Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: проверяем контрагента на сайте налоговой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бесчисленное количество положительных отзывов, слаженный коллектив, безупречное оформление внешней составляющей офиса вовсе не гарантируют вам успешного партнерства. Ведь многие фирмы научились грамотно шифровать все внутренние недостатки предприятия. Самые распространённые из них — отсутствие денежных средств, задолженности по налогам и кредитам, прекращение поставок, судебные расследования и регистрирование фирм-однодневок.
Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.
Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:
- контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:
- какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
- учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
- нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.
Что будет, если не проверять контрагентов
Абсолютно каждый предприниматель обязан проверять своих контрагентов на благонадежность, ведь в случае обнаружения недобросовестности с их стороны, отвечать придется именно предпринимателю.
В связи с этим налоговая служба может доначислить налоги, например, запретив учитывать приобретенные у контрагента материалы, таким образом увеличив вашу налоговую базу, а соответственно, и налог; отказать в налоговой выгоде, например, в получении налогового вычета и сниженной ставки; назначить строгую проверку, заметив сделки с сомнительными контрагентами.
Кроме того, не стоит забывать о том, что все сделки с подозрительными контрагентами сами по себе являются рискованными, ведь недавно утвержденный партнер может запросто исчезнуть, прихватив с собой ваши финансы, не поставив товары или материалы.
Зачем проверять контрагента
Предприниматели частично зависят от того, насколько качественно партнёры выполняют свои обязательства. Поэтому от подхода к выбору контрагентов зависит в том числе и эффективность работы бизнеса. Если новый партнёр вовремя не привезёт товар или не проверит документы — будут негативные последствия.
Представим, что бизнесмен запустил новый интернет-магазин и начал активно искать поставщиков. Он смог заключить договор с известной в узкой нише компанией на выгодных условиях и теперь ждёт крупную партию товара. Но партнёр вовремя не отгрузил продукцию и клиенты остались без своих заказов.
В таких ситуациях бизнесу приходится экстренно искать запасной выход, чтобы не разрушить хрупкую репутацию, которая только начинает формироваться. Клиентам не интересны причины из-за которых они не смогут получить заказ в срок. Для них ситуация выглядит однозначно — интернет-магазин не выполнил свои обязанности, а значит ему не стоит доверять в будущем.
Партнёрские отношения с другими компаниями — фундамент, на котором базируется любой успешный бизнес-проект. Если на этапе заключения соглашений предприниматель не обратил внимание на тревожные сигналы, это может вылиться в финансовые потери.
Что из себя представляет выездная налоговая проверка
Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.
Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.
Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Каковы цели выездной налоговой проверки:
- Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
- Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
- Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
- При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.
Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски
Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.
Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:
- имеют низкую налоговую нагрузку;
- низкорентабельны;
- указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
- на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
- имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
- динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
- компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
- компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Миграция, реорганизация, ликвидация
Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.
ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.
Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.
Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:
1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал
В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.
2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ
В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.
3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится
В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Ответственность за нарушение требований к применению учетной аппаратуры
В современном Кодексе об административных правонарушениях представлено сразу несколько статей. По их нормам штрафуются предприятия, не соблюдающие требования в различных областях взаимодействия с ККМ:
- за несоблюдение правил работы с устройствами — от 1500 до 10 тыс. российских рублей;
- за полное неприменение модуля (или использование его устаревшего аналога) — до половины суммы расчета, но не менее 10 тыс. руб.;
- при повторном проступке или по транзакциям свыше 1 млн руб. — приостановление деятельности корпорации на срок до девяноста суток.
Избавиться от представленных проблем можно путем установки, настройки и регистрации правильных учетных машин.
План проверок налоговой инспекции
Очевидно, что проведение проверки (вне зависимости от того, к какой из указанных категорий она относится) является весьма трудоемкой процедурой, занимающей немало времени и требующей привлечения высококвалифицированных сотрудников налоговой инспекции.
Проверить все организации, функционирующие на территории, подведомственной одному отделению ФНС, за один налоговый период невозможно. Именно поэтому в конце календарного года налоговики составляют специальный график, в который включают отдельные предприятия, в отношении которых в следующем году будут проводиться проверки. Так, в конце 2020 года в каждом территориальном отделении ведомства будет подготовлен график налоговых проверок на 2021 год, содержащий перечень подлежащих проверке организаций, а также сроки, с соблюдением которых каждая из них должна быть проведена.
Существует мнение о том, что плана налоговых проверок попросту не существует, а решение о необходимости проведения в отношении определенного предприятия проверки принимается налоговиками спонтанно, на основании результатов его текущей деятельности или в результате получения жалоб от физических или юридических лиц (в том числе и контрагентов предприятия). На самом деле планы проверок налоговыми службами все же составляются — на это указывают положения издаваемых ФНС писем и указаний, в частности п. 3 письма ФНС «О возмещении НДС» от 23.01.2009 № ШС-21-3/40.
Основания налоговой проверки работодателя
Основаниями налоговой проверки работодателя могут быть:
- жалоба работника на нарушение работодателем налогового законодательства
- если у работников низкая зарплата (ниже МРОТ или ниже среднего уровня зарплат по региону, по отрасли и т .д.)
- низкий показатель средней месячной зарплаты одного работника
- уточнение правильности исчисления налогов и сборов
Также налоговая проверка работодателя может быть проведена по иным основаниям, а именно:
- по поручению прокурора
- если истекли сроки для устранения нарушений, которые были выявлены при предыдущих проверках
- камеральная проверка проводится, в связи с представленными работодателем отчетами
- малый размер отчислений в бюджет
- частая смена адресов и соответственно смена налоговых органов
- другие основания
Зачем проверять компанию по ИНН?
Считается, что каждый бизнесмен должен проверить данные о фирме, с которой собирается сотрудничать. Вообще-то, нигде в законах не написано, что предприниматель перед заключением сделки обязан чуть ли не провести расследование деятельности контрагента.
Наоборот, это на налоговиках лежит обязанность доказать, что вы подписали контракт «без должной осторожности и осмотрительности». Цитата — из 10-го пункта Постановления пленума Высшего арбитражного суда № 53, его текст есть на ссылке внизу.
Однако в реальной жизни этот пункт постановления трактуется как необходимость доказать свою осторожность, если контрагент окажется недобросовестным налогоплательщиком. А суды в подобных спорах бизнесменов с налоговой часто принимают сторону последней. Но осмотрительность ведь диктуется и здравым смыслом!
Заключая договор с ненадежным контрагентом, вы не то что налоговой — никакой вообще выгоды не получите. А убытки могут быть значительными, если инспекция не признает заявленные в отчете расходы.
Не только бизнесменам бывает нужно проверить организацию — это полезно и при трудоустройстве в нее. Например, важно узнать, есть ли у нее долги, соответствует ли вид деятельности предлагаемой вакансии, а потом уже решать, идти ли туда работать.
Как узнать свою степень риска?
Мониторинг и категорирование всех налогоплательщиков по степени риска проводится раз в полугодие. Информация о присвоенной категории риска направляется в личный кабинет налогоплательщика.
В том случае, если в извещении указано, что степень риска высокая, компании необходимо уточнить, попала ли она в список проверок на текущее полугодие. Списки размещаются на сайте Генпрокуратуры РК – prokuror.gov.kz в разделе «Графики проверок». Списки размещаются дважды в год:
- до 25 мая текущего года (на 2 полугодие текущего года);
- до 25 декабря текущего года (на 1 полугодие будущего года).
Тайны отбора претендентов для выездной проверки
В прошлом году было проведено 13,5 тыс выездных проверок и только 128 из них закончились благополучно для компании, т.е. без выявления нарушений. И дело не в том, что нарушают все компании, а в том, что предпроверочный анализ за последние годы стал крайне точным и 98% компаний, отобранных налоговиками, обязательно попадут под доначисления и штрафы. Как же именно проводят отбор, давайте разбираться.
На первом этапе с помощью специальных программ проводится анализ предприятий. С каждым годом количество программ, находящихся в распоряжении налоговой растет, вот основные из них:
- ВНП-отбор
Налогоплательщиков, имеющих одинаковый ОКВЭД сравнивают между собой, и те, что выпадают из общей массы попадают под подозрение. В результате проверки каждому предприятию проставляются баллы, при наборе определенного количества программа рекомендует компанию к выездной проверке.
- СУР АСК НДС-2
Программа ищет фирмы однодневки, выявляя организации, которые не платят НДС. После этого анализируются связи других предприятий с этими компаниями, и происходит автоматическое деление всех налогоплательщиков на три категории. Категория с низким налоговым риском (НДС платят, ни с кем подозрительным не работают), высоким налоговым риском (НДС не платят, замечены в связи с «однодневками») и средним налоговым риском (те, которые не смогли отнести к другим категориям).
- АСК НДС-2
Данная программа ищет «дыры» в цепочках уплаты НДС. Данные контрагентов сопоставляются с данными самого предприятия и, если имеются расхождения по НДС, то налоговая ищет выгодоприобретателя. Если ваша компания допустила такой разрыв или вы находитесь очень близко к такой «дыре», то сразу же попадаете под подозрение инспекторов.
- АИС-налог
Это не просто программа, а целый информационный комплекс, состоящий более чем из 20 компонентов. Все они помогают в автоматическом режиме запрашивать информацию из разных источников для предпроверочного анализа (таможенная служба, ГИБДД, банки и т.д.). В один клик инспектору становится известна вся информация о предприятии независимо от его территориального нахождения. Таким образом, для налоговой не существует никаких преград. Все, что происходит в компании, становится известно инспектору моментально.
- ПК ВАИ (визуальный анализ информации)
Робот-помощник, который поможет отследить участие учредителей в других юр.лицах и взаимосвязи источников доходов и др.
Пока работают программы, без дела не сидит и сам инспектор, проверяя «вручную» другую информацию о предприятии.
Анализ эффективности выездных налоговых проверок
Один из основных этапов анализа – это оценка эффективности ВНП (выездной налоговой проверки). Налоговая, как и многие организации имеют свои KPI (ключевые показатели эффективности). Поскольку каждая проверка обходится бюджету в какую-то сумму, то выезжая на проверку, инспектор понимает, что затраченные средства обязательно должны вернуьтся.
Для городов с население более миллиона сумма к доначислению после проверки должна составлять не менее 5млн. руб, в остальных случаях проверка будет считаться не целесообразной. Если сумма меньше, то даже имея нарушения, предприятие, скорее всего, избежит проверки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что более интересны налоговой крупные предприятия, выручка которых составляет более 100млн.руб в год.
Но даже большие предприятия с серьезными нарушениями могут избежать проверки, если с них «нечего взять». В ходе анализа изучают не только налоговую сторону вопроса, но и материальное положение самого предприятия, его учредителей и членов их семей. Если налоговая придет к выводу, что доначисление будет невозможно получить, то она просто не станет назначать такой компании выездную проверку.
Самые важные критерии отбора компаний на выездную налоговую проверку это следующие 12 пунктов. Именно так рекомендует государство проводить предприятию самооценку (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333):
- Налоговая нагрузка предприятия ниже, чем среднем по виду экономической деятельности в данном регионе;
- На протяжении длительного периода в налоговой и бухгалтерской отчетности отражаются убытки;
- Большие суммы налоговых вычетов за какой-либо период;
- Темп роста расходов значительно превышает темп роста доходом по отношению к реализованным товарам;
- Заработная плата работников ниже, чем средний уровень по региону в данном виде экономической деятельности;
- Показатели предприятия постоянно находятся «на границе» налоговых режимов, позволяя таким образом экономить;
- Сумма расходов всегда равна или почти равна сумме доходов у индивидуальных предпринимателей;
- Заключенные между контрагентами договора (цепочки договоров) не имеют разумных экономических причин;
- Игнорирование запросов налоговой инспекции о разъяснении различных ситуаций;
- Частое изменение местонахождения предприятия (многократное снятие и постановка на учет);
- Отклонение уровня рентабельности предприятия от статистических показателей;
- Ведение экономической деятельности с высоким налоговым риском.