Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Технология установления опеки и попечительства над несовершеннолетними». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
- Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
- Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
- Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
- Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
- Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»
Специальная литература
- Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
- Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
- Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
- Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
- Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
- Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
- Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
- Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
- Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
- Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
- Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
- Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
- Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
- Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
- Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
- Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
- Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
- Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
- Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
- Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
- Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.
Перечень прав детей, которые находятся под опекой
Любой несовершеннолетний, над которым была установлена опека либо попечительство, обладает следующими правами:
- воспитываться в семье опекуна;
- получать заботливое к нему отношение;
- право на то, чтобы для него были обеспечены достойные условия для проживания, воспитания, получения образования;
- право на то, чтобы уважали его человеческое достоинство;
- получать положенные ему алиментные выплаты, пенсионные выплаты и другие социальные пособия;
- на сохранность жилой собственности;
- на получение жилья;
- защищаться от злоупотреблений попечителя;
- общение с родственниками;
- собственное мнение.
Далее мы рассмотрим их более подробно.
Несовершеннолетние могут получать положенные им алиментные и пенсионные выплаты, а также другие социальные пособия. Родители не освобождаются от уплаты алиментов. Алименты с них взыскиваются по общему правилу и перечисляются попечителю. Также в некоторых ситуациях несовершеннолетним назначается пенсия. Пенсия может быть назначена из-за потери кормильца. Если родители, которые находились при исполнении, погибли, дети будут получать пособия. Пособия будут перечисляться законным представителям. Также пособия выплачиваются и от государства. Опекуны могут получать пособия на детей, которые были взяты в семью.
Внимание! Все денежные выплаты определяются в соответствии с законодательством нашей страны. Выплаты и пособия получают попечители.
Что такое предварительная опека?
Мнение эксперта
Станислав Евсеев
Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.
Понятие предварительного опекунства устанавливается ФЗ от 2008 года № 48. Под опекой, назначенной предварительно, понимается временное устройство несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в семью, в случае если требуется установление над ним постоянной опеки.
Однако перечень документов для постоянного опекунства является значительным. Потенциальный кандидат должен пройти медицинскую комиссию и получить заключение о возможности быть опекуном.
Чтобы не помещать ребенка или недееспособного гражданина на период сбора документации потенциальным опекуном в специализированную организацию, опекунство назначается предварительно.
Особенностью формы устройства является возможность оформления только в течение 30 дней. Срок исчисляется с момента получения ребенком статуса или вступления решения суда в отношении совершеннолетнего гражданина в силу.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Однако не всегда можно выяснить, какие именно подразделения органов местного самоуправления выполняют те или иные конкретные функции.
Ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР в ст. 120 указывал, что «органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов». При этом осуществление функций по опеке и попечительству возлагалось на отделы народного образования — в отношении несовершеннолетних лиц, на отделы здравоохранения — в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на отделы социального обеспечения — в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья. Такое же распределение функций по опеке и попечительству было закреплено в Положении об органах опеки и попечительства РСФСР .
Утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175 // СП РСФСР. 1986. N 15. Ст. 109.
Данные акты утратили силу. Ст. 34 действующего Гражданского кодекса РФ устанавливает, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Порядок создания таких органов, их структура, компетенция, порядок деятельности определяются согласно ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» : «Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации».
Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Семейный кодекс РФ, устанавливая правила защиты интересов несовершеннолетних членов семьи, в ст. 121 также указывает, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Порядок назначения опеки и попечительства
Разрешение на опеку и попечительство несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без родителей, выдается на основании Постановления главы местной администрации, расположенной по месту жительства ребенка или опекуна/попечителя, последнему выдается опекунское удостоверение, а на подопечного заводится личное дело с хранением в установленном порядке всех соответствующих документов. Опекун/попечитель должен быть назначен не позднее 1 месяца с момента установления факта, что ребенок остался без попечения родителей. В случае не назначения в течение месяца лица, ответственного за воспитание несовершеннолетнего, органы опеки и попечительства обязаны принять на себя временное исполнение обязанностей опекунов/попечителей (п. 1 ст. 35 ГК РФ). Опека и попечительство несовершеннолетних детей может быть разрешена только дееспособным лицам, обладающими необходимыми личностными качествами с учетом взаимоотношений между ребенком, опекуном и членами семьи опекуна, а также способностями и возможностями к выполнению возлагаемых обязанностей.
В соответствии с п. 3 ст. 35 ГК РФ опекун/попечитель может быть назначен только с письменного согласия гражданина.
На основании ст. 146 Семейного кодекса РФ не имеют права на разрешение быть опекуном/попечителем следующие категории граждан:
- ранее лишенные родительских прав;
- ранее отстраненные от исполнения обязанностей опекуна/попечителя;
- имеющие хроническую алкогольную или наркотическую зависимость;
- имеющие ограничение в родительских правах;
- имеющие факт отмены усыновления, вынесенного ранее на других детей;
- лица, которые не могут осуществлять обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка по состоянию здоровья (перечень заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 14.02.2013 г.).
Важно! Передача несовершеннолетних детей, являющихся близкими родственниками (сестры и братья), не может быть осуществлена разным лицам (исключения составляют случаи, когда такая передача возможна в целях защиты интересов детей).
Если несовершеннолетний ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был взят под опеку, он передается, в зависимости от состояния здоровья и возраста, в воспитательное или лечебно-социальное учреждение на полное государственное обеспечение (детский дом, дом ребенка, школа-интернат для детей-сирот, санаторный дом для детей-сирот, и другие). В таких случаях, функции опекуна/попечителя исполняет администрация соответствующего учреждения (п. 1 ст. 147 СК РФ, п. 4 ст. 35 ГК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 145 Семейного кодекса РФ и ФЗ 48 назначение опеки или попечительства над несовершеннолетним ребенком возможно на основании заключения гражданско-правового договора, включая договор о приемной или патронатной семье. Кроме основных пунктов, договор может предусматривать дополнительные условия (действуя в интересах подопечного), например, пункт о невозможности изменять место проживания подопечного. В соответствии с договором обязанности опекуна или попечителя могут исполняться на возмездной или безвозмездной основе. Вознаграждение за опекунство выплачивается:
- за счет средств третьих лиц;
- за счет средств бюджета субъекта РФ;
- за счет доходов, полученных от имущества подопечного.
Круг отношений, регулируемых семейным правом
До принятия нового Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации предмет семейного права обычно определялся как “личные и имущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание” или как “личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из брака и принадлежности к семье. Практически все авторы считали, что семейное право представляет собой самостоятельную отрасль права, отличную от права гражданского.
С принятием Гражданского и Семейного кодексов в определении предмета семейного и гражданского права произошли существенные изменения. Пересмотрено и соотношение между данными отраслями. Некоторые институты: опека, попечительство, акты гражданского состояния, — традиционно входившие в состав семейного законодательства, были перемещены в Гражданский кодекс. Изменились и теоретические подходы к исследованию предмета и метода семейного гражданского права. Возрождение в нашей стране теории частного и публичного права дало возможность анализировать эти вопросы с совершенно иных позиций.
В новом Кодексе указывается, что семейное право устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным. В этой части определение предмета семейного права практически не изменилось.
Далее отмечается, что семейное право регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, к которым приравниваются усыновленные и усыновители, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами. Семейное право определяет также формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Легко видеть, что если ранее действовавшее семейное законодательство определяло предмет семейного права столь широко, что это явно не соответствовало действительности, то в новом Семейном кодексе предпринята попытка дать ему более четкое и более узкое определение. Очевидно, что семейное право никогда не регулировало все неимущественные и все имущественные отношения, возникающие в семье между супругами, родителями и детьми, и тем более другими членами семьи. Имущественные отношения между родителями и детьми, а также другими членами семьи, в том числе и возникающие в семье, например отношения собственности, всегда регулировались нормами гражданского, а не семейного права.
К семейно-правовой сфере относились лишь алиментные обязательства, существующие между этими лицами. В Семейном кодексе 1995 года определение несколько сужено. В нем по-прежнему говорится об имущественных и личных неимущественных отношениях между супругами, родителями и детьми и без всякого ограничения. Однако в отношении других членов семьи речь идет уже не о всех имущественных и личных неимущественных отношениях между ними, а только о тех из них, которые прямо предусмотрены семейным законодательством. Кроме того, семейное законодательство может устанавливать пределы, в которых данные отношения подпадают под его воздействие. Например, семейное законодательство регулирует в настоящее время только некоторые аспекты опеки и попечительства, в частности отношения, возникающие в связи с воспитанием детей в семье опекуна.
Анализируя данную норму, можно сделать вывод, что семейное законодательство по-прежнему не содержит качественных материальных критериев, позволяющих отграничить семейные отношения от отношений, регулируемых другими отраслями права. Данные отношения выделяются лишь по формальным признакам. Они должны возникать между супругами или родителями и детьми, или между другими родственниками, или иными лицами, однако в последних двух случаях о регулировании таких отношений должно быть прямое указание в нормах семейного законодательства.
Как уже отмечалось, семейное законодательство не регулирует всех имущественных и личных неимущественных отношений и между супругами, и родителями и детьми. При отсутствии материального критерия для разграничения отношений, регулируемых семейным и гражданским правом, ответить на вопрос, какие имущественные отношения между родителями и детьми, а также между супругами являются семейно-правовыми, практически невозможно. Единственным способом, позволяющим определить, применимо ли в тех или иных случаях семейное законодательство, является выяснение того, существуют ли нормы семейного права, прямо регулирующие данные отношения. Если таких норм нет, необходимо выяснить, регулирует ли данные отношения гражданское право.
Попытка определения семейных отношений как отношений, возникающих в семье, также не дает ответа на вопрос о природе этих отношений. Само понятие семьи всегда было настолько неопределенным, что его невозможно даже закрепить в законодательстве. Семья может рассматриваться в двух значениях. Семья в социологическом смысле традиционно понималась как “союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой“. Однако данное определение в настоящее время должно быть расширено. Семья в социологическом смысле может основываться также на фактических брачных отношениях, в том числе и на отношениях между лицами одного пола, которые получают в настоящее время все большее юридическое признание в различных странах. Не все семьи в социологическом смысле составляют семью в юридическом смысле.
Для этого необходимо законодательное признание данного союза семьей. Семья юридическом смысле определялась как “круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание”. Таким образом, определяя отношения, регулируемые семейным правом, как отношения, возникающие в семье, мы получаем замкнутый круг, поскольку семья в юридическом смысле — это круг лиц, отношения между которыми регулируются семейным правом. Кроме того, следует иметь в виду, что в последние годы в Европе и США все более проявляется тенденция на стирание границы между семьей в юридическом и социологическом смысле.
Отраслевые принципы семейного права
Основные начала принципы семейного права: СК России относит разрешение вопросов и разногласий в семье, учитывая единство мнений и интересов (ст.cт. 1,31,65 СК). Это означает, что все общесемейные вопросы, в том числе относительно образования, проживания и воспитания детей, решаются совместно.
Приоритет защиты прав, свобод и интересов престарелых и нетрудоспособных родственников описан в ст. 87 СК. Предполагается, что соблюдение этого принципа является добровольным. Так, достигшие совершеннолетия дети, при необходимости, берут на себя обязательство заботиться о родителях или одном из родителей. Если этот принцип не соблюдается добровольно, то престарелый родитель может привлечь к его соблюдению на принудительной основе, согласно ст.88 СК.
Не получившие должного ухода и соблюдения принципа защиты своих прав, престарелые родители, а также один из супругов имеют право на алименты. При этом они должны быть юридически признаны нуждающимися в них (ст.89, ст.90 СК). То же самое принимается во внимание при разделении супругами имущества, если один из них является престарелым и/или нетрудоспособным (ст.38-39 СК).
Кто может быть опекуном (попечителем)?
Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица. Кроме того, учитываются личностные и нравственные качества опекуна, его взаимоотношения с опекаемым.
Обязательным условием является согласие самого опекуна (попечителя) выполнять такие обязанности. Близкие родственники гражданина (ребенка) имеют преимущественное право стать для него опекунами (попечителями).
Опекуном (попечителем) не может быть назначен человек, лишенный родительских прав, а также, если он имеет судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
Свои обязанности опекуны и попечители исполняют безвозмездно, за исключением случая, когда Орган опеки и попечительства, действуя в интересах подопечного, может заключить с договор об исполнении обязанностей с опекуном (попечителем) за определенную плату.
Установленная плата может быть выделена за счет доходов, полученных от имущества подопечного, либо за счет средств местного бюджета.
Вместо установленной платы орган опеки может позволить опекуну безвозмездно пользоваться имуществом своего подопечного.
Основанием для установления опекунства (попечительства) является Акт органа опеки. В данном акте может быть указан срок, на который устанавливается опекунство. Могут указываться действия, которые имеет право совершать опекун (попечитель) в интересах своего подопечного.
Составить сравнительную таблицу «Опека, попечительство, патронаж»
Задача 1-3 из прошлого файла
Задача 4
Родители Кулакова С.В. обратились к прокурору с заявлением о признании их сына — Кулакова С.В. ограниченно дееспособным, пояснив, что сын связался с плохой компанией, в результате чего пристрастился к азартным играм и злоупотреблению алкоголем. Спасение своего сына они видят только в ограничении его дееспособности.
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании гражданина Кулакова С.В. ограниченно дееспособным. В заявлении отмечалось, что Кулаков С.В., проживает один в квартире, пристрастился к азартным играм, злоупотребляет спиртными напитками, нарушает покой соседей.
Вопросы:
1. Перечислите основания для ограничения граждан в дееспособности.
2. Определите надлежащего заявителя по данному делу. Ответ обоснуйте.
3. Какое решение может принять суд по данному делу? Ответ обоснуйте.
Ответ
1
Согласно ст 18 ФЗРФ суд вправе ограничить дееспособность гражданина, если будет установлено, что вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет расходы, ставящие семью в тяжелое материальное положение. При этом необходимо иметь в виду, что пункт 1 статьи 30 ГК РФ не ставит возможность ограничения дееспособности лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, в зависимость от признания его страдающим хроническим алкоголизмом или наркоманией.
Субъекты семейных правоотношений
Субъектами семейного правоотношения являются лица, обладающие субъективными семейными правами и несущие субъективные семейные обязанности в нем.
Наличие связи между двумя элементами правоотношения (субъектами и их правами и обязанностями) подтверждает существование структуры правоотношения. Это имеет значение для практики, т. к. позволяет провести разграничение между субъектами правоотношения и другими лицами, участвующими в правоотношении.
Субъектами семейных правоотношений могут быть только физические лица. Поскольку иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ), то субъектам семейных правоотношений являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.
Согласно Федеральному закону РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»1 гражданами РФ являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г., и лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом.
Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
В юридической литературе высказывается мнение о более широком круге субъектов семейных правоотношений.
Опека и попечительство
Данная статья пойдет об опеке и попечительстве — самом сложном и спорном правовом институте российского законодательства. Незащищённые слои населения: несовершеннолетние дети, некоторые группы инвалидов, зависимые, а также граждане, страдающие психическими заболеваниями — те лица, которые не могут в полной мере руководить своими действиями, оценивать свои поступки, и как следствие: больше всех страдают от рук злоумышленников. Кроме того, они сами могут причинить себе физический или имущественный вред. Именно для защиты упомянутых лиц, их прав и законных интересов, в особенности: прав и интересов несовершеннолетних детей, для реализации их общегосударственных обязанностей и существует попечительство, как институт права, и различные варианты опеки. Опеку в форме «социального патронажа», устанавливают органы опеки только по просьбе самого совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.
Ключевые слова: опека, попечительство, приемная семья.
Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Формы и функции опеки отличаются от форм и функций попечительства! Форму опеки устанавливают над малолетними детьми до 14 (четырнадцати) лет и над недееспособными гражданами, признанными таковыми в установленном законодательством порядке. Им помогают опекуны, которым вменяются функции взаимодействия подопечного с обществом.
Функцию попечительства устанавливают над несовершеннолетними от 14 до 18 лет, а также над ограниченно — дееспособными гражданами, признанными таковыми в установленном законодательством порядке.
Нельзя навязать функции попечительства, т. е. принудить стать опекуном или попечителем. Это происходит только с абсолютного согласия лица по его письменному заявлению! Также, граждане свободно и самостоятельно отказываются от исполнения своих обязанностей. Это происходит по свободному волеизъявлению опекуна или подопечного (опекаемого)! [5, с. 23]
Попечительством над несовершеннолетними детьми, среди прочего, занимаются органы опеки и попечительства в случае отсутствия у ребёнка родителей или иных уполномоченных законом представителей, в случае лишения родительских прав и в иных предусмотренных законодательством случаях. [3, с. 154]
Опекунами / попечителями могут стать близкие родственники (бабушка, дедушка, родители, супруга и т. д.). Как в случае опеки, так и в случае попечительства они обладают преимущественным правом.
Права и обязанности опекуна в ситуации опеки и попечителя в ситуации попечительства (попечения) строго определены, в том числе, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Освобождение от опеки и попечительства
Опекуны или попечители прекращают выполнять свои опекунские обязательства, если:
- несовершеннолетний возвращается отцу или матери;
- подопечного усыновили (удочерили);
- подопечный был помещен в организацию, которая будет осуществлять за ним надзор;
- между подопечным и попечителем возникли противоречия;
- попечитель не выполняет свои обязанности, и он привлекается к ответственности;
- попечитель нарушил охрану имущества подопечного;
- нарушаются права и интересы подопечного;
- гражданин сам попросил освободить его от опекунских обязанностей.
Для того чтобы освобождение не произошло, нужно соблюдать семейное, гражданское и административное законодательство, которое регулируют положение лиц, оставшихся без попечения родителей.
Согласно российскому законодательству, попечительство заканчивается в следующих случаях:
- если гражданин умер;
- когда лицу исполняется четырнадцать лет, опекун становиться попечителем;
- по достижении лицом совершеннолетнего возраста;
- если несовершеннолетний заключил брак, или был эмансипирован.
Брак – это свободный, равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создание семьи. Право на вступление в брак возникает при наличии следующих юридических фактов:
1) достижение лицом, желающим вступить в брак, возраста 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак в 16-летнем возрасте; законы субъектов РФ допускают дальнейшее снижение возраста для вступления в брак;
2) лицо не должно состоять в другом зарегистрированном браке;
3) лица, желающие вступить в брак, не должны находиться в близком родстве. Запрещается заключение брака между родственниками по прямой восходящей (родители, дети) и прямой нисходящей (дедушки, бабушки и внуки) линиям, а также между полнородными и неполнородными (общие отец или мать) братом и сестрой;
4) запрещен брак между усыновителями и усыновленными;
5) лицо не должно быть признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Государственная регистрация заключения брака имеет правоустанавливающее значение: с этого момента возникают взаимные права и обязанности супругов. Государственная регистрация заключения брака имеет и доказательственное значение: на основании произведенной актовой записи о заключении брака супругам выдается свидетельство о заключении брака и производится соответствующая отметка в их паспортах, удостоверяющая факт состояния данных лиц в законном браке.
Лица, вступившие в брак, могут пройти медицинское обследование и получить бесплатную консультацию по медико-генетическим вопросам. Результаты обследования составляют медицинскую тайну и не могут быть сообщены другим лицам. Эти сведения могут быть сообщены другому лицу, с которым предполагается вступление в брак, только с согласия первого лица. Если вступивший в брак скроет от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, то последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.
Брак является основой возникновения семьи. Это особый социальный институт, значимость которого исходит из необходимости упорядочивания межполовых взаимоотношений людей и взаимного союза и создания определенных гарантий существования стабильного союза, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для рождения детей. Цель брака – не только создание брачных отношений, но и формирование союза, основанного на взаимоуважении и любви. Будущие супруги не могут определить для себя нормы правоотношений, так как их права и обязанности сформулированы в законодательстве императивно.
Принципы признания брака в Российской Федерации. Исходя из культурно-исторических традиций российское законодательство признает только моногамный брак между мужчиной и женщиной. В то же время некоторые страны признают и другие формы брака. Так, подавляющее число государств (80 %) не признают гомосексуальных отношений и сохраняют уголовную ответственность за них (например, в Иране за это предусмотрена смертная казнь). Некоторые государства признают гомосексуальные отношения, но не предоставляют дополнительной защиты для их участников (например, Российская Федерация). Признают законность гомосексуальных отношений и предоставляют их участникам защиту от преступных посягательств и дискриминации страны Европы, Канада.
Другими принципами признания брака в Российской Федерации являются:
• свобода брака, т. е. свободное волеизъявление вступающих в брак лиц;
• равенство сторон, т. е. запрет ограничений расового и религиозного характера на вступление в брак;
• пожизненность отношений супружества;
• заключение брака, имеющее основной целью рождение и воспитание детей;
• совершение брака в установленных законом форме и порядке.
Регистрация брака в органах ЗАГС характерна для большинства стран. В то же время в таких странах, как Египет, Ливия, Иран, Ирак, существует институт церковного заключения брака.
Церковный брак – это брак, заключенный по религиозным обрядам. Он не имеет правовой силы на территории Российской Федерации. Гражданская (светская) форма брака, предполагающая обязательную государственную регистрацию, была введена в России впервые после революции 1917 г. одним из первых декретов – декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18.12.1917 «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния». Церковные браки, совершенные до принятия указанного декрета, сохраняли свою силу и не нуждались в переоформлении в государственных органах. Однако с момента принятия декрета 1917 г. заключение брака было полностью изъято из компетенции церкви.
В настоящее время широкое распространение получил так называемый «концессуальный брак», т. е. фактические брачные отношения, не зарегистрированные в органах ЗАГС. Появился даже новый термин – гражданский брак. Многие страны поддерживают и закрепляют фактические брачные союзы, т. е. союзы, не порождающие правовых последствий, предусмотренных законодателем для супругов.
Условия заключения брака – это обстоятельства (юридические факты), закрепленные СК и необходимые для государственной регистрации заключения брака, признания брака действительным. Условиями заключения брака являются:
1) взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц. Взаимное добровольное согласие будущих супругов на заключение брака выражается письменно в их совместном заявлении о заключении брака либо устно в ходе процедуры регистрации заключения брака в органе ЗАГС и подтверждается их личными подписями;
2) достижение вступающими в брак лицами брачного возраста;
3) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Достижение брачного возраста на момент государственной регистрации заключения брака необходимо потому, что вступление в брак требует определенной степени физической, психической, социальной зрелости, наступления гражданской дееспособности гражданина в полном объеме. Семейный кодекс не устанавливает ограничений предельного возраста вступления в брак, а также разницы в возрасте между будущими супругами. По нормам СК возможность снижения брачного возраста до 16 лет допускается: 1) в исключительных случаях (беременность несовершеннолетней, рождение ее ребенка и т. д.); 2) при наличии причин, которые органы местного самоуправления сочтут уважительными.
Гражданское законодательство устанавливает правовой статус несовершеннолетних супругов. Так, если лицо, которому был снижен брачный возраст, зарегистрирует брак, то оно с момента вступления в брак приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме. Прекращается попечительство такого лица. Приобретенная им дееспособность (до достижения 18 лет) сохраняется и в том случае, если в последующем брак будет расторгнут (за исключением случая признания брака недействительным и принятия судом на основании нормы п. 2 ст. 21 ГК решения об утрате несовершеннолетним приобретенной им полной дееспособности). Право устанавливать порядок и условия, при которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, предоставлено субъектам РФ.
Препятствия к вступлению в брак – это юридические факты, при наличии которых брак не может быть зарегистрирован, а в случае заключения является неправомерным и может быть признан недействительным в судебном порядке. Семейный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень препятствий к заключению брака.
Брак не допускается:
1) между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в зарегистрированном браке. Этот запрет семейного законодательства действует по принципу моногамности брака (единобрачия);
2) между близкими родственниками: по прямой восходящей линии (родители и дети); по прямой нисходящей линии (бабушка, дедушка и внуки); между полнородными и неполнородными братьями и сестрами (единокровными, т. е. имеющими только общего отца; единоутробными, т. е. имеющими только общую мать). Этот запрет имеет биологическое значение (он предотвращает возможность передачи многих наследственных заболеваний и появления неполноценного потомства), а также морально-этическое значение;
3) между усыновителями и усыновленными, так как отношения, возникающие в связи с усыновлением, приравниваются к отношениям, существующим между родственниками по происхождению. Этот запрет действует из соображений морально-этического характера;
4) с лицом, которое признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Действующее семейное законодательство придает правовое значение только браку, зарегистрированному в установленном законом порядке. Порядок регистрации брака регулируется ст. 11 СК, а также гл. 3 Закона об актах гражданского состояния. Государственная регистрация брака осуществляется органами ЗАГС на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак. Если лица, вступающие в брак, проживают за пределами Российской Федерации, но являются ее гражданами, регистрацию брака производят консульские учреждения Российской Федерации.
Основанием для государственной регистрации брака является письменное заявление лиц, вступающих в брак. Волеизъявление о заключении брака может быть выражено как в совместном заявлении, так и в отдельных заявлениях вступающих в брак лиц. При этом подпись на заявлении лица, не явившегося в орган ЗАГС, должна быть нотариально удостоверена.
Брак регистрируется по истечении месяца со дня подачи заявления при личном присутствии лиц, вступающих в брак. При наличии уважительных причин орган ЗАГС может сократить месячный срок либо увеличить его, но не более чем на один месяц. В ч. 3 п. 1. ст. 11 СК предусмотрена возможность государственной регистрации брака в день подачи заявления при наличии особых к тому обстоятельств (беременность невесты, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и др.). Регистрация брака обычно производится в помещении органа ЗАГС в торжественной или обычной обстановке в зависимости от желания вступающих в брак. Если вследствие уважительной причины вступающие в брак (или один из них) не могут прибыть в орган ЗАГС, государственная регистрация может быть произведена по месту их нахождения (например, в больнице, в месте лишения свободы и др.) сотрудником органа ЗАГС, наделенным полномочиями на осуществление регистрации. В книге актов гражданского состояния производится запись о заключении брака, а супругам выдается свидетельство о заключении брака.
Субъекты, соглашающиеся на заключение брака, должны обладать брачной дееспособностью. Как правило, она наступает с 18 лет, однако российским законодательством предусматривается и более ранний возраст вступления в брак. Так, Закон Нижегородской области от 10.09.1996 «О порядке и условиях вступления в брак граждан, не достигших возраста 18 лет» предусматривает наделение брачной дееспособностью в виде исключения лиц, достигших возраста 14 лет, по их просьбе, по просьбе их родителей или заменяющих их лиц (особыми обстоятельствами в данном случае признаются непосредственная утро – за жизни кого-либо из супругов, беременность, рождение ребенка). Разрешение на вступление в брак дается губернатором области по ходатайству главы администрации органа местного самоуправления. Помимо заявления, подается заключение органов здравоохранения, опеки и попечительства.
Установленная законом процедура заключения брака придает брачным отношениям публично-правовую основу, т. е. обеспечивает этим отношениям признание со стороны общества и государства. Заключить брак можно в любом органе ЗАГС на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак. Орган ЗАГС производит актовую запись и выдает свидетельство о браке.
Для подачи заявления в ЗАГС необходимые следующие документы:
1) паспорт;
2) при необходимости – свидетельство о расторжении предыдущего брака либо свидетельство о смерти предыдущего супруга;
3) лицам до 18 лет – разрешение органов местного самоуправления.