Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НК РФ Статья 407. Налоговые льготы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Комментарий к ст. 407 НК РФ
В комментируемой статье законодатель установил категории физических лиц, которые имеют право на льготу по анализируемому налогу.
Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В пункте 1 статьи 407 НК РФ законодатель установил 16 категорий лиц, имеющих право на льготу по налогу на имущество физических лиц.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 27.03.2018 N 03-05-06-01/19158 рассмотрен вопрос о льготах по налогу на имущество физлиц инвалидам I группы в отношении объектов административно-делового и торгового назначения и предоставлении отсрочки по его уплате.
Указывается, что статьей 407 НК РФ для инвалидов I группы инвалидности предусмотрены налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц.
Между тем налоговые льготы предоставляются в отношении не используемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида, а именно в отношении: квартиры (либо комнаты), жилого дома, гаража или машино-места, а также в отношении одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 кв. метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Налоговые льготы в отношении объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в перечень, определяемый в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, Налоговым кодексом не предусмотрены.
Между тем согласно статье 399 НК РФ представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения без каких-либо ограничений.
Таким образом, по вопросам, касающимся предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц, следует обращаться в органы местного самоуправления.
Внимание!
Обращаем внимание, что при наличии в собственности налогоплательщика, отнесенного к льготным категориям граждан, нескольких объектов недвижимости одного вида (нескольких квартир) налогоплательщик полностью освобождается от уплаты налога только в отношении одной квартиры, а в отношении остальных квартир, находящихся в собственности такого налогоплательщика, будет предоставлен налоговый вычет, установленный статьей 403 НК РФ.
Новое в законодательстве!
С 1 января 2019 года подпункт 3 пункта 1 комментируемой статьи действует в обновленной редакции: в него добавлена еще одна категория лиц, имеющая права на льготу, — дети-инвалиды. Ранее льгота по налогу на имущество физических лиц распространялась только на инвалидов с детства. При этом также необходимо учитывать, что положения подпункта 3 пункта 1 статьи 407 НК РФ распространяются на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2015 года.
Применительно к подпункту 10 пункта 1 статьи 407 НК РФ в письме ФНС России от 29.11.2018 N БС-4-21/23076 «О предоставлении сведений о лицах предпенсионного возраста для подтверждения права на налоговые льготы с 01.01.2019» указывается, что в соответствии с положениями части 10 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» обмен информацией между ПФ РФ и федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста налоговых льгот и (или) мер социальной защиты (поддержки) и социальной помощи, установленных законодательством РФ, осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
ПФР разрабатывает в Единой государственной информационной системе социального обеспечения вид сведений об отнесении гражданина к категории лиц предпенсионного возраста, в том числе в целях предоставления льгот в соответствии со статьями 391 и 407 части второй НК РФ, регистрация которого в тестовой среде системы межведомственного электронного взаимодействия версии 3.0 (СМЭВ 3.0) планируется до 1 декабря 2018 года, в продуктивной среде СМЭВ 3.0 — не позднее 29 декабря 2018 года.
Учитывая изложенное, осуществление передачи сведений о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, реализуется посредством СМЭВ 3.0 с использованием ЕГИССО.
Частью 12 статьи 10 Федерального закона N 350-ФЗ предусмотрено, что граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах ПФР по месту жительства или работы по своим обращениям способом, указанным ими при обращении, сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста (указанные сведения могут быть направлены им в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется ПФ РФ, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, информационную систему «личный кабинет застрахованного лица», а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).
Кто имеет право на налоговые льготы в Крыму
На территории Крыма действуют те же законодательные акты, что и на все территории РФ. Исходя из этого, налоговые льготы предоставляются населению согласно нормативным документам и Налоговому кодексу.
Что касается налогам на имущество, то льготы получают те категории граждан, перечень которых установлен Законом РФ N 2003-1. Предоставление льгот остальным категориям остается на усмотрение субъектов РФ.
Кроме этого, они имеют право решать порядок определения налоговой базы – по инвентаризационной или кадастровой стоимости.
Транспортный и земельный налоги в Крыму также выплачиваются согласно законодательству Российской Федерации.
В первую очередь, следует понимать, что льготы предоставляются исключительно тем гражданам, которые действительно не могут платить налоги. По крайней мере, в полном объеме.
Существует лишь несколько категорий лиц, которые освобождаются от уплаты на законодательном уровне. Все остальные обязаны отдавать государству определенную часть своих доходов.
Налоговые скидки как виды налоговых льгот в РФ
Скидки по налогам как одна из разновидностей льгот направлены на уменьшение налогооблагаемой базы. Они бывают лимитированными (с ограниченным размером) и нелимитированными (в этом случае сокращение налоговой базы может производиться без ограничения на весь размер социальных, благотворительных, природоохранных и иных расходов).
Налоговой скидкой является и не облагаемый налогами минимум по подоходному налогу – он также позволяет уменьшить облагаемый налогом доход физлиц.
Скидки бывают стандартными и нестандартными. На стандартные льготы могут рассчитывать все категории налогоплательщиков вне зависимости от фактических расходов физлиц. Такие льготы могут быть выражены в установленной сумме или процентах от получаемой прибыли. Стандартные скидки делятся на следующие типы: базовые (не облагаемый налогом минимум и пр.); семейные (соответствуют семейному статусу); скидки для лиц, содержащих на иждивении несовершеннолетних, учащихся и иных лиц.
Величина нестандартных скидок зависит от суммы выплат, произведенных налогоплательщиком. Основное отличие нестандартных скидок заключается в том, что они отнимаются не от исчисленной к уплате в бюджет суммы, а от дохода, облагающегося налогом.
Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:
пп.1 квартира, часть квартиры или комната; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ)
пп.2 жилой дом или часть жилого дома; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ)
пп.3 помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
пп.4 хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
пп.5 гараж или машино-место.
Под налоговым вычетом понимается денежная сумма, которая не облагается налогом.
Ярким примером налогового вычета является следующая ситуация. Бухгалтерия начислила работнику заработную плату в размере 150000 рублей. На руки сотрудник компании получит сумму в 130500 рублей. Разница будет заключаться в налоге на доходы физического лица, ставка которого на территории России составляет 13%.
При оформлении работником налогового вычета на обучение ребенка, сумма потраченная родителем не будет облагаться ндфл. Таким образом, если обучение ребенка обошлось родителю в 50000 рублей, то ндфл работника будет начислен с (150000-50000)=100000 рублей.
Разницу в этой денежной сумме работник сможет увидеть либо в начале следующего года, либо в текущую зарплату после оформления налогового вычета. Это зависит от способа оформления налогового вычета.
Предоставляя возможность получения налогового вычета, государство стимулирует граждан работать официально по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Налоговые вычеты делятся на следующие виды:
Стандартный | Социальный | Имущественный | Инвестиционный | Профессиональный |
Заключается в том, что ежемесячно определенная часть дохода работника не облагается налогом. В случае, если гражданин имеет право на получение нескольких вычетов, то применяется наибольший из них | Компенсация расходов физических лиц на получение определенных услуг. Это могут быть траты на образование, лечение. На каждую социальную льготу государство предоставляет 120000 рублей дохода, который не облагается НДФЛ. При перечислении ндфл в бюджет, работнику возвращаются денежные средства в начале следующего года | Связан с покупкой и продажей имущества. При сделках с жилой недвижимостью и земельными участками максимальный налоговый вычет составляет 1000000 рублей. На движимое имущество распространяется вычет не более 250000 рублей. Этот вид вычета применяется только в случае нахождения имущества гражданина на территории Российской Федерации | Связан с оборотом ценных бумаг. Инвестиционный вычет распространяется на доход от продажи ценных бумаг, которые находились в собственности гражданина более трех лет. Этот вид налогового вычета не связан с официальным трудоустройством. Получить преимущество могут не только ИП, но и безработные граждане | Распространяется на доходы ИП, нотариусов и лиц, занимающихся частной практикой, авторские вознаграждения. Для предоставления вычета индивидуальному предпринимателю требуется предоставить в налоговую инспекцию подтверждение его расходов |
Другой комментарий к Ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации
1. Пунктом 2 ст. 17 Кодекса предусмотрено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).
Как определено п. 1 ст. 56 Кодекса, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В пункте 15 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснено, что до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены — связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
КС России в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе — льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления КС России от 21 марта 1997 г. N 5-П, от 28 марта 2000 г. N 5-П , от 19 июня 2002 г. N 11-П и от 27 мая 2003 г. N 9-П ).
———————————
СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1533.
СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2779.
СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2431.
В Определении от 7 февраля 2002 г. N 37-О КС России признал, что предусмотренное ст. 145 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Кодекса освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость является разновидностью налоговых льгот.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1913.
Согласно п. 1 комментируемой статьи не допускается установление индивидуальных льгот. Причем запрет на индивидуальный характер касается норм законодательства о налогах и сборах, определяющих и основания, и порядок, и условия применения льгот по налогам и сборам.
2. Пункт 2 ст. 56 Кодекса предоставляет налогоплательщику право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.
Пленум ВАС России и Пленум ВС России в п. 16 Постановления от 11 июня 1999 г. N 41/9 при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, предписал судам исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
КС России в Определении от 5 февраля 2004 г. N 43-О выразил следующую позицию в отношении п. 2 комментируемой статьи:
———————————
Вестник КС РФ. 2004. N 5.
пункт 2 ст. 56 Кодекса лишь предоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться от использования налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов, а потому не может рассматриваться как затрагивающий какие-либо конституционные права и свободы;
однако, осуществляя соответствующий выбор, налогоплательщик вправе требовать реализации только того механизма предоставления налоговой льготы, который закреплен в законе. При этом установление в Кодексе особенностей применения налоговых льгот, в том числе в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования налоговой льготы и обязанности совершить определенные действия, связанные с учетом сумм налога, также не направлено на ущемление конституционных прав и свобод налогоплательщика, поскольку законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования.
Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 17 февраля 2004 г. N 12671/03 указал, что исходя из положения ст. 56 Кодекса право на льготу по налогу не может быть поставлено в зависимость от избранного организацией метода учетной политики, т.к. в этом случае хозяйствующие субъекты поставлены в неравное экономическое положение при прочих равных условиях и права части из них.
———————————
Справочные правовые системы.
3. Пункт 3 ст. 56 Кодекса определяет нормативные правовые акты, которыми устанавливаются и отменяются льготы по налогам:
по федеральным налогам и сборам — Кодексом;
по региональным налогам — Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах;
по местным налогам — Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Положения п. 3 комментируемой статьи основаны на закрепленных ст. 12 Кодекса полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (см. комментарий к ст. 12 Кодекса):
законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 12);
представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 4 ст. 12).
Сравнительная характеристика понятий «налоговая льгота» и «налоговая преференция»
Показатель сравнения |
Налоговая льгота |
Налоговая преференция |
Механизм действия |
Расчет налогового |
Прямой расчет |
Применение отдельными |
+ |
+ |
Применение к объекту |
+ |
+ |
Применение к налоговой базе |
- |
+ |
Применение к налоговой ставке |
- |
+ |
Изменение порядка исчисления |
- |
+ |
Индивидуальный характер |
- |
+ |
Возможность приостановления |
+ |
- |
Обязательность применения |
- |
+ |
Отражение в налоговой |
+ |
- |
Отражение в отчетности |
+ |
- |
Истребование документов при |
+ |
- |
Как оформить налоговую льготу физическому лицу
Для получения налоговой льготы физическому лицу необходимо обратиться в налоговую. За исключением стандартных вычетов, их получение оформляется у работодателя путем подачи заявления и подтверждающих право на вычет документов.
В налоговую для получения льготы нужно будет предоставить пакет документов, который будет зависеть от того, к какой категории льготников относится физлицо. Среди документов выделяют следующие:
- паспорт;
- удостоверение пенсионера;
- справка о составе семьи;
- справка об инвалидности;
- удостоверение ветерана;
- иные документы, подтверждающие право на льготу.
Также могут потребоваться документы на объект налогообложения, например:
- договор купли-продажи объекта;
- свидетельство о праве собственности;
- техпаспорт на авто;
- договор на оказанные медуслуги;
- договор образования;
- ипотечный договор;
- другие документы.
Полный перечень документов, необходимых для получения налоговой льготы будет зависеть от его вида и узнать эту информацию можно в отделении налоговой в соответствии со своим адресом.
Таким образом, получение налоговых льгот юридическими и физическими лицами является правом, а не обязанностью, а их оформление не представляет особых сложностей.
Вывод отдельных объектов из-под налогообложения
В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.
Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.
Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).
К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.
Кто имеет право на льготы
Законодательно налоговые льготы установлены в отношении: транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, налога на имущество физических лиц. В отношении же других налогов есть налоговые послабления (например, для НДС, НДФЛ, водного налога).
Налоговые льготы в 2020 году имеют право оформить:
- ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий;
- граждане, имеющие инвалидность 1 и 2 группы;
- пенсионеры;
- многодетные семейства (трое и более несовершеннолетних);
- другие.
Внимание: преференции по налогообложению входят в число прав субъекта. Пользоваться ими необязательно. Поэтому предоставляются послабления по инициативе получателя.
Граждане могут претендовать на послабления при таких условиях:
- наличие льготного статуса;
- получение дохода, освобожденного от налогообложения;
- наличие собственности, по которой в законодательстве заложены преференции;
- оплаты услуг, по которым предоставляются вычеты.
По принципу назначения налоговые преференции делятся на:
- общероссийские;
- региональные.
Подсказка: всеми вопросами начисления и взыскания обязательных платежей в бюджет занимается Федеральная налоговая службы (ФНС) через свои региональные представительства. Сотрудники госоргана выполняют нормы общероссийского и регионального законодательства в рамках субъекта федерации.
Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.
Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.
Порядок отмены налоговых льгот
Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.
Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).