Повышение квалификации и профпереподготовка: в чём разница

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение квалификации и профпереподготовка: в чём разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 237-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации.

Как реализуется самостоятельная работа в Академии?

Самостоятельная работа слушателей — учебная работа, которая выполняется слушателями по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом слушатели должны сознательно стремиться к поставленной цели, используя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия слушателей, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы слушателей, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:

  • Работа с учебными изданиями.
  • Выполнение практических работ.
  • Проверочные контрольные работы.
  • Подготовка докладов, рефератов.

Особенности профпереподготовки

Главная преследуемая цель таких курсов – обеспечить навыками, достаточными для обретения новой должности или смены рода профессиональных занятий. Переподготовка считается ускоренным вариантом получения дополнительного высшего образования. Уменьшенное количество времени в учебном плане обусловлено освоением исключительно профессиональных компетенций, без базовых дисциплин.

Длительность программы перепрофилирования определяется конкретной специализацией. Законодательно установлено, что минимально допустимый срок обучения гражданских служащих составляет от 250 академических часов. В результате успешной аттестации выпускники курсов получают диплом о профессиональной переподготовке. Документ юридически закрепляет право осуществлять в дальнейшем квалифицированную деятельность по обретенной специальности.

Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.

  1. Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле – осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6–12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
  2. Расширение компетенций – освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa – на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.

Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.

Вот этапы, на которых доступно получение ДПО:

  • СПО — среднее профессиональное, куда можно пойти после окончания средней школы;
  • бакалавриат и специалитет, доступные после окончания старшей школы, то есть курса 11 классов;
  • магистратура, доступная после окончания бакалавриата или специалитета;
  • аспирантура, куда поступают с дипломом магистра или специалиста.

Аббревиатура ДПО расшифровывается как «дополнительное профессиональное образование». Сегодня в России уровни и виды образования делятся на 3 вида:

— Общее образование (Среднее общее образование, которое охватывает детский сад, школу (с 1 по 11 класс)
— Основное профессиональное образование. Оно делится на среднее профессиональное (колледж, СПТУ) и высшее профессиональное образование (ВУЗы).
— Дополнительное профессиональное образование. Сюда входят курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, образовательные семинары.

Первые два вида рассматривают ступени образования. ДПО охватывает обучение специалистов в горизонтальной плоскости: внутри имеющейся ступени. То есть курсы ДПО не позволяют повысить свой уровень образования, например, имея среднее профессиональное образование нельзя получить высшее с помощью курсов переподготовки и повышения квалификации.

Другой пример, имея за плечами только среднюю школу, нельзя получить профессиональное образование с помощью курсов переподготовки. Зато курсы переподготовки позволяют лицам со средним профессиональным или высшим образованием сменить свою профессию.

Пройдя профессиональную переподготовку Вы получаете диплом равный по статусу второму высшему или второму средне-специальному образованию. Если слушатель проходит курс переподготовки на базе диплома о высшем профессиональном образовании, то в итоге он получит диплом о переподготовке равный по статусу диплому о втором высшем образовании. Точно такая же ситуация обстоит в случае, когда слушатель получает диплом о переподготовке на базе среднего профессионального образования – диплом равный по статусу второму среднему специальному образованию.

Переподготовка позволяет поменять не просто специальность в какой-либо области профессиональной деятельности, а полностью сменить профессию. При этом не нужно получать второе высшее образование. Второе высшее необходимо в том случае, когда специалист желает заниматься научной деятельностью по новой профессии.
Получить новую профессию на курсах переподготовки можно за 5-6 месяцев, а при втором высшем – от 3 лет и более.

Отличия профпереподготовки и повышения квалификации

  1. Цели обучения.

Если человек хочет сменить работу, обрести новую специальность или, возможно, уже работает в определенной сфере при отсутствии профильного образования – в этих случаях подходит профпереподготовка.

Если специалист осознает, что ему необходимо повысить свой профессионализм, углубить и упорядочить знания в имеющейся профессии – нужно выбирать повышение квалификации.

  1. Документы о полученном образовании.

После профпереподготовки выдается диплом установленного образца с бессрочным сроком действия. Он наделяет правом занимать должности и вести профессиональную деятельность по освоенной специальности. Удостоверение о повышении подтверждает полученную квалификацию на последующие 5 лет. После окончания этого срока документ утрачивает свою силу.

  1. Длительность курсов и стоимость.
Читайте также:  Как повышали пенсии в 2022 году

Пошаговый процесс профессиональной переподготовки

Разберемся, из чего состоит процесс получения второй специальности.

Шаг 1: Определитесь с учебным центром и выберите программу профпереподготовки

От того, насколько тщательно вы подойдете к решению этого вопроса, во многом зависит качество дополнительного образования и дальнейшее трудоустройство.

Для начала ознакомьтесь с представленными на сайте центра разрешительными документами – лицензией и аккредитацией.

Важно! Обязательно убедитесь, что обучающий центр имеет документально подтвержденное право на проведение курсов по профессиональной переподготовке.

Копии дипломов преподавателей курсов должны быть представлены на сайте, так же как и сведения об их профессиональной деятельности и практическом опыте. Если этой информации нет в Интернете, попросите документы для ознакомления при личном визите в образовательную организацию.

Отдавайте предпочтение тем курсам, которые самостоятельно разрабатывают методики и программы обучения. Этот факт подтверждает серьезный подход к преподаванию и гарантирует высокое качество оказываемых центром услуг.

Курсы повышения квалификации персонала

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Организовывают их так, чтобы слушателей ничто не отвлекало от процесса и не мешало восприятию информации.

Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

  • Отзывы тех, кто уже проходил обучение;
  • Состав преподавателей;
  • Насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
  • Стоимость курсов.

Не случайно стоимость оказалась на последнем месте в перечне. Высокая цена прохождения курсов совершенно не гарантирует, что они будут полезны слушателю. Бывают случаи, когда стоят курсы дорого, а практической пользы приносят минимум.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, в составе которых от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия. Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Условно обучение на курсах делится на несколько групп:

  • Комплексное обучение;
  • Самообучение;
  • Комбинированное обучение.

В каждой из этих групп есть свои плюсы и минусы, но важно то, что эти группы не исключают друг друга, а дополняют и совершенствуют.

Документы, подтверждающие прохождение обучения

Выданные образовательным учреждением документы подтверждают:

  • То, что сотрудник прошел обучение и по его результатам получил определенную квалификацию;
  • То, что сотруднику присвоен определенный разряд, класс или категория.

Основываясь на требованиях законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов;
  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре, или прошел краткосрочное обучение;
  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов.

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

  • сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;

  • сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Читайте также:  Продажа квартиры при наследовании

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;

  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

К методам обучения на рабочем месте относятся:

  • Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.

  • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.

  • Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.

  • Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.

  • Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.

  • Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.

  • Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.

  • Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

Основные особенности переподготовки и повышения квалификации кадров

Таблица 1 — Основные особенности переподготовки и повышения квалификации кадров

Наименование обучения

Сущность процесса

1

Профессиональная переподготовка кадров

Получение дополнительных навыков и компетенций, позволяющих освоить новую квалификацию или приобрести дополнительную/новую профессию

2

Повышение квалификации кадров

Обучение, направленное на усовершенствование профессиональных знаний, навыков и умений специалистов

Цели и задачи повышения квалификации персонала

Прежде чем начать свое дело, нужно задать вопрос: для чего? Итак, какие же цели повышения квалификации могут быть?

  • Вооружить сотрудников новыми знаниями и навыками. Это позволит им не просто высказывать свежие идеи, но и справляться с различными сложностями в работе;
  • Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у человека появляется стремление к повышению производительности труда;
  • Снижение уровня текучести персонала. Повышение квалификации считается эффективным способом борьбы с этим явлением. Этот принцип действует даже в том случае, когда не помогает даже премирование.
  • Внедрение новых технологий. Сейчас время компьютеров и высоких скоростей. От этого никуда не денешься, нужно развиваться, модернизировать производство. А с этим справится только команда настоящих профессионалов.
  • Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, чем принимать на работу большое количество людей со стороны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *