой проблеме. Современное законодательство устанавливает, что оповещение субъектов должно быть осуществлено таким же образом, как происходило и само принятие договора. Например, через СМИ.
Кто контролирует исполнение коллективного договора
Чтобы любой документ был работоспособным, необходимо прописывать конкретные условия и сроки его выполнения, а также назначить ответственных лиц, в обязанности которых будет вменено осуществление контроля выполнения поручений. Касательно коллективных договоров контроль осуществляется:
- Работодателем. Является стороной коллективного договора, на которую возложены определенные обязательства. На практике осуществляет контроль не только за выполнением обязательств другой стороны (профсоюзов) но и своевременного выполнения собственных обязательств. Обычно такие полномочия делегируются нескольким подразделениям по профилю их работы (эксплуатация, охрана труда, социальная и кадровая сфера).
- Профсоюзами. Вторая сторона коллективного договора, в обязанности которой входит следить за тем, чтобы работодатель своевременно выполнял возложенные на него функции, а в случае выявления каких-либо отклонений осуществлять его информирование для принятия определенных мер. С этой целью могут создаваться как собственные, так и общественные комиссии, группы, наделяться полномочиями отдельные представители.
- Органы, осуществляющие контроль за выполнением условий труда определенного уровня. Все коллективные договоры в обязательном порядке проходят уведомительную регистрацию и один оригинальный экземпляр такого документа хранится у независимого арбитра. В случае если кто-либо из работников усомниться в добросовестности профсоюзов и администрации по части отстаивания его интересов, он всегда может обратиться в инспекцию по труду либо прокуратуру для выполнения соответствующей проверки.
Сущность коллективного соглашения
Понятие трудового соглашения несколько отличается от коллективного договора. Соглашение является правовым актом, который заключается между работниками и работодателями для установления общих принципов регулирования трудовых, социальных и связанных с ними отношений. Соглашение может быть заключено начиная с уровня административного района и заканчивая федеральным. Также такой документ может иметь отраслевой характер.
Соглашение может содержать следующие разделы:
- оплата труда;
- порядок рабочего времени и отдыха;
- охрана труда;
- правила социального партнерства.
В соответствии со сферой регулирования все соглашения можно поделить на следующие виды:
- генеральные – на федеральном уровне;
- региональные – в пределах определенного субъекта России;
- отраслевые – на определенных сферах производства;
- территориальные – в пределах муниципального образования.
Что представляет собой надзор госорганов за исполнением
Уведомительная регистрация коллективного договора
Законом определено – коллективный договор начинает работать после его уведомительной регистрации. Вот здесь и начинается контрольная функция органа по труду.
После того как все переговорные процедуры будут пройдены и окончательный вариант социального документа будет подписан сторонами, не позднее 7 дней от дня подписания документ должен направляться для уведомительной регистрации.
Регистрация договоров осуществляется в зависимости от уровня подписания:
- федерального уровня – непосредственно центральными федеральными органами по труду;
- территориальные либо региональные договоры – органом по труду субъекта федерации;
- местные коллективные договоры – муниципальными органами по труду.
Отчет о выполнении коллективного договора
Отчет о выполнении коллективного договора составляет как работодатель, так и сотрудник организации. Это официальный документ, согласно которому регулируется порядок работы администрации с сотрудниками. Когда его составляют, как правильно это сделать и когда вообще он может пригодится? Об этом подробнее далее.
По Трудовому кодексу Российской Федерации каждая организация, как коммерческая, так и бюджетная, может составить коллективный договор. Поскольку договор предполагает взаимообязательства со стороны работников и администрации, то по всем основаниям по нему предусматривается написание отчета.
По кодексу нет четко установленного времени, за которое требуется составить данный документ, однако на практике этот пробел заполняется двумя способами:
- С помощью определения времени, за который нужно сдать отчет, в самом договоре;
- С помощью указания пределов сдачи документа в тексте запроса.
Обычно пределы сдачи документа — 1 год.
Следует остановиться на том, что иногда появляются вопросы по названию отчетной формы документа.
По нормам статьи 51 ТК РФ прописана только необходимость предоставлять информацию по исполнению колдоговора, но не указывается при этом точное его название. Так, данный документ может иметь название отчет, информация, акт проверки и тому подобное.
Примерный план мероприятий
профсоюзного комитета по подготовке, ведению
переговоров и заключению коллективного договора
(дополнительного соглашения к коллективному договору)
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок
выполнения |
Ответственный за выполнение | Отметка о выполнении |
1. | Включение в план работы профкома мероприятия по подготовке проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | В год разработки | Председатель профкома | |
2. | Рассмотрение на заседании профкома вопроса о направлении требования нанимателю о проведении переговоров | За 3 – 4 месяца до окончания срока действия колдоговора | Председатель профкома | |
3. | Проведение разъяснительной работы в организации, ее структурных подразделениях | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, цехкома | |
4. | Организация сбора предложений от работников для включения в проект коллективного договора | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, цехкома | |
5. | Анализ и систематизация поступивших предложений от работников | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, члены комиссии от профсоюза (далее – члены комиссии) | |
6. | Подготовка проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, комиссии | |
7 | Доведение подготовленного проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) до сведения каждого работника | В течение 5 рабочих дней после принятия соответству-ющего решения | Члены профкома, цехкома | |
8. | Обсуждение работниками проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, комиссии | |
9. | Доработка проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) по результатам обсуждения | За 1 – 2 месяца | Члены профкома, комиссии | |
10. | Проведение анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, перспектив ее развития (при необходимости) | По мере необходимости | Члены профкома, комиссии | |
11. | Проведение коллективных переговоров по проекту коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | За 1 – 2 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены комиссии | |
12. | Представление проекта коллективного договора в вышестоящую профсоюзную организацию для проведения анализа (экспертизы) | В течение 5 рабочих дней после принятия соответствующего решения | Профком | |
13. | Подготовка к проведению и проведение собрания (конференции) работников организации для обсуждения и одобрения проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) либо в ином порядке, предусмотренном сторонами | В месяце окончания срока действия предыдущего договора | Профком, члены комиссии | |
14. | Подписание коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | Не позднее двух недель со дня проведения собрания (конференции) | Уполномоченный от профсоюза | |
15. | Регистрация коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | В течение месяца после принятия (подписания) | Наниматель, контроль профкома | |
16. | Контроль выполнения коллективного договора | Постоянно | Профком, комиссия, наниматель | |
17. | Подведение итогов выполнения коллективного договора | Полугодие | Профком, комиссия, наниматель |