Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет ГСМ в 2022 году: на что обратить внимание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Расчет для легковых автомобилей
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
- S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
- D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями Минтранса для организаций. Например, отдельные значения предусмотрены:
- для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
- для зарубежных авто до 2008 года;
- для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Когда нормативы понижаются
Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:
Критерий |
Коридор значения коэффициента |
---|---|
Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов |
До 15% |
При работе в пригородной зоне |
Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах |
Иные виды надбавок к базовым значениям
Также распоряжение Минтранса устанавливает и другие условия надбавок к базовым данным:
- работа транспорта в горной местности, в зависимости от высоты над уровнем моря (от 5% до 20%);
- работа транспорта со сложным планом (на 1 км пути более пяти поворотов, закруглений) — до 30% в зависимости от категории дороги общего пользования;
- работа автотранспорта в населенных пунктах с градацией по численности населения. Максимальная надбавка — до 30% в городах с численностью свыше 5 миллионов человек;
- работа транспорта, требующая частых остановок (погрузка, высадка пассажиров и т. д.), — до 10%;
- работа транспорта при пониженной скорости передвижения, при перевозке крупногабаритного груза. Максимальная надбавка — до 35% при скорости ниже 20 км/ч;
- обкатка новых автомобилей или транспорта после капремонта — до 10% и другие.
Как разработать собственные нормы
В руководстве по эксплуатации транспортного средства прописывают информацию по расходу ГСМ не всегда. Из своей практики скажу, что нормы расхода на погрузчики в руководствах по эксплуатации не указываются, поэтому приходится вычислять их сложными путями. Один погрузчик проезжает каждый день по прямой дороге от точки А до точки Б. Другой погрузчик той же модели работает на разгрузке фур весь день на площади 10 кв. метров. У второго погрузчика расход получится выше, так как скорость и траектория его движения ниже первого. Надежнее обратиться в специализированные организации. Если решитесь самостоятельно разработать, то:
- утвердите комиссию для проведения контрольных замеров, которая проследит за движением транспорта на протяжении выбранного периода времени или километража;
- сопоставьте данные с технической документацией завода-изготовителя (если она имеется);
- оформите результаты контрольных замеров в акте контрольного замера, выявив расход на 100 км;
- утвердите приказом организации и в учетной политике нормы списания бензина, дизельного топлива и газа.
Тест по теме «Топливо: как нормировать и списывать правильно»
В тесте «Топливо: как нормировать и списывать правильно» 8 вопросов:
1. Как установить норму расхода топлива, используемого при проведении ремонтных работ?
2. Организация приобрела бывший в эксплуатации автомобиль. Норма расхода топлива на него установлена постановлением Минтранса Республики Беларусь от 14.11.2019 № 50 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности».
Можно ли изменить эту норму в сторону увеличения?
3. Организация взяла в аренду автомобиль.
Как правильно установить норму расхода топлива для арендуемого автомобиля?
4. Организация производит заправку автомобиля на автозаправочных станциях.
Какую дату отражения в бухгалтерском учете полученного топлива должна предусмотреть организация у себя в учетной политике?
5. Организация приобрела автомобиль, который будет числиться как основное средство.
Как в бухгалтерском учете отразить стоимость топлива, израсходованного на поездки, связанные с производственной деятельностью, до постановки автомобиля на учет?
6. Обязана ли организация применять повышения и (или) понижения нормы расхода топлива, указанные в Инструкции № 141, если руководитель организации установил нормы в размерах, соответствующих утвержденным Минтрансом?
7. Организация использует личный автомобиль работника в служебных целях. Она выплачивает работнику компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях и учитывает ее при налогообложении прибыли.
Затраты на топливо организация должна расценить в качестве:
8. Можно ли установить разный размер зимнего повышения нормы расхода топлива при эксплуатации транспортного средства при отрицательной температуре в городе и за городом?
Законодательная база Российской Федерации
действует Редакция от 10.02.1999
Подробная информация
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 10.02.99 N 6 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» |
Вид документа | постановление, нормы |
Принявший орган | госстрой рф |
Номер документа | 6 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 10.02.1999 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ
Расходы автономного учреждения на приобретение ГСМ отражаются:
-
по коду вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» – в случае приобретения горюче-смазочных материалов в соответствии с закупкой, осуществляемой учреждением (уполномоченным на то работником учреждения) как юридическим лицом;
-
о КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» – в случае осуществления работником учреждения, находящимся в служебной командировке, расходов на приобретение ГСМ с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя.
Указанные коды видов расходов применяются в увязке:
-
со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (применяется в 2018 году);
-
с подстатьей 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (применяется с 2019 года).
В соответствии с п. 108 Инструкции № 157н списание ГСМ производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Учреждение выбирает один их методов списания и закрепляет его в учетной политике. Причем применение выбранного метода должно осуществляться в течение финансового года непрерывно.
Списание ГСМ в пределах установленных норм отражается в бухгалтерском учете автономного учреждения следующей корреспонденцией счетов (п. 37 Инструкции № 183н):
Дебет счета 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 109 60 272, 0 109 70 272, 0 109 80 272)
Кредит счета 0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения»
Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2020 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.
Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:
При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2020 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.
Субъект Российской Федерации или его часть |
Количество месяцев и срок действия зимних надбавок |
Предельная величина зимних надбавок, не более, % |
Москва |
5 01.11–31.03 |
10 |
Белгородская область |
4 15.11–15.03 |
7 |
Брянская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Владимирская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Воронежская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Ивановская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Калужская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Костромская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Курская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Липецкая область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.
Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.
Факторы, влияющие на расход топлива тракторов
Перерасход топлива (или меньший, чем положено, расход) может быть обусловлен несколькими факторами. Например, одной из главных причин является техническое состояние силового агрегата трактора. Специалисты советуют перед началом проведения работ проверять ДВС на наличие неполадок.На показатель влияет и стиль вождения оператора (агрессивная езда, неверная скорость или неправильный режим переключения передач). Погодные условия, сезонность выполнения работ и ландшафт также являются причинами увеличения или уменьшения расхода топлива тракторов.
Уровень потребления горючего в час при движении зависит от грузоподъемности прицепа, а также от типа дорожного покрытия. Производители различают три типа дорог в зависимости от их состояния:
- Дороги с твердым покрытием; полевые дороги; укатанные снежные дороги.
- Дороги с гравийным, щебеночным (разбитые) или песчаным (проселочные) покрытием; разъезженные после дождя дороги с грунтовым покрытием; задерневшая почва с твердым покрытием; стерня зерновых культур.
- Дороги с глубокой колеей; замерзшая или нормальной влажности пашня; гребнистые дороги; оттаявшие после оттепели; поле после сбора корнеплодов; снежная целина; бездорожье весеннее; разбитые дороги.
Расход топлива на моточас МТЗ 82 — формула расчета
Оценить расходы дизельного топлива при работе трактора Беларус 82 в килограммах модели можно, вычислив ее по формуле:
Р=0,7 * R * N.
Где:
Р — искомое значение;
0,7 — постоянный коэффициент перевода мощности мотора из киловатт часов в лошадиные силы;
Средняя плотность топлива, определенная специалистами Минпромэнерго России, составляет 0,840 кг/литр, так что необходимо дополнительно умножить полученное значение на 0,84.
R — удельный расход топлива, измеряемый в гкВт/час (может колебаться от 220 до 260 гкВт/час, обычно число указывается в аннотации по эксплуатации или в техническом описании трактора).
N – мощность двигателя в лошадиных силах.
Расход топлива на МТЗ 82 и МТЗ 82.1 в час можно определить следующим образом: Р=0,7*230*75=12 кг/час или 10,8 л/моточас.
Расход топлива мтз 82 на 1 га рассчитывается так же просто — необходимо определить, сколько в конкретном случае обрабатывается гектар земли и умножить на данную цифру.
Помните, что эта цифра — идеальный расход, т.е. так работает новый трактор с точно отрегулированной топливной системой. В реальности на это значение влияет множество факторов, в том числе, и случайные.
- Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
- В данных рекомендациях приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения. Так же нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.
- Норма расхода ГСМ применительно к автотранспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Норма расхода топлива и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.
Нормы расхода смазочных материалов для современных АТС не приведены из-за отсутствия исходных данных от заводов-изготовителей техники. В таблице даны предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов.
Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлива автомобилем приведены в приложении 9.
Приложение 5. Базовые нормы расхода топлива автомобилей-самосвалов отечественного и зарубежного производства
№ | Модель, марка, модификация автомобиля | Базовая норма, л/100 км | Топливо |
---|---|---|---|
1. | МАЗ-5551A2-323(ЯМЗ-6563.10) | 33,5 | Д |
2. | МАЗ-6501A9-320-021 (ЯМЗ-650.10) | 45,4 | Д |
3. | УРАЛ-55571 (ЯМЗ-236НЕ2) | 43,8 | Д |
4. | УРАЛ-63685-10 (ЯМЗ-760.10) | 43,0 | Д |
5. | КАМАЗ-43255 (Cummins EQB 180 20) | 25,9 | Д |
6. | КАМАЗ-43255-А3 (Cummins 6ISBe210) | 29,7 | Д |
7. | КАМАЗ-45142-010-15 (КАМАЗ-740.31) | 37,4 | Д |
8. | КАМАЗ-55111А (КАМАЗ-7403.10-8V-10,85-260-10М) | 38,3 | Д |
9. | КАМАЗ-65111 (КАМАЗ-740.10-8V-10,85-260-10М) | 36 | Д |
10. | КАМАЗ-65115 (ЯМЗ-238М2-6) | 38,2 | Д |
11. | КАМАЗ-65115-62 (КАМАЗ-740.62) КПП10М | 39,7 | Д |
12. | КАМАЗ-65115-62 (КАМАЗ-740.62) КПП 9М | 37,7 | Д |
13. | КАМАЗ-65115 (КАМАЗ-740.30) | 36,8 | Д |
14. | КАМАЗ-6520-06 (КАМАЗ-740.50) | 51,2 | Д |
15. | КАМАЗ-6520-20 (КАМАЗ-740.60) | 45,3 | Д |
16. | КАМАЗ-6522 (КАМАЗ-740.51) КПП 16М | 52,1 | Д |
17. | КАМАЗ-6522 (КАМАЗ-740.51) КПП 8М | 44,3 | Д |
18. | КАМАЗ-6551-12 (КАМАЗ-740.62-280) | 31,8 | Д |
19. | Iveco АМТ 653900 | 52,4 | Д |
20. | MAN TGA 33.350 6×4 BB-WW | 39,2 | Д |
21. | MAN F2000 40.414 DFAK | 52,3 | Д |
22. | Scania P380CB 6×4 EN Z | 40,8 | Д |
23. | Scania P380CB6x4EHZ | 46,5 | Д |
24. | Volvo FM 12 (6L-12,1-420-14M) | 38,6 | Д |
25. | Volvo FM 12 (6L-12,8-400-9M) | 40,5 | Д |
26. | Volvo FM 13.400 Truck 6×4 | 52,4 | Д |
27. | Volvo FM 13.440 Truck 6×4 | 45,0 | Д |
28. | Tatra-T815C1, -T815C1A, -T815C3 | 42,0 | Д |
29. | Tatra-T815-2AOSO1 6×6.2 | 49,7 | Д |
Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ • Налоговый учёт
Опубликовано письмо МНС и Минтранса «О некоторых вопросах нормирования топлива» Причем данные должны быть составлены по всемирной согласованной процедуре испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций 15 Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности. Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ Покупка ГСМ по топливным картам и талонам Отражение денежных средства, перечисленных за карты талоны, в качестве выданного аванса 60, субсчет авансы выданные 51 Принятие к вычету НДС с выданного аванса 68, субсчет расчеты по НДС 76 Принятие к учету горюче-смазочных материалов, отпущенных по талом или картам на основании отчета компании-эмитента талонов или карта, либо корешков талонов от водителей. |
Приказ минтранса по нормам расхода топлива 2023 / Юридическая помощь Методические рекомендации Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте далее нормы расхода топлив предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата. |
Разобравшись с методиками расчета нормативного расхода топлива для различных автотранспортных средств, перейдем к проблемам его фактического расхода и списания. И на этом этапе основным документом для бухгалтера будет путевой лист автомобиля. Только теперь ему потребуются сведения не о пробеге и условиях работы автомобиля, а о количестве топлива (остаток при выезде и возвращении в гараж, количество заправленного в бак горючего).
Напомним, что в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению горюче-смазочные материалы учитываются на субсчете 3 «Топливо» счета 10 «Материалы». В момент выдачи топлива водителю его стоимость со счета 10-3 не списывается, движение отражается на субсчетах второго порядка проводкой: Дебет 10-3-2 «Топливо в баках транспортных средств» Кредит 10-3-1 «Топливо на складах» — на стоимость отпущенного водителям топлива.
На основании ведомостей учета выдачи ГСМ, требований, лимитно-заборных ведомостей, накладных.
Выданное водителям топливо находится у них под отчетом. Основанием для списания ГСМ из-под отчета водителя на затраты производства является путевой лист. При этом в учете делают проводку: Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 10-3-2 «Топливо в баках транспортных средств». По состоянию на последний день месяца количество топлива, содержащегося в баках автомобилей, подтверждается актом снятия остатков.
Очевидно, что фактический расход ГСМ по путевому листу может быть:
- равен нормативному;
- меньше нормы;
- больше расхода по норме.
В первом из названных случаев, а также при незначительных отклонениях от нормы (колебания в ту или иную сторону в разные дни, не приводящие в целом за месяц к излишкам или перерасходу) на затраты производства (в том числе и для целей налогообложения прибыли) списывают стоимость фактически израсходованного топлива. Обычно при рассмотрении данной темы авторы отмечают, что организации необходимо тщательно расследовать факты перерасхода ГСМ с тем, чтобы установить причины этого явления. При проведении таких расследований комиссия проверяет правильность исчисления нормативного и фактического расхода топлива, проводит контрольные замеры, выясняет причины перерасхода, составляет акт с указанием результатов расследования и предложений.
Причиной перерасхода может быть техническое состояние автомобиля, например наличие конструктивных дефектов. В этом случае оформленный комиссией акт позволит списать стоимость ГСМ исходя из фактического расхода (понятно, что автомобиль должен быть поставлен на ремонт).
Если перерасход произошел по вине водителя, то руководитель предприятия на основании предложений комиссии может привлечь работника к материальной ответственности (взыскать стоимость ГСМ из заработка). В этом случае в расходы включают стоимость топлива по норме, сумма сверхнормативного расхода списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с последующим отнесением на счет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». Конечно, работодатель вправе снизить размер взыскиваемой с водителя суммы (например, с учетом его материального состояния) либо полностью освободить работника от материальной ответственности (даже при наличии вины). В этом случае стоимость сверхнормативного топлива списывается в состав прочих расходов проводкой Дебет 91-2 Кредит 94 и не учитывается при расчете налога на прибыль.