Украинцам готовят новый налог на покупку авто: кто его будет платить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Украинцам готовят новый налог на покупку авто: кто его будет платить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если с года выпуска вашего авто прошло меньше 5 лет, зайдите на сайт Министерства экономики и выясните его стоимость. Если она превышает установленный размер, о котором речь шла выше, вам нужно будет заплатить налог на транспортное средство в размере 25 000 грн. (если вы были владельцем весь год).

Как рассчитать транспортный налог

В том случае, если автомобиль был приобретен в течение года, то заплатить нужно за месяцы, которые остались до конца года с момента оформления права собственности, разделив 25 тыс. на 12 и умножив на количество оставшихся месяцев.

За период с 1 января и до даты продажи автомобиля транспортный налог будет начислен предыдущему владельцу. Если в текущем году вашему автомобилю исполняется пять лет с даты выпуска, то налог платится за количество месяцев, предшествовавших этой дате.

Если по какой-то причине у вас нет документов, подтверждающих дату выпуска автомобиля, то отсчёт пяти лет происходит с 1 января года, указанного в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Подводим итоги по теме налога на транспортное средство:

  1. Вам нужно заплатить транспортный налог в 2022 году, если вы владелец легкового автомобиля, с даты выпуска которого прошло не более 5 лет, и стоимость которого превышает 375 минимальных заработных плат на соответствующий год.
  2. Ставка налога составляет 25 000 грн. Если собственником вы стали не с начала года, то заплатить нужно за месяцы, которые остались до окончания года с момента перехода к вам права собственности.
  3. Для физических лиц сумма налога подсчитывается местной налоговой инспекцией, оформляется в виде налогового уведомления-решения и присылается до 1 июля текущего года. Срок оплаты — 60 дней с момента получения налогового уведомления-решения.
  4. Если вы считаете, что не должны платить налог на транспортное средство, обратитесь в налоговую службу для проведения сверки данных. В таком случае стоимость автомобиля нужно будет документально подтверждать.

Что будет, если не заплатить налог на роскошь

Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.

В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.

Какие ставки применяются по транспортному налогу

Поскольку речь о транспортном налогообложении, в каждой области устанавливаются оригинальные правила, касающиеся ставок. Потому в калькуляторе можно менять налоговые ставки. Например, система позволяет уменьшение/увеличение ставок. Хотя налоговый кодекс предусматривает стандарты.

В калькуляторе ставка устанавливается зависимо от того, какой мощностью обладает автомобиль. За каждую л/с добавляют определенную сумму. Также при расчетеставок учитывается вместительность транспорта, его тяга и остальные показатели.

Год выпуска также является важным для калькулятора. Учитывая его, налог на один и тот же автомобиль может отличаться. На это влияет зависимость ставок от возраста. Просто за счет того, что ко второму владельцу ТС перешло уже более старым, потому на него налог выше.

Ставка отличается зависимо от вида транспорта. Можно узнать, какая используется именно в вашем случае, посмотрев на платформе ФНС. На этой платформе указывается стандарт по областям с учетом актуальных ставок.

Некоторые регионы могут не устанавливать своих ставок в 2021году. Они будут установлены автоматически с учетом федерального значения, если стандарта нет. Но региональные ставки, как правило, намного выше, потому и сумма, которую покажет калькулятор, больше.

К примеру, рассмотрим, какие ставки на легковушку действуют в Москве в 2021году.

Мощность двигателя Ставка за 1 л. с.
0—100 л. с. 12 руб.
100,01—125 л. с. 25 руб.
125,01—150 л. с. 35 руб.
150,01—175 л. с. 45 руб.
175,01—200 л. с. 50 руб.
200,01—225 л. с. 65 руб.
225,01—250 л. с. 75 руб.
250,01—∞ л. с. 150 руб.

Последствия неуплаты налогов

Даже когда калькулятор транспортного налога показывает слишком большую сумму, не платить её себе дороже. Если в оговоренные сроки не внести сумму, практически сразу же начнется начисление пени. Но и это не все – активируется принудительное взыскание. Оно происходит поэтапно:

  • Придет требование – оплатите налог до определенной даты.
  • Проигнорированное требование приведет к судебному разбирательству. Заседания не будет.
  • Полученный судебный приказ является основанием для списания средств со счета за транспортный налог. Это и будет проделано. Банк без разбирательств рассматриваемое требование исполнит.
  • Дело передается приставам, если списать долг со счета не получилось. Тогда ответчик не сможет выехать в другую страну.

Растаможка автомобилей в Украине: особенности

На стоимость растаможки авто влияет масса факторов, среди которых законодательные нормы, регулирующие данный процесс. Расчет растаможки в 2020 году происходит согласно законопроекту № 8487/8488, который сделал таможенные сборы более лояльными.

Законом отменена уплата акцизного налога на кузовы для легковых транспортных средств.

Главным ограничителем льготного периода было то, что на территории Украины можно было растаможить авто, соответствующее экологическому стандарту Евро-5. Поэтому украинцы могли покупать авто не старше 2010 года. Это ограничивало спектр доступных автомобилей, включая американские марки. Теперь же не нужно сертифицировать автомобиль на соответствие экологическим стандартам. Экостандарт конкретного авто при его растаможке и первичной регистрации в Украине будут определять из техпаспорта той страны, где он был зарегистрирован последний раз. Отметим, что отмена сертификации на экологический стандарт авто с иностранной регистрацией – временная мера.

С 1 января плательщики налога на прибыль подают декларацию по налогу на прибыль за 2021 год по обновленной форме, утвержденной приказом Минфина от 04.06.2021 № 317. Напомним, форма декларации дополнена новой строкой 7.1, в которой нерезиденты, осуществляющие деятельность на территории Украины через постоянное представительство, указывают следующую информацию:

  • полное наименование постоянного представительства/обособленного подразделения нерезидента, через которое осуществляется деятельность в Украине;
  • код ЕГРПОУ постоянного представительства. Если нерезидент осуществляет деятельность через неаккредитованное обособленное подразделение, указывается идентификатор объекта налогообложения согласно уведомлению о таком объекте налогообложения, поданному в контролирующий орган;
  • местонахождение постоянного представительства/обособленного подразделения нерезидента;
  • наименование контролирующего органа по месту учета постоянного представительства/обособленного подразделения нерезидента.

С 1 января вступил в силу Закон от 08.09.2021 № 1720-IX, которым внесены изменения в законодательство относительно перехода прав на земельный участок в связи с переходом прав на объект недвижимого имущества, размещенный на нем, в частности:

  • установлена обязательность одновременного оформления прав на земельный участок в связи с переходом прав на объект недвижимого имущества (жилой дом, здание или сооружение), который на нем расположен, а также обратный порядок одновременного перехода прав на недвижимое имущество в случае перехода прав на земельный участок, на котором расположено указанное недвижимое имущество (жилой дом, здание или сооружение);
  • унифицированы правила для перехода прав собственности и всех видов пользования земельным участком в случае перехода права собственности или права пользования земельным участком (сервитут, суперфиций, эмфитевзис (сельскохозяйственные здания), постоянное пользование и т. п.) в случае приобретения права собственности на расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества (жилой дом, здание или сооружение). Изменения внесены в ст. 120 Земельного кодекса и ст. 377 Гражданского кодекса;
  • определены особенности проведения регистрационных действий относительно перехода вещных прав на земельный участок (долю в праве совместной собственности на него) в случае приобретения права собственности на объект недвижимого имущества (жилой дом (кроме многоквартирного), другое здание или сооружение), объект незавершенного строительства (новая ст. 316 разд. V Закона от 01.07.2004 № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений»).

Промышленность. Транспорт

С 1 января вступил в силу Закон от 03.12.2020 № 1054-IX «О внутреннем водном транспорте» (далее – Закон № 1054), кроме отдельных норм, которые вступают в силу с 9 января 2024 года (через 3 года со дня его опубликования). Законом, который направлен на создание благоприятных условий для развития внутреннего водного транспорта и удовлетворение потребностей граждан в доступных, качественных и безопасных перевозках, определены правовые, экономические и организационные принципы его функционирования. Внесены изменения в некоторые законодательные акты, в частности усилена ответственность за нарушения, предусмотренные ст. 61, ст. 114–118 КУоАП.

С 1 января (с 0 часов) расчет платы за грузовые перевозки будет осуществляться по тарифам Сборника тарифов с применением коэффициентов для грузов 1-го класса – 2,402; 2-го класса – 2,782 (приказы Мининфраструктуры от 29.10.2021 № 586 и от 11.08.2021 № 418).

С 1 января вступил в силу Закон от 18.11.2021 № 1907-IX «О публичных электронных реестрах», действие которого распространяется на отношения в сфере публичных электронных реестров: во время их создания, ведения, взаимодействия, администрирования, преобразования, модификации и прекращения, при использовании реестровой информации во время осуществления разрешительной деятельности, предоставлении административных, социальных и других публичных услуг, осуществлении другой управленческой деятельности и государственного регулирования и т. п. Установлено, что в сфере реестров несут ответственность в порядке, установленном данным Законом или законом, согласно которому создан соответствующий реестр, в частности:

  • органы и субъекты – за неправомерные действия (бездействие). Вред, нанесенный ими, возмещается на основании судебного решения, вступившего в законную силу;
  • публичный регистратор (а иногда создатель) – за несоответствие требованиям законодательства совершенных им регистрационных действий, действий по исправлению ошибок в реестровой информации и/или реестровых данных, предоставление реестровой информации, ее обнародование в форме открытых данных, ее воспроизведение на бумажных и других неэлектронных материальных носителях, изготовление документов;
  • пользователи – за непрекращение использования незаконно распространенной информации с ограниченным доступом.

С 1 января вступил в силу Закон от 16.12.2020 № 1089-IX «Об электронных коммуникациях» (далее – Закон № 1089), которым определены, в частности, права, обязанности, ответственность физических и юридических лиц, которые осуществляют деятельность в сферах электронных коммуникаций и радиочастотного спектра или пользуются электронными коммуникационными услугами (далее – ЭКУ). В частности, поставщик ЭКУ несет перед конечным пользователем ЭКУ следующую имущественную ответственность:

  • за непредоставление оплаченных ЭКУ или предоставление их в меньшем объеме, чем оплачено – в размере оплаченной стоимости непредоставленных услуг и штрафа в размере 25 % стоимости услуг;
  • за безосновательные отключения терминального (конечного) оборудования – в размере абонентной платы за весь период отключения; сокращение или изменение перечня услуг – в размере абонентной платы за один месяц;
  • в других случаях – в размерах, предусмотренных договором о предоставлении ЭКУ;
  • в случае неустранения в течение суток с зафиксированного момента подачи абонентом заявки о повреждении электронной коммуникационной сети, которое сделало невозможным доступ конечного пользователя к услуге или снизило до недопустимых значений показатели качества ЭКУ, абонентная плата за весь период повреждения не начисляется. В случае неустранения повреждения в течение 5 суток с зафиксированного момента подачи абонентом соответствующей заявки, поставщик ЭКУ платит потребителю штраф в размере 25 % суточной абонентной платы за каждое время превышения этого срока, но не более чем за 3 месяца.

Зростання мінімальної зарплати та прожиткового мінімуму впливає на ставки податків для фізосіб-підприємців.

Єдиний соціальний внесок. Збільшення мінімальної зарплати з 1 грудня 2021 року до 6 500 грн позначиться на розмірі ЄСВ, адже ставка його нарахування залишається незмінною – 22%.

Таким чином, з 1 січня 2022 року, як і з грудня 2021 року, мінімальний розмір ЄСВ на місяць становитиме 1 430 грн, а з 1 жовтня він зросте до 1 474 грн.

Максимальний розмір нарахованого ЄСВ (15 «мінімалок») на місяць з 1 грудня збільшений до 21 450 грн, а з 1 жовтня 2022 року він становитиме 22 110 грн.

З грудня 2021 року ФОПи сплачують ЄСВ за себе за четвертий квартал 2021 року до 19 січня 2022 року.

Квартальна сума становитиме 4 070 грн. У податковій декларації за 2021 рік потрібно вказати зміну розміру ЄСВ: із січня до листопада – 1 320 грн, а в грудні – 1 430 грн.

При цьому ФОП подаватиме одну декларацію (про єдиний податок та ЄСВ), а не дві. У її складі буде звіт щодо ЄСВ.

Єдиний податок. Для ФОПів першої групи розмір єдиного податку на місяць у 2022 році становитиме 248,1 грн (не більше 10% від прожиткового мінімуму для працездатних осіб на 1 січня).

Для ФОПів другої групи – 1 300 грн (20% від «мінімалки»), для третьої групи – 5% доходу або 3% доходу та ПДВ.

І про ФОПів, що працюють за загальною системою оподаткування. Їх доходи, отримані протягом календарного року від господарської діяльності, оподатковуються за ставкою 18% ПДФО та 1,5% військового збору від чистого доходу.

Растаможка авто в Украине 2022

Согласно законопроектам 8487/8488 «о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», подписанных Президентом Украины 23.11.2018 г., конечная сумма растаможки євроблях высчитывается путем суммирования пошлины, акцизного сбора, НДС, 3-5% налога в Пенсионный фонд. НДС в данном случае составляет 20% от суммы акцизного сбора и ввозной (таможенной) пошлины.

Исключение составляют электромобили, которые полностью освобождаются от уплаты акциза, таможенного сбора и НДС до конца 2022 года. Растаможка автомобиля в Украине в 2022 году (гибридного) составляет 100 евро.

Важно! Согласно действующему законодательству, к лицам, не прошедшим процесс растаможки ввезенного авто, с 24 мая 2019 года будут применяться санкции. В частности, за несвоевременную растаможку владельцу может быть назначен штраф в размере до 170 тысяч гривен или конфискация транспортного средства.

Люди, столкнувшиеся с проблемой растаможки, нередко задают вопрос — кто и как определяет стоимость импортируемого авто, с которой насчитывается НДС. В данном случае, расчет опирается на цифры, указанные в договоре купли-продажи, экспортной декларации, банковском платеже или других документах, удостоверяющих стоимость. Бывают случаи, когда указанная цифра вызывает сомнения в правдивости — тогда таможня может самостоятельно определить стоимость автомобиля.

Несмотря на то что на сайте президентских петиций находится немало писем от участников АТО с просьбой предоставить льготы на бесплатное ввоз автомобиля, сегодня этот вопрос остается не решенным. В Украине уже существовала практика предоставления бесплатной растаможки авто участникам боевых действий. Но с 2004 года эта норма закона перестала действовать.

Сначала в 2017 году на рассмотрение Верховной Рады был предоставлен новый закон Украины Об автомобильных дорогах, который освобождал бы АТОвцев от уплаты государственных сборов за растаможку. В том числе предполагалось отменить растаможку одного ввезенного авто лицам, которые защищали государство в восточной части Украины.

Все, что надо было бы в данном случае – обязательная регистрация транспорта в сервисных центрах МВД. Однако по сей день эти нормы не нашли отражения в законодательстве Украины, поэтому при растаможивании евроблях участниками боевых действий никакие льготы не предусмотрены.

В следующем году новый закон про розтаможку машин в Украине в 2022 году предусматривает изменения, но не кардинального характера. При этом не исключено, что правила ввоза транспортного средства из стран ЕС будут упрощены по максимуму. Ознакомиться с ними можно будет в конце 2021 года. На сегодняшнее время они являются тайной и узнать о них можно лишь из информационных источников или на тематических форумах.

Читайте также:  Оформление визы в Германию самостоятельно

Внесенные в НК Украины изменения в правила растоможки европейских автомобилей предусматривают несколько новаций:

  • проведение льготной растоможки по новой схеме расчета;
  • укороченный срок действия льгот, который продлится 180 дней с момента вступления в действие новых правил;
  • льготная растаможка авто в Украине в 2022 году для УБД, которые провели в районе военных действий не менее 90 дней, будет продлена до 270 дней.

Новые правила легализации европейских и американских автомобилей будут при расчете сбора учитывать экологические стандарты подержанного авто, объем и мощность двигателя, а также срок эксплуатации транспортного средства. До этого размер сбора составлял 20% от стоимости автомобиля.

Новые правила легализации автомобилей не будут распространяться на машины, которые не соответствуют требованиям экологического стандарта «Евро-2», на авто, ввезенные в страну до 2020 года. По новым поправкам нельзя будет легализовать автомобили, ввозимые из России или из восточных регионов Украины, где идут военные действия.

Разработчики нового законопроекта исходили из того, что сумма, которую автовладелец должен теперь будет заплатить за легализацию автомобиля, не должна будет превышать 1000 евро. Как все будет происходить в реальности, не понятно.

По новому закону предусматривается не только дешевая растаможка в Украине для участников АТО, но также освобождение от штрафов автовладельцев, имеющих машины с еврономерами, ввезенными в страну в 2020 году, если они уплачивают в бюджет государства 500 минимальных доходов. Изменяя правила легализации иностранных подержанных автомобилей, украинские законодатели стремятся увеличить поступления в государственную казну, идущие от налога на добавленную стоимость и от акцизного сбора.

Основной частью таможенного сбора по новой формуле станет акцизный сбор, в который будет входить базовая ставка, зависящая от возраста ввозимого автомобиля. Ее умножают на объем ДВС, коэффициент, присвоенный используемому топливу, на коэффициент лошадиных сил мотора и на новый показатель – коэффициент эксклюзивности.

Известно, что в будущем году размер базовой ставки составит:

  • 2,2 для новых авто с европейскими номерами;
  • 1,9 для машин, эксплуатировавшихся не более 1 года;
  • 1,65 для автомобилей с пробегом в 2 года.

Авторы поправок указывают на то, что чем старше автомобиль, тем ниже будет на него базовая ставка. Для тех, кто интересуется, можно ли растаможить автомобиль старше 10 лет в Украине, следует учитывать не только размер базовой ставки, но и тип двигателя. Размер базовой ставки в этом случае будет минимальным и составит 0,7, а ДВС и тип потребляемого им топлива у таких машин может не соответствовать стандартам Евро-2. В этом случае машину нельзя будет растоможить и ввезти в Украину.

Планируется каждый год уменьшать базовую ставку для всех ввозимых в страну авто. В 2027 году базовая ставка должна будет достигнуть своего минимального размера, и больше она не будет опускаться. Машины в возрасте от 10 до 15 лет будут облагаться акцизом в 0,49.

Чтобы воспользоваться новой схемой растаможки потребуется собрать пакет документов:

  • документ о снятии машины с учета в стране ее приобретения;
  • документ, подтверждающий смену собственника.

При использовании поддельных бумаг машина может быть конфискована, а ее владелец заплатит большой штраф за контрабанду, размер которого будет равен стоимости самой машины.

Предусматривается несколько важных изменений в действующих правилах.

  1. Растаможка на льготных условиях для УБД, которые провели минимум 90 дней в районе, где ведутся активные боевые действия. Срок этой процедуры увеличивается до 270 дней.
  2. Укороченный срок действий льгот. С того момента, как новые правила станут действительными, это время составит 180 дней.
  3. Льготная растаможка предполагает новую схему расчёта.

При подсчёте сборов теперь учитывают множество факторов, включая не только срок эксплуатации, но и мощность двигателя вместе с его объёмом, экологические стандарты. Это особенно важно для подержанных авто. До этого сбор был стандартным – 20% от стоимости самого авто.

Если машина ввезена на территорию до 2020 года и не соответствует требованиям стандарта “Евро-2”, на неё новые правила распространяться не будут. Теперь запрещено ввозить транспортные средства из России или восточных регионов, где продолжаются активные боевые действия.

В большинстве случаев владельцы будут платить максимум тысячу евро. Но пока не понятно, как всё будет происходить на практике.

Для участников АТО тоже предусматривается максимально дешёвая растаможка. От штрафов планируется освободить всех владельцев машин с европейскими номерами, которые ввезли транспорт на территорию в 2020 году. Достаточно уплатить в бюджет государства 500 минимальных доходов. Законодатели стараются сделать всё возможное, чтобы в казну поступало как можно больше средств. Особенно это касается акцизных сборов и налогов на добавочную стоимость.

Недавно Правительство разработало новую схему для растаможки, которая остаётся достаточно востребованной и популярной процедурой среди граждан. В ближайшем будущем планируется разрешить использование для решения вопроса приложения “Дия”. Тип автомобильного двигателя и возраст владельца станут самыми важными факторами, когда будут рассчитывать стоимость растаможки авто в Украине.

Предполагается применение специальных калькуляторов, которые позволят провести хотя бы примерные и предварительные подсчёты по ожидаемым затратам. Налог на добавочную стоимость для автомобилей тоже будет считаться согласно новой схеме.

Акцизный сбор – основная часть таможенного сбора. Планируется, что в него войдёт базовая ставка, которую определяют в зависимости от возраста транспортного автомобиля. Эту цифру умножают на коэффициент используемого топлива и лошадиных сил. Планируется добавить ещё один коэффициент – эксклюзивность. Он тоже будет входить в любой калькулятор растаможки авто в Украине 2022 годаю

Так же известен размер базовой ставки, которая будет действовать на будущий год:

  1. 1,65 для пробега в 2 года.
  2. 1,9, если эксплуатация длилась не больше 1 года.
  3. 2,2 для новых авто, у которых есть европейские номера.

Чем старше транспортное средство – тем большую ставку для него устанавливают. Следует учитывать не только сам возраст, но и разновидность двигателей. Например, базовый минимальный размер – 0,7. При этом ДВС и тип потребляемого топлива могут не соответствовать стандартам из группы Евро-2. Тогда растаможить машину и ввезти её на Украину законно вообще невозможно.

Каждый год для ввозимых машин планируют уменьшать ставку. Акцизом 0,49 в результате будут облагаться машины, чей возраст к 2027 году достигнет 10-15 лет.

Что касается мощности двигателя, то тут тоже применяется несколько коэффициентов:

  1. 2 при мощности в 350 лошадиных сил и больше.
  2. 1,5 для 301-350 лошадиных сил.
  3. 1,2 для 250-300 лошадиных сил.
  4. 1, если мощность до 250 лошадей.

Растаможка авто в Украине 2022 последние новости

1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.

2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.

3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.

1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.

Читайте также:  Льготы ветеранам боевых действий в 2022 году — перечень

2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.

А.Е. Крайнев, налоговый юрист

С 2.07.2021 заработало правило: для расчета налога ИФНС берет мощность двигателя из учрежденного единого реестра сведений о характеристиках налогооблагаемых ТС. Далее отправляет сообщение владельцу транспорта.

В перечень ТС, которые не облагаются налогом, теперь входят моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил, которые были зарегистрированы до 25.05.2012, и весельные лодки.

Если захотели узнать, какой налог вам насчитала ИФНС, можно обратиться за этим в любую налоговую. Не обязательно идти именно туда, где стоите на учете. Такая возможность стартовала 02.08.2021.

В любом случае, придется подать заявление о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога. Сообщение налоговая выдаст в срок не позднее пяти дней со дня получения вашего заявления (п. 5 ст. 363 Налогового кодекса).

Если компания ликвидирована, ждать придется не месяц, как раньше, а три.

Украинцам готовят новый налог на покупку авто: кто его будет платить

Физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления-решения. Его отправляют или вручают налогоплательщику по месту регистрации до 01 июля налогового года. Срок уплаты — 60 дней.

Юридические лица уплачивают налог по иной схеме: они должны самостоятельно определить сумму налога и до 20 февраля отчетного года подать налоговую декларацию. Сама сумма при этом делится на 4 равные части и уплачивается авансовыми платежами каждый квартал до 30 числа месяца, который следует за отчетным кварталом.

Если ваш автомобиль подпадает под положения транспортного налога, то у вас лишь две потенциальных возможности не платить данный налог. Налоговое уведомление можно обжаловать либо в административном, либо судебном порядке.

В первом случае эффективность — при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган для административного решения вопроса — довольно низкая. Подобных жалоб очень мало и все они удовлетворяются “налоговиками”.

Во втором случае — при решении вопроса в судебном порядке — вероятность положительного результата гораздо выше. В свежей судебной практике и позициях Верховного Суда есть, как минимум, несколько примеров удачного обжалования налогового решения по транспортному налогу. В частности, в сентябре 2020 года Херсонский окружной административный суд освободил налогоплательщика от уплаты налога на авто на основании несоответствия отдельных характеристик авто заявленным характеристикам от Минэкономики. То есть, если в перечне машин транспортного налога отсутствует именно ваш автомобиль, с конкретным видом топлива, маркой, моделью, модификацией, объемом двигателя, то вполне реально получить положительное судебное решение. Главную роль тут играет точность. Сверьте описание вашего авто на сайте Минэкономики и в документах на транспортное средство.

В другом решении, вынесенном также в сентябре 2020 года Окружным административным судом г. Киева уплата налогового уведомления была отменена на том основании, что фактический объем двигателя не соответствовал объему, указанному в перечне машин на сайте Минэкономики. Различие было абсолютно несущественным и чисто формальным, но эта неточность позволила налогоплательщику добиться победы в суде.

Несмотря на то что на сайте президентских петиций находится немало писем от участников АТО с просьбой предоставить льготы на бесплатное ввоз автомобиля, сегодня этот вопрос остается не решенным. В Украине уже существовала практика предоставления бесплатной растаможки авто участникам боевых действий. Но с 2004 года эта норма закона перестала действовать.

Сначала в 2017 году на рассмотрение Верховной Рады был предоставлен новый закон Украины Об автомобильных дорогах, который освобождал бы АТОвцев от уплаты государственных сборов за растаможку. В том числе предполагалось отменить растаможку одного ввезенного авто лицам, которые защищали государство в восточной части Украины.

Все, что надо было бы в данном случае – обязательная регистрация транспорта в сервисных центрах МВД. Однако по сей день эти нормы не нашли отражения в законодательстве Украины, поэтому при растаможивании евроблях участниками боевых действий никакие льготы не предусмотрены.

В следующем году новый закон про розтаможку машин в Украине в 2022 году предусматривает изменения, но не кардинального характера. При этом не исключено, что правила ввоза транспортного средства из стран ЕС будут упрощены по максимуму. Ознакомиться с ними можно будет в конце 2021 года. На сегодняшнее время они являются тайной и узнать о них можно лишь из информационных источников или на тематических форумах.

Список льготников на федеральном уровне, освобождаемых от уплаты налога:

  1. Инвалиды I и II группы, их родители, попечители и опекуны.
  2. Собственники автомобилей мощностью менее 70 л. с.
  3. Многодетные семьи, матери или отцы-одиночки.
  4. Жертвы радиации (ликвидаторы техногенных катастроф, участники испытаний ядерного оружия или космической техники и пр.).
  5. Герои СССР и РФ.
  6. Награжденные Орденом Славы (независимо от степени).
  7. Бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и пр.
  8. Ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий.

Льгота распространяется на одно транспортное средство мощностью менее 200 л. с. (за исключением снегоходов и мотосаней). Оформить льготу могут только владельцы автомобиля, а не члены его семьи. Если в многодетной семье автомобиль есть у матери и отца, то льготу разрешено оформить только одному. Если у льготника в собственности несколько автомобилей, то гражданин вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения. Если у льготника 2 машины и 2 основания для получения льготы, то льгота распространяется на одно транспортное средство по выбору. Льготник получает льготы в соответствии с регионом прописки, а не по месту проживания.

Региональные власти пользуются списком льготников на федеральном уровне. Правительства субъектов РФ вправе расширить перечень. Чаще всего в список региональных льготников попадают:

  • пенсионеры (полное освобождение от налога или уменьшение ставки);
  • ветераны труда.

Точный список льгот легко узнать на региональном сайте ФНС.

Помимо перечисленных выше оснований для получения льготы региональные власти вправе уменьшать транспортный налог для юрлиц, которые:

  1. используют труд инвалидов;
  2. поддерживают коренные промыслы малых народов;
  3. осуществляют пассажироперевозки;
  4. поддерживают традиционные для региона сферы деятельности (кожевенное производство, сельское хозяйство и пр.).

Также льготы могут предоставить общественным или религиозным объединениям. На сегодня 73 региона из 85 готовы предоставить льготы по письменному заявлению организации.

Спецтранспорт (машины скорой помощи, санитарная авиация, автомобили органов исполнительной власти) не подлежат налогообложению.

Физлица платят налог раз в год (в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС). Срок зафиксирован в НК РФ — до 1-го декабря. Разрешена уплата частями. В случае опоздания с уплатой полной суммы пени начисляют только на сумму недоимки.

Ставки транспортного налога (как рассчитывается)

Методика подсчета транспортного налога остается неизменной с 2003 года. В расчет принимается исключительно мощность двигателя: неспроста в народе его называют «налогом на лошадиные силы».

Регионы самостоятельно устанавливают коэффициенты, льготы и скидки. Базовые ставки, согласно Налоговому кодексу, такие: до 100 л.с. — 2,5 рубля за л.с., от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 рубля, свыше 150 и до 200 л.с. включительно — 5 рублей, свыше 200 и до 250 л.с. включительно — 7,5 рублей и свыше 250 л.с. — 15 рублей. Тарифы могут быть увеличены региональными властями, но не более чем в 10 раз.

Во многих регионах установлены максимально возможные ставки транспортного налога. Например, в Москве при мощности свыше 250 л.с. придется платить 150 рублей за «лошадь». Для сравнения, на Чукотке и в Магаданской области — 30 и 36 рублей соответственно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *