Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для отказа в совершении нотариального действия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае обжалования действий (бездействий) нотариуса во внесудебном порядке, жалобу можно подавать в вышестоящий нотариальный орган, контролирующую деятельность нотариусов, осуществляющих частную практику, например: в Московскую городскую нотариальную палату, Московскую областную нотариальную палату.
В системе юридических органов нотариат наиболее тесно выполняет сходные с обязанностями суда задачи на охрану субъективных прав граждан и организаций. При этом главной отличительной чертой нотариальной деятельности является отнесение к его компетенции бесспорных дел и не использование органами нотариата состязательной формы процесса.
Нотариальная деятельность носит удостоверительный характер, также нотариат играет важную профилактическую роль в предупреждении гражданских правонарушений. По мнению ученых, нотариат призван «разгружать» суды, так как исполнение нотариально удостоверенных документов без обращения к судебной процедуре значительно ускоряет, упрощает и удешевляет защиту прав кредиторов.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена особым значением, которое имеет нотариат на современном этапе развития экономических, социальных, политических и правовых основ российского общества. На современный российский нотариат возложены задачи по обеспечению защиты конституционных прав граждан и юридических лиц, гражданского оборота, по предоставлению квалифицированной юридической помощи и осуществлению предварительного правосудия.
Объектом изучения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления нотариальной практики.
Предметом исследования является действующее законодательство, регулирующее вопросы порядка совершения нотариальных действий.
Целью курсовой работы является рассмотрение порядка совершения нотариальных действий по действующему российскому законодательству.
Задачами курсовой работы являются:
1. определить, что понимается под нотариальными действиями
2. выяснить переход на электронный нотариат
3. определить правила совершения нотариальных действий;
4. дать характеристику основных видов нотариальных действий;
5. выяснить правила контроля совершения нотариальных действий;
6. проанализировать отказ и обжалование нотариальных действий.
Нормативно-правовая база курсовой работы включает Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие функции и полномочия нотариусов.
Положения курсовой работы соотнесены с высказываниями, суждениями, оценками известных ученых, проиллюстрированы ссылками на данные источники. Существенный вклад в работу по совершению нотариальных действий внесли Ярков В.В. доктор юридических наук, профессор; Левушкин А.Н. доцент юридических наук, профессор; Тарасенкова А.Н. юрист; Бычков А. юрист.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Кто и каким образом контролирует деятельность нотариусов?
Основополагающим нормативным актом, регламентирующим нотариальную деятельность, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Главой VII Основ предусмотрено две формы контроля за деятельностью нотариусов.
Первая — судебный контроль, который заключается в проверке судом правильности совершения нотариального действия или отказа в его совершении.
Такая проверка проводится по заявлению заинтересованного лица, которое считает нарушенным свое право в результате неправильного совершения нотариального действия или отказа в нем и обжалует это путем подачи в суд соответствующего заявления.
Вторая форма представляет собой контроль за исполнением нотариусами своих профессиональных обязанностей.
Данный вид контроля является внутриведомственным и по большей степени затрагивает внутреннюю кухню нотариальной деятельности (ведение делопроизводства, уплата взносов, отчетность и прочие дисциплинарные моменты). Контролирующий орган определяется в зависимости от того, в какой форме осуществляется нотариальная деятельность — государственная нотариальная контора или частная практика. В первом случае — это осуществляющее контроль в сфере нотариата Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), во втором — нотариальные палаты.
Принимая во внимание, что нас в первую очередь интересует оценка соответствия действующему законодательству совершенных нотариальных действия или законность и обоснованность отказа в их совершении, мы поговорим о первом виде контроля — судебном.
Конечно, помимо указанных специальных видов контроля, характерный для нотариальной деятельности, существуют и другие виды контроля, так называемые общие — применяемые не только к нотариусам. К примеру, контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства осуществляется налоговыми органами, в сфере пенсионного законодательства — надзор осуществляется Пенсионным Фондом Российской Федерации и т.д. С учетом тематики настоящей публикации и принимая во внимание, что деятельность нотариусов в данных сферах напрямую не касается простых граждан, мы не будем затрагивать данные виды контроля.
Что является результатом рассмотрения дела в суде? Можно ли обжаловать решение суда?
По результатам рассмотрения заявления суд принимает решение.
В случае удовлетворения заявления, данное решение отменяет совершенное нотариальное действие или, в случае оспаривания отказа, обязывает нотариуса совершить такое действие.
Принятое решение может быть обжаловано в порядке, установленном ГПК РФ.
Соответственно невступившее в законную силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда может быть в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что до этого дня были исчерпаны все другие установленные ГПК РФ способы обжалования.
Другой комментарий к Ст. 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
1. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
———————————
Российская газета. 1993. 13 марта.
Нотариат — это система государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации, направленных на удостоверение бесспорных гражданских прав и фактов, свидетельствование верности копий документов и выписок из них, придание документам исполнительной силы, выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов обратившихся лиц и организаций.
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В настоящее время в России распространены частные нотариусы.
2. Нотариусы в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате совершают ряд нотариальных действий:
— удостоверяют сделки;
— выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
— налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;
— свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
— свидетельствуют подлинность подписи на документах;
— свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
— удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
— удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте и др.
Этот перечень является открытым, поскольку законом могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.
Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.
В отдельных случаях нотариальные действия совершают уполномоченные должностные лица (командиры кораблей, главные врачи лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), начальники зимовок и проч.).
3. В соответствии с комментируемой главой судами осуществляется контроль при рассмотрении судами заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении (ст. 33 Основ законодательства РФ о нотариате).
В особом производстве могут быть рассмотрены заявления о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении в отношении нотариусов, должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, при условии, если у заинтересованных лиц отсутствует спор о праве гражданском, подведомственный суду. Заявления лиц, оспаривающих права и обязанности, основанные на совершенном нотариальном действии, рассматриваются судом в порядке искового производства.
С заявлением на действия нотариусов и должностных лиц, правомочных совершать нотариальные действия, вправе обратиться в суд лишь заинтересованное лицо. К заинтересованным лицам применительно к этой норме закона могут быть отнесены граждане и юридические лица, в отношении которых совершено нотариальное действие либо получившие отказ в его совершении.
В заявлении, которое рассматривается в порядке особого производства, кроме сведений о заявителе следует указать:
— фамилию, инициалы лица, выполнившего нотариальное действие либо отказавшего в его совершении, наименование органа, где это лицо работает;
— какое нотариальное действие считается неправильно совершенным или в совершении какого нотариального действия отказано;
— обстоятельства, на которых основано заявление;
— доказательства, подтверждающие изложенные в заявлении обстоятельства;
— сведения о других заинтересованных лицах.
Исходя из характера заявления и правоотношений сторон доказательствами, которые предлагается представить заявителю и другим лицам, участвующим в деле, должны быть подлинные нотариально удостоверенные документы:
— договоры, завещания, доверенности и другие письменные доказательства;
— документы, выданные нотариусом (например, свидетельство о праве на наследство, свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов).
В случае отказа в совершении нотариального действия представляются документы, которые, по мнению заявителя, должны быть нотариально удостоверены или засвидетельствованы, а также постановление нотариуса об отказе в совершении нотариального действия.
В таком же порядке, как заявления на действия нотариуса или на отказ в их совершении, рассматриваются заявления о неправильном удостоверении завещаний и доверенностей или об отказе в их удостоверении:
— должностными лицами госпиталя, больницы, санатория, учреждения социального обслуживания, в том числе дома для престарелых и инвалидов, органов социальной защиты населения, экспедиции, воинской части, соединения, учреждения и военно-учебного заведения, места лишения свободы;
— капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом РФ.
4. Заявление подается в суд в 10-дневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершении или об отказе в совершении нотариального действия.
В связи с этим суд при рассмотрении дела должен выяснять все обстоятельства, связанные с течением указанного срока, в том числе:
— дату совершения нотариального действия или отказа в его совершении;
— дату, когда заявителю стало известно о нотариальном действии, которое он оспаривает, либо об отказе в его совершении;
— по каким причинам заявитель обратился в суд с заявлением по истечении 10-дневного срока, если это имело место.
Если суд установит, что срок на обжалование нотариального действия (отказа в его совершении) заявителем был пропущен по уважительной причине, он может восстановить этот срок и рассмотреть заявление по существу.
В ч. 1 статьи 310 ГПК РФ также устанавливается подсудность дел о неправильном удостоверении завещаний и доверенностей или об отказе их удостоверения должностными лицами, указанными в федеральных законах.
Завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом, а также другими лицами в случаях, указанных в законе.
К нотариально удостоверенным завещаниям приравниваются:
завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других лечебных учреждений, а также директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;
завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов;
завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических или других подобных экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций;
завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей;
завещания граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы.
Удостоверить завещание вправе также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации.
Заявления о неправильном удостоверении завещаний или отказе в их удостоверении подаются в суд по месту нахождения соответствующего нотариуса или перечисленных выше должностных лиц.
Заявление о неправильном удостоверении завещания или об отказе в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, подается в суд по месту порта приписки судна.
При наличии спора о праве спор решается в исковом производстве
Положения статьи 310 ГПК РФ, определяя процессуальный порядок, в котором должно быть рассмотрено заявление лица, обратившегося в суд, устанавливают, что в процедуре особого производства могут быть рассмотрены заявления о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении в отношении нотариусов, должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, при условии, если у заинтересованных лиц отсутствует спор о праве.
Вынесение судом определения об оставлении заявления о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении без рассмотрения, в силу того что имеется спор о праве, не препятствует заинтересованным лицам, в том числе лицам, в отношении которых нотариальные действия не совершались, обратиться за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в суд с соответствующим заявлением по правилам искового производства с соблюдением общих правил подсудности дел по спорам о защите субъективного права» (Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. N 224-О).
Судья рассматривает жалобы, которые ему поданы, по собственной инициативе никаких действий он не производит.
В какой суд подается заявление? По месту расположения нотариальной конторы или лица, выполняющего его действия (чиновник муниципалитета, должностные лица больниц, госпиталей, мест лишения свободы и т.д.).
Жалоба на действия капитана корабля рассматривается в суде по месту приписки судна. Первой инстанцией служат районные суды.
Согласно законодательству отказ в совершении нотариальных действий оформляется в письменной форме. В постановлении указываются:
- место совершения;
- сведения о нотариусе или должностном лице;
- сведения об обратившемся лице;
- суть обращения;
- описание причин отказа;
- дата вынесения решения;
- подпись и печать нотариуса или должностного лица.
Заявитель имеет 10 суток на направление жалобы с того дня, как ему стало известно об отказе. Задержка приведет к отказу судьи рассматривать жалобу. Вначале он попросит объяснить задержку, допущенную заявителем.
Судья либо:
- признает действие незаконным и отменит его;
- обяжет совершить указанное в заявлении действие.
Есть еще другой вариант: судья, выявив спор о праве, предлагает рассмотреть спор в исковом порядке. Например, заявитель просит признать недействительным выдачу свидетельства о праве на наследство. Если в нем имеют место ошибки, жалоба обоснована, если же поднимается вопрос о правах других лиц, судья в ней откажет. Почему? Такая постановка вопроса говорит о наличии спора о праве.
Судья может отказать в заявлении и без ссылки на спор о праве.
Что необходимо доказывать в суде при оспаривании нотариального отказа?
Предмет доказывания определяется основанием, по которому вам было отказано в совершении нотариального действия.
Соответственно доказыванию подлежат незаконность и необоснованность оснований, которые нотариус привел в своем постановлении.
К примеру, если в совершении действия было отказано ввиду того, что подлежащая удостоверению сделка не соответствует требованиям закона, в судебном заседании должно быть доказано, что эта сделка наоборот соответствует требованиям закона.
В данном случае обязанность доказывания возложена на заявителя.
Нотариус же в свою очередь обязан доказать, что отказ является законным и обоснованным, а основания для обязания его совершить нотариальное действие по удостоверению сделки отсутствуют.
В отношении других оснований, применяется аналогичный механизм доказывания.
Когда подается жалоба на нотариуса
Необходимость обращения к нотариусу часто возникает по делам о наследстве. Именно нотариус может удостоверить завещание, подтвердить право на наследство и выдать свидетельство, принять меры обеспечения в отношении наследуемого имущества.
Также нотариус необходим для подтверждения верности перевода или удостоверения подписи. Он может подтвердить факт заключения любой сделки, совершать исполнительные действия. Зачастую для подачи документов требуется удостоверить копии – нотариус уполномочен на совершение и таких действий. Ну и, конечно, нотариус удостоверяет доверенности на представление интересов в суде, на подачу документов на регистрацию перехода права собственности и др. доверенности.
В России есть частные, есть государственные нотариусы. Выполняемые ими функции являются идентичными, между ними нет никакой разницы. Если нотариус отсутствует в соответствующем нотариальном округе, его функции выполняют должностные лица органов государственной власти.
Жалоба на нотариуса в суд подается только тогда, когда он обязан по закону совершить определенные нотариальные действия. Невозможно принудить нотариуса удостоверить сделку, противоречащую законодательству Российской Федерации.
Инстанции, в которые можно пожаловаться на правонарушения нотариусов, указаны в гл. VII «Основ законодательства РФ о нотариате». Согласно ст. 33 и 34, они разделены по сфере компетенции на органы, осуществляющие судебный и профессиональный контроль.
Судебный надзор осуществляют суды общей юрисдикции. Как правило, это — районный или городской суд по месту расположения нотариальной конторы или лица, занимающегося частной практикой.
Орган профессионального надзора назначается в зависимости от формы собственности нотариальной конторы:
- государственные регулируются Министерством юстиции РФ и его территориальные подразделения;
- частные — нотариальной палатой.
Кроме этого существуют и другие государственные ведомства, уполномоченные на рассмотрение и пресечение неправомерных деяний нотариуса исключительно в сфере своей компетенции. Это — налоговая служба и правоохранительные органы.
Нотариат – это система специальных уполномоченных органов, осуществляющих на профессиональной основе от имени государства нотариальные действия в случаях и порядке, установленных действующим российским законодательством.
Во многих странах исходят из того, что надежной защитой прав и интересов субъектов гражданских правоотношений является нотариальное удостоверение и свидетельствование документов специальными управомоченными органами и должностными лицами. Традиционно они называются нотариальными органами. Центральное место в них принадлежит нотариусу как самостоятельному субъекту правоотношений.
В РФ предусмотрен специальный институт нотариата, правовой базой которого являются Основы законодательства РФ о нотариате 1993 г. Согласно Основам, нотариат призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ. Предусмотрено, что нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Данное положение свидетельствует о том, что после долгого перерыва (с 1917) законодательно закрепляются основы частного (негосударственного) нотариата.
Реестр нотариальных контор ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, в порядке, установленном Министерством юстиции РФ. Эти функции в настоящее время выполняет Федеральная регистрационная служба, являющаяся органом юстиции.
В случае отсутствия в поселении нотариуса право совершать нотариальные действия имеют глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения.
Нотариальные действия от имени РФ на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.
Основы рассматривают нотариат как два понятия: система органов и специальные действия. Это дает основания для различного толкования термина нотариата. Традиционная точка зрения исходит из того, что нотариат считается системой специальных органов. Наибольшее внимание организации нотариата уделяет учебная дисциплина «Гражданское процессуальное право», рассматривающая нотариат в рамках несудебной формы защиты гражданских прав.
Другая точка зрения исходит из того, что нотариат представляет собой прежде всего систему специальных нотариальных действий. Кому государство предоставляет осуществление этих действий – это уже вторично. Данное определение оправдано тем, что научная литература рассматривает нотариальную деятельность как категорию. Основы о нотариате не включают в себя понятие нотариата, но в них часто идет речь о нотариальной деятельности, которую могут осуществлять как нотариусы, так и иные должностные лица.
Федеральная регистрационная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в различных сферах, в том числе в сфере нотариата.
ФРС осуществляет следующие полномочия в сфере нотариата:
• ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
• образует совместно с ФНП апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;
• открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Федерации;
• наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ;
• организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности. Сама выдача осуществляется территориальными органами ФРС;
• удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств:
• осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
• определяет совместно с ФНП количество должностей нотариусов в нотариальном округе, порядок изменения территории деятельности нотариуса, порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» Федеральной регистрационной службой созданы соответствующие территориальные управления в субъектах РФ. К полномочиям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю в сфере нотариата, относятся:
• выдача лицензии на право нотариальной деятельности;
• создание квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию, с указанием ее численного состава и количества кандидатур членов комиссии, представляемых нотариальной палатой. Утверждение ее персонального состава;
• открытие и упразднение государственных нотариальных контор;
• контроль за исполнением нотариального делопроизводства;
• назначение на должность стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе;
• наделение нотариуса полномочиями на основании рекомендации нотариальной палаты;
• контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе;
• регистрация региональных нотариальных палат.
Некоторые управленческие функции органы юстиции реализуют совместно с соответствующей нотариальной палатой – профессиональным объединением нотариусов. К таким полномочиям относятся:
• принятие квалификационного экзамена у соискателей лицензии на право нотариальной деятельности. Квалификационная комиссия создается с участием представителей нотариальной палаты;
• контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой;
• учреждение и ликвидация должности нотариуса;
• проведение конкурса при решении вопроса о наделении нотариуса полномочиями;
• принятие решения о передаче документов, хранящихся у нотариусов, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;
• изменение территории деятельности нотариуса;
• наделение полномочиями нотариуса лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса.
Механизм согласования совместных решений (нотариальной палаты и органа юстиции) долгое время был не урегулирован федеральными правовыми актами. В настоящее время общая концепция правового регулирования исходит из того, что компетенция органа государственной власти не может быть парализована действиями негосударственной организации. Ведомственные акты, принятые в развитие Основ о нотариате, устанавливают сроки рассмотрения представлений органов юстиции в нотариальную палату. В случае отказа в согласовании или отсутствия ответа орган юстиции принимает решение самостоятельно.
Статья 3. Лицензия на право нотариальной деятельности
Нотариальной деятельностью в соответствии с настоящими Основами вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности. Данное требование не распространяется на должностных лиц, указанных в частях четвертой и пятой статьи 1 настоящих Основ. Лицензия на право нотариальной деятельности (далее — лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции. Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.
Статья 5. Гарантии нотариальной деятельности
Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных статьей 16 настоящих Основ. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.
Статья 13. Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса)
Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города. Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Территория деятельности нотариуса может быть изменена совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 40 настоящих Основ. Совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия. Нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса.