Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуализация учетной политики на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При формировании структуры документа целесообразно разделить его на две части: организационную и методологическую (методическую). В первой речь идет об технических, организационных вопросах учета. Указываются ответственные за учет лица, распределение их обязанностей, форма учета, например, «автоматизированная», с обозначением, какое программное обеспечение используется. Дается указание на рабочий план счетов в приложении к УП либо сам план счетов, в тексте. Даются пояснения, какими формами документов пользуется организация: унифицированными или разработанными самостоятельно. В тексте или в приложении должны приводиться используемые неунифицированные формы.
Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?
На мой взгляд, не следует подходить к составлению учетной политики как сборнику цитат из Налогового кодекса, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Учетная политика не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.
В учетной политике излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают для налогоплательщика выбора варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей.
Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без учета приложений. При этом в учетную политику помимо налогов включают положения о страховых взносах во внебюджетные фонды, иных платежах, не являющихся налогами, что не относится к предмету учетной политики.
Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?
Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.
Но в организации, в состав которой входят обособленные подразделения, возможно предусмотреть особенности применения методов учета. Так, при реализации покупных товаров налогоплательщик уменьшает доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, которая определяется в соответствии с учетной политикой. Налогоплательщик, выбирая метод списания стоимости покупных товаров, вправе в учетной политике определить, будет ли соответствующий метод применяться по каждому обособленному подразделению или по организации в целом (письмо Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/1/88).
Структура учетной политики. Утверждение и изменение документа
Отдельными документами со ссылками них либо в приложениях также утверждается:
- порядок проведения инвентаризации;
- график документооборота;
- формы регистров бухгалтерского или налогового учета, список ответственных за их ведение лиц;
- список должностных лиц и их права доступа к учетным данным.
Вторая часть указывает на методику учета соответственно:
- по участкам бухгалтерского учета (например: основные средства, запасы, расчеты по налогу на прибыль, доходы и расходы);
- в разрезе налогов (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер, другой сотрудник, выполняющий аналогичные функции. Утверждает ее руководитель. Документ оформляется в виде приказа. Учетная политика утверждается заранее – на следующий год в текущем году, как правило, в последних числах декабря.
У организации нет обязанности каждый год принимать новый документ. Если речь идет о малом бизнесе, фирме, работающей на спецрежиме, зачастую отсутствует и необходимость. Однако положения учетной политики должны полностью соответствовать законодательству. Если изменения незначительные, в учетную политику для целей БУ и НУ можно вносить дополнения, не дожидаясь окончания года.
Серьезные нововведения позволяют изменять учетную политику. В целях БУ это возможно только со следующего года, только в следующих случаях (по тексту ст. 8-6 ФЗ-402 от 06/12/11, ПБУ 1/2008 п. 10, 12):
- изменились требования законодательства о бухгалтерском учете, федеральные, отраслевые стандарты учета;
- выбран новый прогрессивный способ ведения бухгалтерского учета для повышения качества бухгалтерских данных;
- условия деятельности фирмы существенно изменились (реорганизация, появление нового вида деятельности).
В целях НУ это возможно до окончания года, согласно изменениям НК РФ. Так же можно поступить, если у фирмы появился новый вид деятельности (письмо Минфина №03-03-06/1/45756 от 03/07/18).
В определенных случаях, если речь идет о крупной организации, имеющей филиалы, ведущей сложный, с точки зрения учета и взимания налогов, бизнес, для разработки учетной политики приглашаются специализированные фирмы.
Что такое учетная политика и зачем она нужна
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.
В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.
Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.
Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.
При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
- изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
- разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
- существенное изменение условий деятельности организации.
Форма учетной политики
Существует три формы ведения учетной политики:
- Журнально-ордерная
- Мемориально-ордерная
- Автоматизированная
Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.
Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:
- Часть документов должна храниться в печатном виде
- Часть документов должна храниться в электронном виде
- Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме
Сотрудничество с ПБК «Главный бухгалтер»: ваши преимущества
Если вы желаете сформировать правильную учетную политику организации, обращайтесь в ПБК «Главный бухгалтер». У нас вы сможете сотрудничать со специалистами, которые:
- Обладают большим опытом работы. Опыт работы — серьезный бонус. Наша компания основана в 2000 году. Мы 23 года работаем в бухгалтерской и юридической сферах. Для того чтобы разработать эффективную учетную политику организации, важно, чтобы бухгалтер имел возможность получить практический опыт в разных фирмах. От этого зависит «профессиональный кругозор» специалиста. Только бухгалтер, который консультировал сотрудников разных компаний, сможет четко и безошибочно найти вариант формирования учетной политики организации для вас. Индивидуальный подход — это точный выбор из большого количества существующих вариантов.
- Компетентны в своей работе. Знания — основа грамотной консультации. Опыт — основа эффективной помощи. У специалистов ПБК «Главный бухгалтер» есть и знания, и опыт. Учетная политика организации — это система, которая сделает вашу компанию успешной. Наши специалисты передадут вашим штатным сотрудникам опыт. Или выполнят необходимые для оптимизации действия самостоятельно.
- Универсальны. У нас есть большой опыт формирования и разработки учетной политики для разных организаций. Именно этот опыт помогает нам выбирать оптимальный вариант, который подойдет именно вашей компании. Мы анализируем ее структуру, особенности, специфику работы, количество рабочих мест. Разработка учетной политики организации — услуга, которую мы предоставляем на основе знаний и практического опыта.
В расчетах с бюджетом по данному налогу возможностей для «маневра» у налогоплательщика не много – в гл. 21 НК РФ все нюансы исчисления налога прописаны достаточно четко и ясно. Тем не менее есть несколько вопросов, отданных на откуп налогоплательщику.
Нумерация счетов-фактур. В общем случае документы по НДС нумеруются в хронологическом порядке, как и другие документы бухгалтерского и налогового учета. Задача усложняется, если налогоплательщик реализует товары (работы, услуги) через обособленные подразделения. При составлении данными обособленными подразделениями счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительный знак «/» (разделительная черта, слэш) дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Такие указания содержатся в п. 1 Правил заполнения счета-фактуры[2]>. При этом нумерацию счетов-фактур до разделительной черты целесообразно осуществлять в порядке возрастания номеров по соответствующему обособленному подразделению, что отмечается в Письме Минфина РФ от 11.10.2013 № 03-07-09/42466.
К сведению:
Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
Необлагаемые и облагаемые операции. Совмещение налогоплательщиком таких операций говорит о том, что необходим раздельный учет для верного расчета НДС. От ведения такого учета может отказаться налогоплательщик, если у него доля расходов необлагаемых операций не более 5% от общего бюджета затрат. В то же время Налоговым кодексом не предусмотрена преференция в обратной ситуации, когда небольшая доля расходов (не более 5%) приходится на облагаемые операции. В связи с этим налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым для операций как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению (Письмо Минфина РФ от 19.08.2016 № 03-07-11/48590). Сделанный вывод уместен для АУ, которое предоставляет населению необлагаемые НДС услуги социальной направленности и имеет небольшую долю облагаемых операций (преимущественно от дополнительных источников дохода).
В учетной политике автономного учреждения нет необходимости перечислять облагаемые и необлагаемые операции, это можно сделать в отдельном приложении. В самой же политике важно описать порядок ведения раздельного учета. На самом деле базовые правила его описаны в гл. 21 НК РФ и их не нужно дублировать в налоговой политике. В ней необходимо указать способ разделения предъявленного НДС поставщиками по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций.
Авансы и предоплаты. Неурегулированным вопросом ведения раздельного учета по НДС является начисление налога с получаемых налогоплательщиками обезличенных предоплат (под осуществление облагаемых и необлагаемых операций). Чаще всего такие авансы получают продавцы товаров, с реализации которых НДС начисляется по разным налоговым ставкам. Целевое финансирование и поступления от приносящей доходы деятельности не могут быть объединены или обезличены. При оказании услуг, как правило, указывается наименование конкретной услуги, под которую перечисляются деньги, поэтому бухгалтер может установить налоговую природу аванса (необлагаемый или необлагаемый). Следовательно, весь его раздельный учет заключается в том, чтобы оформлять правильно документы (договоры, счета на предоплату и т. д.), не допуская неопределенности в квалификации «авансовой» операции для целей налогообложения.
Итак, в статье обращено внимание на наиболее важные вопросы о налоговой политике автономного учреждения, применяющего традиционную систему налогообложения и являющегося плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество. Если учреждение пользуется преимуществами спецрежима, в частности «упрощенки», то взамен перечисленных налогов оно уплачивает единый налог на УСНО. Его расчет строго регламентирован нормами гл. 26.2 НК РФ, и налогоплательщику мало из чего можно выбрать. Разве что объект налогообложения: «доходы» либо «доходы минус расходы», – о чем «упрощенец» уведомляет налоговый орган специальным документом[3]. Для отражения сделанного выбора лишь по этому вопросу, по нашему мнению, нет нужды в составлении налоговой политики, которая даже не упоминается в «упрощенной» главе НК РФ. Но не исключено, что в нестандартных ситуациях налоговая политика может понадобиться.
[1] Утвержден Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.
[2] Раздел II приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
[3] Приказы ФНС РФ от 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@, от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.
И. Дубовик, эксперт журнала
«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5, май, 2017 год.
Создание учетной политики в организации
В этой статье мы подробнее остановимся на учетной политике для целей бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций, как ее составить и не дает готовых формулировок. Мы можем найти только перечень необходимой для раскрытия информации (п.4 раздела II) и принципы формирования (п.5 раздела II).
Что входит в учетную политику:
- рабочий план счетов;
- формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности;
- формы регистров бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Порядок контроля, технология обработки информации и инвентаризация в учетной политике
Еще три вопроса, которые не обходит стороной создание учетной политики в организации, но обсуждать которые мы подробно не будем:
- Порядок контроля за хозяйственными операциями: зависит от оргструктуры компании и ее размеров:
В крупной организации создается, например, служба внутреннего аудита, которая функционирует согласно Положению о внутреннем контроле.
«Правила внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни установлены в Положении о правилах внутреннего контроля от 10 декабря 2016 года №10, а также в Положении о службе внутреннего контроля от 10 декабря 2016года №11».
На малом предприятии контроль осуществляет сам руководитель или его заместитель, а конкретные обязанности и мероприятия по контролю прописываются в должностной инструкции. В учетной политике же достаточно указать, на кого возлагаются обязанности по контролю.
- Технология обработки учетной документации: в учетной политике нужно указать, ведется бухгалтерский и налоговый учет вручную, с помощью специальной программы или комбинированно (программа + дополнительные регистры, составляемые вручную).
Именно выбранная технология обусловливает, какие регистры будут считаться утвержденными для применения – составляемые вручную или формируемые бухгалтерской программой, или и те, и другие. Кроме того, перечень регистров и их образцы приводятся в отдельном положении или приложении к учетной политике.
«В качестве регистров бухгалтерского учета использовать регистры, формируемые бухгалтерской компьютерной программой «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0». Формы указанных регистров приведены в приложении №3 к настоящему приказу».
- Порядок проведения инвентаризации. В учетной политике по инвентаризации должны найти отражение частота и сроки проведения инвентаризации.
Итак, общие вопросы мы с вами осветили.
Теперь более подробно пройдемся по некоторым способам оценки активов и обязательств в бухгалтерском учете.
Учетная политика предприятия
Действующее законодательство предоставляет возможность предприятию решать самому, какими способами вести бухгалтерский учет. Свой выбор оно должна зафиксировать в учетной политике (УП), порядок формирования и оформления которой для целей бухгалтерского учета регламентирован ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА – это совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета и отражения в учете хозяйственных операций.
Вопросы налогового учета, для которых способы учета на нормативном уровне не закреплены
Элемент учетной |
Требования к способу |
Норма НК РФ |
Налог на добавленную стоимость |
||
Порядок ведения |
Налогоплательщик самостоятельно |
Пункт 10 ст. 165 |
Порядок ведения |
Если налогоплательщиком осуществляются |
Пункт 4 ст. 149 |
Налогоплательщик обязан вести |
Пункт 4 ст. 170 |
|
Налог на прибыль организаций |
||
Порядок учета |
Закрепляется алгоритм расчета доли |
Пункт 2 ст. 261 |
Порядок |
В случаях невозможности однозначно |
Пункт 3 ст. 280 |
Порядок |
Профессиональные участники рынка |
Пункт 8 ст. 280 |
Порядок учета |
Налогоплательщик самостоятельно |
Пункт 1 ст. 282 |
Критерии |
В учетной политике определяются |
Пункт 2 ст. 301 |
Порядок ведения |
В учетной политике закрепляется |
Статья 313 |
Система налоговых |
Формы регистров налогового учета и |
Статья 314 |
Принципы и методы |
В учетной политике закрепляются |
Статья 316 |
Определение |
В учетной политике определяется |
Пункт 1 ст. 318 |
Порядок |
В учетной политике определяется |
Пункт 1 ст. 319 |
Порядок |
Механизм распределения определяется |
Пункт 1 ст. 319 |
Учетная политика организации
Введение
При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.
К перечню мероприятий, позволяющих сэкономить на налогах с помощью учетной политики, относятся оценка используемых элементов учетной политики и анализ использования возможных альтернативных вариантов. Все вопросы определения доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или неоднозначно прописанные в НК РФ, либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики. И если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет снизить налоговые платежи и выиграть спор с налоговым органом. В этом заключается актуальность выбранной темы.
Объект исследования — элементы учетной политики организации, оказывающие влияние на процесс налогового планирования.
Цель курсовой работы — оценить необходимость включения отдельных элементов в учетную политику организации с целью оптимизации налогообложения.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
-раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;
-проанализировать основные элементы налоговой учетной политики для целей исчисления налога на прибыль организаций;
-проанализировать основные элементы налоговой учетной политики для целей исчисления налога на добавленную стоимость;
-разработать рекомендации по отражению специфических элементов в учетной политике с целью минимизации налоговых рисков организации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Сущность учетной политики
.1 Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Термин «учетная политика» стал применяться с конца 80-х годов в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания «accounting policy», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.
В 1992 году обязанность российских организаций при ведении бухгалтерского учета обеспечивать соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определенной установленными правилами и условиями хозяйствования, была установлена в утвержденном Приказом Министерства финансов РФ от 20.03.1992 № 10 Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. В 1994 году Приказом Министерства финансов РФ от 28.07.1994 № 100 утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94).
В то же время законодательное закрепление обязанности организаций формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета произошло только в 1996 году. Соответствующие нормы установлены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В 1998 году Приказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998 № 60н было утверждено новое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утратившее силу в связи с изданием Приказа Министерства финансов РФ от 06.10.2008 №106н. Этим Приказом утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В настоящее время ПБУ 1/2008 действует в редакции Приказа Министерства финансов РФ от 11.03.2009 №22н [1].
В соответствии с ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [2]. При этом формировать учетную политику обязаны все организации, а раскрывать — организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ (ст. 16 ФЗ-129), учредительным документам либо по собственной инициативе. Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ (п.2 ст. 6 ФЗ-129) возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:
-рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
-формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
-порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
-способы оценки активов и обязательств;
-правила документооборота и технология обработки учетной информации;
-порядок контроля за хозяйственными операциями;
-другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [3].
При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация; организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
-изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
-разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета (применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации);
-существенного изменения условий хозяйствования (существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.).
Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.
Форма учетной политики
Существует три формы ведения учетной политики:
- Журнально-ордерная
- Мемориально-ордерная
- Автоматизированная
Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.
Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:
- Часть документов должна храниться в печатном виде
- Часть документов должна храниться в электронном виде
- Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме
Бухгалтерская и налоговая учетная политика 2021 года
Учетная политика необходима для описания применяемых компанией методов отражения имущества, доходов и расходов, а также операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.
Учетная политика 2021 года может быть сформирована как единый документ с отдельными разделами, посвященными нюансам бухгалтерского и налогового учета, или же на каждый вид учета создается отдельная политика.
Форма этого документа законом не регламентирована, но в нем необходимо предусмотреть все нюансы учета. Важно дополнить политику по учету рабочим планом счетов, формами применяемых первичных документов и регистров, правилами документооборота и иными решениями компании, необходимыми для организации учета.
О нюансах применения плана счетов подробнее читайте здесь.
Основой составления учетной политики 2021 года являются правила, закрепленные в положении по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организаций», утвержденном приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н и вводящим ряд допущений и требований (допущения последовательности применения, имущественной обособленности, требования полноты, своевременности, осмотрительности).
Учетная политика 2021 года формируется главным бухгалтером (или иным лицом, которому это поручено) и утверждается руководителем компании. Дата утверждения учетной политики на 2021 год — не позднее 31.12.2020, так как закрепленные ею способы учета подлежат применению с 1 января года, следующего за годом утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008).
О том, что является существенным для учетной политики, составляемой «упрощенцем», читайте здесь.
Учетная политика организации (ООО): пример-2021
Учетная политика организации (ООО) – пример 2021 года можно найти на многочисленных сайтах в интернете. Есть образцы и у нас: по НДС, для УСН и др. Однако искать идеально подходящий бесполезно. Все тонкости учета предусматриваются в зависимости от специфики деятельности, а она у каждой компании своя. Можно воспользоваться предлагаемыми в интернете специальными сервисами-конструкторами. Но и они могут применяться лишь в качестве основы, подлежащей дальнейшей доработке и корректировке.
Учетную политику можно сформировать и в «1С:Бухгалтерии». Как правильно это сделать, узнайте из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Там же вы найдете примеры оформления учетной политики для каждой из систем налогообложения. А если у вас нет доступа к К+, оформите временный демодоступ. Это бесплатно.