Новые ставки утилизационного сбора введут с 1 января 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые ставки утилизационного сбора введут с 1 января 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.

Кто должен платить утильсбор

Импортеры, владельцы, покупатели при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств следующих категорий должны единоразово оплачивать утилизационный сбор:

  • Легковые автомобили для личного пользования.
  • Авто с электродвигателем.
  • Машины повышенной проходимости.
  • Автомобили с гибридной силовой установкой.
  • Грузовые ТС, рефрижераторы, фургоны.
  • Автобусы.
  • Самосвалы.

Виды и категории транспорта, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор

Объектом обложения утилизационным сбором признается транспортное средство:

1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд;

2. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);

3. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в свободное обращение;

4. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

5. ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Объектом обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь не признается транспортное средство:

1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь;

2. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь.

Для целей настоящей главы под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN);

3. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного на территорию Республики Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в соответствии с законодательством;

4. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси в Республике Беларусь уплачен утилизационный сбор;

5. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси и отгружаемое (передаваемое) производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь заказчику, местом нахождения (местом жительства) которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения (местом жительства) которого является территория Республики Беларусь;

6. зарегистрированное до 1 марта 2014 года на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;

4.7. выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 года.

С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.20 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 года № 437», где был уточнен перечень видов и категорий транспортных средств, которые являются объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора.

Какие ТС освобождаются от уплаты

Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.

В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:

  • произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
  • переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
  • переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
  • ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.

Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:

  • ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
  • задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.
Читайте также:  План межевания участка земли в Рыбинске в 2022 году

К ТС, для которых уплачивается утилизационный сбор, в 2019 году отнесены прицепы и полуприцепы категории 04, а также специальные и специализированные прицепы и полуприцепы данной категории, с даты выпуска которых прошло больше 3-х лет.

Под переоборудованием будет пониматься внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров, не предусмотренных нормативно-технической документацией производителя (изготовителя), при котором юридическое лицо Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоило транспортному средству идентификационный номер (VIN). Действие этой нормы распространяется на отношения, возникшие с 04.02.2016.

Как происходит оплата утилизационного сбора?

Утилизационный сбор должен быть уплачен до подачи соответствующей декларации в таможенные органы. Оплата производится через систему ЕРИП или безналичным переводом.

Ставки утилизационного сбора в 2021 году

Виды и категории транспортных средств Ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло
не более 3 лет от 3 до 7 лет более 7 лет
1. Транспортные средства категории Ml, в том числе повышенной проходимости категории M1G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:
1.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой и транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта 544,5 816,7 816,7
1.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой, за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта:
не более 1000 куб. см 1 652,2 5 771,7 8 657,6
свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 6 115,2 8 995,1 13 492,7
свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 9 652,7 17 554,7 26 332,1
свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 8 898,6 31 036,5 46 554,8
свыше 3500 куб. см 15 253,7 38 125,9 57 188,9
1.3. ввозимые (ввезенные) физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.4 настоящего пункта 544,5 816,7 1 225,1
1.4. ввозимые (ввезенные) с территорий государств – членов Евразийского экономического союза, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем 544,5 816,7 1 225,1
2. Транспортные средства категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий полной массой:
не более 2,5 тонны 4 083,7 7 187,4 10 781,1
свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 6 534,0 10 209,4 15 314,1
свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн 8 167,5 13 068,0 19 602,0
свыше 5 тонн, но не более 8 тонн 8 984,2 37 243,8 55 865,7
свыше 8 тонн, но не более 12 тонн 10 944,4 56 437,5 84 656,3
свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 12 006,3 82 165,0 123 247,5
свыше 20 тонн, но не более 30 тонн 12 600,0 86 300,0 129 450,0
свыше 30 тонн, но не более 50 тонн 23 685,7 96 376,5 144 564,8
3. Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:
3.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 4 900,5 8 167,5 8 167,5
3.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:
не более 2500 куб. см 4 900,5 8 167,5 12 251,3
свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см 9 801,0 24 502,5 36 753,8
свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см 13 068,0 35 937,0 53 905,5
свыше 10 000 куб. см 16 335,0 42 471,0 63 706,5
4. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн 111 078,0 253 029,1 379 543,7
свыше 80 тонн, но не более 350 тонн 204 187,5 261 360,0 392 040,0
свыше 350 тонн 302 197,5 326 700,0 490 050,0
5. Прицепы (полуприцепы) категории O4, а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории:
5.1. прицепы полной массой свыше 10 тонн 38 640,0 57 960,0
5.2. полуприцепы полной массой свыше 10 тонн 38 640,0 57 960,0

Списание утильсбора на акцизных таможенных постах

В теории, утилизационный сбор вправе принимать любая таможня на границе или внутри страны по месту регистрации гражданина, ввозящего автомобиль.

На практике, так сложилось, что из-за недостатка специалистов на границах и внутренних таможенных постах, утильсбор списывают в Центральной акцизной таможне, а также:

  • Алабинский таможенный пост
  • Брянский акцизный таможенный пост
  • Владимирский акцизный таможенный пост
  • Дальневосточный специализированный таможенный пост
  • Донской таможенный пост
  • Егорьевский таможенный пост
  • Калужский акцизный таможенный пост
  • Крекшинский акцизный таможенный пост
  • Крымский акцизный таможенный пост
  • Одинцовский акцизный таможенный пост
  • Пикинский таможенный пост
  • Псковский акцизный таможенный пост
  • Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный)
  • Смоленский акцизный таможенный пост
  • Специализированный таможенный пост
  • Южный акцизный таможенный пост
  • Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования)

Как он влияет на цены

Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).

Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.

Читайте также:  Договор дарения: как правильно оформить передачу квартиры

Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.

Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.

Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2020 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.

Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).

То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).

Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:

«Так адаптация российского законодательства к условиям членства в ВТО породила самое большое плутовство.
Ежегодно бюджет получает примерно 180 млрд рублей, из которых НИ одного рубля НЕ тратится на то, что было обещано и внесено в Закон 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» (п.8 ст.24.1) – «компенсации из бюджета затрат на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники».

Сейчас все стыдливо обходят тему такой компенсации. Поднимая при этом ставки утилизационного сбора.

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.

Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:

«Если судить по рынку грузовиков, введение утилизационного сбора дало очень многое. Восемь лет назад новых КАМАЗов, особенно в магистральных перевозках, было очень мало. Основной магистральный тягач на тот момент, на наших дорогах – 5-10 летний европейский тягач. Сейчас доля того же КАМАЗа, уже значительна, причем на эту технику пересели не только крупные федеральные компании, но и мелкий бизнес.

Конечно, нет ничего хорошего для рынка в создании искусственной конкуренции, это не здоровый путь развития. Однако, как не крути, он сработал, и отечественный производитель усилил свои позиции. И, возможно, это хорошо. Возможно, развитие отечественного автопрома – это более важная задача, чем поддержка мелких предприятий. Я не могу со своей частной позиции судить об этом.

Однако в 2018 году утилизационный сбор вновь дал о себе знать. Он в очередной раз был повышен, и были впервые введены по некоторым видам техники сборы, да еще какие. В этом году для меня лично, как для импортера техники был закрыт рынок полуприцепов. Был введен заградительный размер сбора на полуприцепы старше трех лет.

В отличии от 2012 года, когда были понятны причины и были понятны «наследники» этого рынка, в виде отечественных производителей ну скажем седельных тягачей. Которые были в состоянии обеспечить рынок техникой в необходимых объемах. В 2018 году ситуация стала совершенно непонятной.

Да, в России есть производители полуприцепов. Но, в отличии от производителей тягачей и грузовиков, эти производители на момент введения сборов не были в состоянии удовлетворить спрос не по мощностям производства, не по качеству выпускаемой продукции.

Что получилось в итоге? Прокомментирую лишь рынок полуприцепов, поскольку он будет максимально нагляден. Продажи отечественных полуприцепов не устремились вверх. Да они подросли, но не значительно. Их все равно не стали покупать!

Кто тогда заместил рынок подержанных полуприцепов из Европы? Да, по сути, никто. Единственное, на рынке появились новые игроки и увеличились продажи некоторых опять же импортных марок. За счет чего? За счет снижения цены продукции.

А за счет чего они снизили цены? Естественно, за счет качества».

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

В результате, считает эксперт, вместо работающей программы по замене и утилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.

При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:

«До введения заградительного сбора на полуприцепы, как правило эксплуатировать 15-20 летний полуприцеп было нецелесообразно. Их действительно сдавали на металлолом, поскольку купить 5-7 летний полуприцеп было выгоднее, чем эксплуатировать более старый.

Теперь такой возможности нет. Причем уже стал развиваться другой, фактически нелегальный бизнес – продажа старых рам с документами от Европейских полуприцепов, с целью восстановления этой техники кустарным способом.

Все это конечно никак не похоже на борьбу за безопасность и экологию.
Чего нам ждать от повышений 2020 года? Покажет время. В целом, экология, безопасность и поддержка отечественного производителя – это правильно и хорошо. Но методы, которыми это делается оставляют желать лучшего.

Читайте также:  Как сделать себе двойную фамилию при заключении брака?

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но с другой – сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.

Растаможка авто из Республики Беларусь в 2022 году

При легальной покупке автомобиля в Республике Беларусь, т. е. приобретении машины местного производства либо официально ввезенной дилерами или физлицами из-за границы (растаможенной), гражданину Российской Федерации при постановке техники на учет придется уплатить лишь утилизационный сбор. Его размер составит:

  • 3400 рублей – за авто возрастом 0-3 года;
  • 5200 рублей – за машину возрастом более 3 лет.

Кроме этого, в России продолжает действовать требование по установке системы ЭРА-ГЛОНАСС. Если автомобиль был ввезен на территорию РБ и растаможен после 1.04.2021 года, он не будет иметь нужного модуля, поэтому покупателю из России придется потратиться на его установку. Стоимость услуги – порядка 25-30 тысяч рублей. Также в накладные расходы можно будет записать:

  • Оформление ЭПТС – около 3000 руб.
  • Госпошлину за выдачу регистрационных знаков – 1400 руб.
  • Госпошлину за выдачу свидетельства ТС – 350 руб.

Более никаких обязательных платежей не требуется, поэтому прибавив к уже имеющимся тратам транспортные расходы, услуги автовоза и т. п., сформируется окончательная сумма, в которую обойдется покупка автомобиля в Беларуси и его доставка в Россию.

Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?

Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:

  1. Выяснить коды бюджетной классификации.
  2. Оформить расчет УС по установленной форме.
  3. Записаться на прием в местный ФНС.

Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:

  1. Формой расчета УС (заполненной).
  2. ПТС на авто, на которое платится сбор.
  3. Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.

К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.

Последний случай. Владимир

В качестве примера возьмем один из последних прецедентов. Владимир решил вернуть сумму уплаченного утильсбора спустя три с половиной года после оформления документов на автомобиль. Как и множество других грузоперевозчиков, он поехал за машиной в Россию — там выгоднее и дешевле даже с учетом переплат при постановке на учет в РБ. «В 2015 году пригнал грузовой Renault из РФ, — вспоминает мужчина. — Процедура регистрации типичная, список документов — стандартный. И в этот перечень входила квитанция об уплате утильсбора. Для грузовиков сумма относительно немаленькая — приближалась к эквиваленту 4,5 тысячи долларов. При регистрации не уточняют обстоятельства (хотя стоило бы), а сразу требуют квитанцию. Все воспринимают такое положение дел как должное: надо — значит, надо. Даже подозрений по поводу того, что может быть иначе, не возникает».

Повышение утилизационного сбора в 2020 году

Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.

Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.

В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.

Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.

Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.

Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.

Удачи на дорогах!

Варианты приобретения машины

Прежде чем решать вопрос растаможки авто из Белоруссии в Россию в 2021 году следует понять как будет покупаться машина. Всего существует несколько методов покупки машины в Республике Беларусь. Приобрести можно как подержанную, так и «нулевую» машину, при этом используются:

  1. Обращение в специализированную организацию, (например в БелАвто) которая доставляет машины из-за рубежа. Ставка за подобные услуги варьируется в пределах пятисот евро. В течение 1-2 недель машину подберут и доставят под заказ. Алгоритм такой:
  • автолюбитель посещает интернет портал Белорусского авторынка;
  • выбирает интересующее объявление или по каталогу;
  • рассчитывает с сотрудником нашей компании смету, обсуждает нюансы;
  • заключает соглашение;
  • делает предоплату;
  • ждет доставку ТС по адресу проживания.

Если машина не соответствует заранее прописанным в договоре тех-характеристикам и состоянию, то приобретатель имеет полное право отказаться от покупки.

  1. Еще один способ – это услуга оказываемая посредником, который отправляется в Беларусь и пригоняет заказную машину, решая вопрос с растаможкой. При этом в обязательном порядке оформляется договор, вносится предоплата. Иметь дело с незнакомыми физическими лицами – это не самая лучшая идея, можно «познакомиться» с мошенниками и остаться без денег ну или чаще всего приобрести разбитое корыто.
  1. Самый надежный метод – это поездка в соседнюю страну и самостоятельно выбрать ТС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *