Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность иностранной организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, признаются плательщиками налога на имущество организаций (п. 1 ст. 373 НК РФ).
Деятельность иностранной организации может привести к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусматривается международными договорами РФ.
Объект налогообложений. Объектом обложения для иностранных организаций, имеющих постоянные представительства в РФ, является движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам.
В связи с этим некоторые иностранные организации, которые не являются собственниками недвижимого имущества, находящеюся на территории РФ, но осуществляющие в РФ деятельность, не приводящую к образованию постоянного представительства, не признаются плательщиками налога на имущество, в частности:
-
иностранные организации, деятельность которых в РФ образует строительную площадку, но согласно положениям международных соглашений в течение определенного периода времени не признается постоянным представительством;
-
иностранные организации, деятельность которых в РФ носит подготовительный и вспомогательный характер.
Другими словами, движимое имущество указанных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, не подлежит обложению налогом на имущество организаций.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через представительства, ведут учет объектов обложения налогом на имущество в порядке, определенном нормативными актами по бухгалтерскому учету РФ (п. 2 ст. 374 НК РФ).
Отметим, что учет основных средств регламентирован Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утвержден приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 12.12. 2005г. №147 н).
Иностранные организации, деятельность которых приводит к образованию постоянного представительства, налоговую бaзy, суммы авансовых платежей и суммы налога исчисляют в таком же порядке, как и российские организации.
Определение налоговой базы. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 375 НК РФ).
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации,
В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. При этом суммы начисленной амортизации по законодательству страны постоянного местопребывания, принимаемые в уменьшение стоимости имущества, для целей налогообложении не могут превышать за год следующих размеров:
-
здания и сооружения – 5%;
-
авто, конторская мебель и оборудование, компьютеры, и т.п.-25%;
-
другое имущество – 15%.
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число предыдущего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п.4ст.376НКРФ).
Налоговая база определяется отдельно в отношении:
-
имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах каждого постоянного представительства иностранной организации;
-
каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства;
-
имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с главой 30 НК РФ.
Налоговый и отчетный периоды по налогу на имущество. Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год, по итогам которого окончательно определяется сумма налога.
Отчетными периодами признаются первый квартал, первое полугодие и девять месяцев календарного года, по итогам которых определяется сумма авансовых платежей.
Налоговая ставка. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).
Расчет суммы авансового платежа.
В налоговые органы по месту нахождения имущества плательщики представляют расчеты сумм налога и среднегодовой стоимости имущества до 30-го числа месяца. Следующего за отчетным кварталом. Сумма авансового платежа по налогу на имущество организации исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.
Пример 50. По состоянию на 1 января 2008 г. в представительстве иностранной организации в составе основных средств организации числится ксерокс.
Первоначальная стоимость ксерокса составляет 22 500 руб., срок полезного использования — 3 года, амортизация начисляется линейным методом и составляет ежемесячно 625 руб. Остаточная стоимость ксерокса по состоянию на 1 января 2008 г. — 20 000 руб. Ставка налога, установленная законом субъекта Российской Федерации, — 2,2%.
Исчислим сумму авансового платежа по налогу на имущество за I квартал 2008 г.
Произведем расчет остаточной стоимости ксерокса на 1-е число каждого месяца I квартала 2008 г.:
-
на 1 января 2008 г. — 22 500 руб.;
-
на 1 февраля 2084 г. — 21 875 руб. (22 500 руб. — 625 руб.);
-
на 1 марта 2008 г. — 21 250 руб. (21 875 руб. — 625 руб.).
Среднегодовая стоимость ксерокса за I квартал 2008 г. будет равна 21 562,50 руб. ((22 500 руб. + 21 875 руб. +21250 руб. + 20 625 pyб.) : (3 + 1)).
Следовательно, сумма авансового платежа по налогу на имущество, за I квартал 2008 г. составит 118,59 руб. (21 562,50 руб. х 2,2% : 4).
Порядок уплаты налога.
Покупая у нерезидентов, внимательно считайте НДС!
Если есть предложение, будет и спрос. Имущество, продаваемое иностранными представительствами, покупают российские предприниматели и компании. Являются ли они при этом налоговыми агентами, обязаны ли исчислять и уплачивать НДС? А как быть с налогом на прибыль при перечислении денег (выплате доходов) нерезиденту?
Сначала разберемся с НДС. Обязанность российского покупателя платить налог при приобретении недвижимости у нерезидента возникает в случае, если местом реализации является Россия (НК РФ ст. 147). Итак, имущество находится в РФ. Должна ли бухгалтерия компании-покупателя сразу считать и платить НДС? Нет, не должна. Вопрос об уплате налога решается с учетом того, стоит ли продавец на налоговом учете в России.
Если представительство, продающее имущество, имеет ИНН, определение налоговой базы по НДС, исчисление, уплата налога – его заботы. Если продавец на налоговом учете в РФ не стоит, соответствующие функции придется выполнять покупателю, который выступает налоговым агентом. Позиция ФНС, Минфина на этот счет совпадает. И судебная практика показывает, что за тех, кто стоит на налоговом учете в РФ, покупатели имущества НДС платить не обязаны (Определение КС РФ №2518-О от 24.11.2016).
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства
В п. 2 ст. 373 НК РФ указано, что деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Наличие постоянного представительства иностранной организации в России определяется исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.
В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры РФ связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ, подлежат постановке на учет в налоговом органе РФ по месту осуществления деятельности в следующих случаях:
- в случае осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство в РФ;
- в случае осуществления деятельности подготовительно-вспомогательного характера;
- в случае осуществления некоммерческой деятельности, то есть деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства иностранной организации для целей налогообложения в РФ.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельности в РФ через постоянные представительства Объект налогообложения
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признается находящееся на территории России недвижимое имущество, принадлежащее иностранным организациям на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества таких иностранных организаций признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, направляются в налоговый орган по месту нахождения данных объектов уполномоченными органами и специализированными организациями, осуществляющими учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) этих объектов.
Как иностранным представительствам платить налог на прибыль?
В «прибыльных» нормах оперируют понятием постоянного представительства иностранной организации (п.2 ст.306 НК РФ). Под таким представительством понимают филиал, представительство или любое другое обособленное подразделение иностранной компании, через которое она ведет свою деятельность на территории России. Такая предпринимательская деятельность, чаще всего, связана с выполнением работ по строительству, монтажу, сборке-наладке оборудования, с продажей товаров, работ, услуг.
В этом случае постоянное представительство иностранной компании будет самостоятельно рассчитывать налог на прибыль и уплачивать ее в бюджет. А российская компания, которая выплачивает иностранному представительству доходы, не будет являться налоговым агентом (Письмо ФНС РФ от 15.04.2021 г. №СД-4-3/5178@).
Иностранные компании, которые осуществляют свою деятельность через постоянное представительство, также уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль и отчитываются за отчетные и налоговые периоды перед налоговой инспекцией (ст.307 НК РФ).
Если же иностранное представительство в каком-либо из отчетных или налоговых периодов не осуществляло никаких хозяйственных операций, то в налоговую инспекцию должна быть сдана нулевая отчетность.
Как иностранным представительствам платить «зарплатные» налоги?
В части «зарплатных» налогов у представительства нет никаких особенностей представления расчетов и уплаты. Также, как и российские компании, иностранные представительства должны перечислять НДФЛ при выплате заработной платы и иного вознаграждения своим работникам (п.1 ст.226 НК РФ).
Начисленная заработная плата является объектом обложения страховыми взносами и представительства должны в те же сроки, что и российские компании, отчитаться и оплатить взносы (ст.419, 420 НК РФ).
Например, турецкая головная компания направляет в свое представительство в России турецких граждан для работы. В этой ситуации представительство турецкой компании в России должно уплачивать страховые взносы с сумм выплат и иных вознаграждений, занятым в представительстве гражданам Турции (Письмо Минфина РФ от 29.12.2018 г. №03-15-06/96582).
Не избавлены представительства и от сдачи отчетности в ПФР, в т.ч. и от форм СЗВ–М, СЗВ–ТД.
Статья 13. Доходы от отчуждения имущества
4. Доходы от отчуждения любого имущества иного, чем то, о котором говорится в пунктах 1, 2 и 3 (недвижимое, составляющее часть постоянного представительства), подлежат налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.
3.5. Налогообложение при действии договора доверительного управления
Имущество, переданное в доверительное управление, а также приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.
Если иностранный инвестор планирует получать доход от использования имущества, то ему гораздо выгоднее не создавать в России дочернюю структуру и приобретать на нее это имущество, а заключить договор доверительного управления с российской компанией, для которой такая деятельность является основной (обычной) деятельностью (НК РФ, ст. 306, п. 9, последний абзац). Такая деятельность не будет приводить в России к образованию постоянного представительства, доход, получаемый в ходе ее не будет подлежать налогообложению у источника выплаты (НК РФ, ст. 309, п. 2; ст. 306, п.9.), имущество (за исключением недвижимости) не будет подлежать налогообложению (так как не образуется постоянное представительство иностранной организации). Налоговые последствия отсутствуют и при применении соответствующих положений некоторых налоговых соглашений.
4. Налоговый период. Отчетный период
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
5. Налоговая ставка
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В 2004 году полезно учесть то, что в отдельных регионах власти не успели принять и опубликовать законы о введении налога до 1 декабря 2003 года. Ведь по Налоговому кодексу законодательные акты, вводящие новые налоги, могут вступить в силу лишь с начала нового налогового периода и спустя месяц после его официального опубликования. Поэтому автоматически освобожденными от уплаты налога на имущество в 2004 году оказались налогоплательщики Дагестана, Калмыкии, Чукотского и Эвенкийского автономных округов, Томской и (особенно важно!) Московской областей, где власти опоздали с публикацией. В Дагестане, Калмыкии и Эвенкийском автономном округе региональные законы вообще не были приняты до 1 декабря 2003 года. В ряде регионов, в том числе в республике Карелия, Красноярском и Хабаровском краях, Архангельской, Астраханской, Калужской, Пермской, Рязанской, Свердловской областях были введены дифференцированные ставки от 0,1 до 2,2 процентов. В Ивановской области осталась прежняя ставка – 2%.
6. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи НК, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, постоянного представительства организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пункте 2 статьи 375 НК, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Поэтому есть смысл до начала осуществления инвестиционного проекта исследовать, установлены ли льготные правила, а если их пока нет, исследовать возможность добиться введения льгот. Особенно, если это касается недвижимого имущества.
7. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 Налогового кодекса.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах. Поэтому, если иностранная организация ведет деятельность в разных местах, и такая деятельность приводит в каких-то из них к образованию постоянного представительства, в этих местах и необходимо платить налог. Но если речь идет о движимом имуществе, выгоднее не иметь его на собственном балансе, а получить в аренду, лизинг или по договору совместной деятельности от той иностранной организации, деятельность которой не приводит к образованию постоянного представительства, и которая по этой причине не является плательщиком налога.
В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, указанных в пункте 2 статьи 375 Налогового кодекса, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.
8. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 Налогового кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
9. Налоговая декларация
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Как вести бухгалтерский учет представительства (филиала) иностранной компании?
Представительство или филиал иностранной организации нельзя рассматривать как российское юридическое лицо, т.к. оно является составной частью иностранного юридического лица, образованного в соответствии с нормами законодательства иностранного государства.
Заметим, что на данный момент ни одним нормативным документом по бухгалтерскому учету не предусмотрена обязанность составления представительством иностранной организации бухгалтерской отчетности.
Если иностранное представительство или филиал будет вести учет доходов и расходов (и иных объектов налогообложения) в соответствии с налоговым законодательством, то оно может отказаться от ведения бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерского баланса в ИФНС. Однако ничего не мешает иностранной компании вести учет в стандартной 1С с целью отражения операций и контроля за деятельность.
При ведении учета необходимо учитывать, что для обобщения информации обо всех видах расчетов с головной компанией можно использовать счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Филиал или представительство может отражать убыток, получаемый в результате деятельности в РФ, а может все осуществленные расходы передать головному офису для формирования у него финансового результата. В любом случае отчетность головного офиса должна включать в себя все показатели деятельности представительства иностранной компании в РФ.
Бухгалтерский учет можно и нужно выстраивать таким образом, чтобы иметь возможность предоставления отчетов в головной офис. Зачастую формы этих отчетов имеют особенности стандартов учета страны нахождения головного офиса.
С помощью программистов можно доработать программу или написать обработку, которая позволит формировать эти отчеты автоматическим образом.
При ведении учета филиалов и представительств мы обязательно прорабатываем этот вопрос и ведем учет таким образом, чтобы предоставлять максимальную информацию по операциям головной компании.
Как видно, при наличии статуса постоянного представительства, деятельность иностранного подразделения подлежит налогообложению по российским нормам в полном объеме. За некоторыми исключениями, к примеру — отсутствие обязанности уплачивать ввозной НДС при получении товаров от головной организации.
Но что же еще выигрывает компания от открытия филиала? Филиал – это нерезидент с точки зрения валютного законодательства. Он может осуществлять расчёты и получать выручку на территории России как в валюте, так и в рублях. Также возможны облегченные переводы между головной организацией и филиалом без валютного контроля.
Открытие представительства – это ответственный шаг, который ведет к расширению бизнеса. Чтобы всё прошло без проблем, Вам следует знать, какие сюрпризы могут Вас поджидать в новой стране.
В соответствии со ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства.
Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации в РФ определяется исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах, а в случае, если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то наличие или отсутствие постоянного представительства определяется в соответствии с положениями соответствующего международного договора, о приоритете которых по отношению к положениям НК РФ говорится в ст. 7 НК РФ.
Что касается положений НК РФ, то в п. 2 ст. 306 НК РФ указано, что под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представительство, отделение и т.п., через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ.
Однако критерий регулярности главой 25 НК РФ не определен.
По мнению работников налоговых органов, соответствие критерию «регулярная деятельность» определяется на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации в каждом конкретном случае (п. 2.2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (далее – Методические рекомендации), утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150).
В Методических рекомендациях также разъясняется, что понятие «постоянное представительство», в целях налогообложения, имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в РФ (п. 2.1 Методических рекомендаций). Признаками постоянного представительства, по мнению налоговиков, являются: наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в РФ; осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ; осуществление такой деятельности на регулярной основе (п. 2.2.1 Методических рекомендаций).
Аналогичные выводы сделаны и в письме Минфина России от 19.08.2005 N 03-08-05.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации доходы, получаемые представительством (филиалом) иностранной компанией носят регулярный и систематический характер, то деятельность иностранной компании можно рассматриваться как деятельность, образующую постоянное представительство.
При этом, как отмечается в письме УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037671, решение о том, приводит ли деятельность иностранной организации на территории РФ к образованию постоянного представительства на территории РФ, должен принимать налоговый орган РФ, в котором эта организация состоит на учете.
В случае, если деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в РФ, она, на основании ст.ст. 246 и 307 НК РФ, является самостоятельным плательщиком налога на прибыль в РФ.
Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога.
При этом, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2008 N 03-08-05, иностранные организации, деятельность которых на территории РФ не осуществляется через постоянное представительство, не освобождаются от обязанности постановки на учет в налоговых органах РФ, а также представления налоговой отчетности (в том числе налоговой декларации по налогу на прибыль) в налоговые органы РФ.
Аналогичное требование содержится и в Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утвержденной приказом МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118, в которой говорится, что налоговая декларация заполняется всеми иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ, состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 307 НК РФ налоговая декларация представляется иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные ст. 289 НК РФ.
В п. 1 ст. 289 НК РФ сказано, что налогоплательщики обязаны по окончании каждого отчетного и налогового периодов представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации.
Пункты 1 и 2 ст. 285 НК РФ указывают, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами – I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1.
Кроме того, в п. 8 ст. 307 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство, представляют по итогам налогового (отчетного) периода также годовой отчет о деятельности в РФ. Форма годового отчета утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 N БГ-3-23/19.
Пункт 1 ст. 373 НК РФ определяет, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, признаются плательщиками налога на имущество.
В свою очередь, п. 2 ст. 374 НК РФ предусматривает, что объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
В целях исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 НК РФ).
В то же время земельные участки не признаются объектами налогообложения (п. 4 ст. 374 НК РФ).
Порядок представления отчетности по налогу на имущество аналогичен порядку, установленному для российских организаций.
На основании п. 2 и п. 3 ст. 386 НК РФ налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу предоставляются в налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также порядок их заполнения утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.
Декларации по другим налогам представляются представительством в случае признания его налогоплательщиком по соответствующему налогу.
Бухгалтерская отчетность представительства иностранной организации
Согласно законодательству, иностранные представительства, действующие на территории РФ, имеют право не вести бухгалтерский учет по правилам, установленным Законом N 402-ФЗ, если они ведут учет доходов и расходов и иных объектов налогообложения в порядке, определенном налоговым законодательством РФ.
На начало финансового года необходимо утвердить учетную политику, определяющую способы ведения бухгалтерского учета. Представительства иностранных компаний могут осуществлять учет как по российским правилам, так и по правилам своей страны, если они не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.
Если в учетной политике закреплено, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с российскими законами и стандартами, у представительства возникает обязанность вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ и, как следствие, подавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган. В других случаях бухгалтерская (финансовая) отчетность в налоговый орган не подается.
Регистрировать дочернюю организацию предстоит поэтапно. Все этапы представлены в табличке.
Этап | Описание |
Подача заявления | Заявление об аккредитации подразделения с иностранным учредителем составляется по форме №15АФП. В заявке обязательно указывается место проживания в стране учредителя ООО, а также размер уставного капитала, складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда. Информация о месте проживания на российской территории не пишется. Перед подачей заявление нужно утвердить в торгово-промышленной палате. Утверждается страничка, на которой указывается количество иностранных лиц, работающих на российской территории. Наименование юрлица на русском языке должно быть как полным, так и сокращенным. |
Заверение документации | В соответствии с конвенцией «О правовой помощи и правовых отношениях», граждане стран СНГ могут не апостилировать документы и не легализовать их в дипломатическом учреждении. |
Подача документации | Документация предоставляется в ИНФС 3 способами: при личном посещении офиса, по почте и при помощи доверенного лица. В последнем случае будет нужно оформить доверенность и заверить ее у нотариуса. Если иностранное лицо не может приехать в Россию, документы заверяются в российском консульстве на территории его страны. Перед высылкой документов по почте необходимо сделать опись вложения. Затем отправляется письмо-уведомление. |
Налогообложение доходов иностранных организаций без постоянного представительства.
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций, наряду с российскими организациями, признаются также иностранные компании, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от российских источников.
Налогообложение иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, имеет некоторые особенности, о которых мы расскажем в этой статье.
Особенности налогообложения доходов указанных иностранных организаций установлены статьей 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Все доходы, получаемые такой иностранной компанией, можно разделить на две категории – доходы, подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов (налогового агента), и доходы, не подлежащие налогообложению.
Рассмотрим доходы, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 309 НК РФ облагаются налогом на прибыль. Причем, как уже было отмечено, исчисление, удержание и уплату налога за налогоплательщика – иностранную организацию производит налоговый агент – российская организация или иностранная компания, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.
Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций (подпункт 1 пункта 1 статьи 309 НК РФ).
Дивидендом, согласно пункту 1 статьи 43 НК РФ, признается любой доход, полученный от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим получателю акциям (долям) в уставном капитале этой организации.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, применяется ставка 15 процентов, установленная подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ.
Обратите внимание!
В Письме Минфина Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 03-08-05 рассмотрен вопрос касательно налогообложения дивидендов, выплачиваемых российской организацией через иностранный банк-депозитарий, который распределяет полученные дивиденды между владельцами глобальных депозитарных расписок пропорционально количеству ценных бумаг, принадлежащих им.
Согласно разъяснениям чиновников депозитарные расписки удостоверяют право собственности владельца на определенное количество ценных бумаг российской организации-эмитента, депонированных на счетах иностранного депозитария.
При распределении дивидендов российским эмитентом доход, получаемых по депонированным акциям держателями депозитарных расписок, для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения квалифицируется как дивиденды, а держатели депозитарных расписок в свою очередь являются фактическими получателями такого дохода.
Таким образом, российская организация – эмитент акций, осуществляющая выплату дивидендов иностранным организациям – держателям депозитарных расписок, для удержания налога с дивидендов по пониженным ставкам, установленным нормами конкретного двустороннего договора об избежании двойного налогообложения, должна согласно нормам статьей 310 и 312 НК РФ располагать документами, подтверждающими постоянное местонахождение иностранной организации – фактического получателя дохода.
Следует обратить внимание на то, что при выплате дивидендов от обязанностей налогового агента по налогу на прибыль организация не освобождается даже в том случае, если сама не является его плательщиком в случае применения специальных налоговых режимов. На это указывают положения соответствующих глав НК РФ, регулирующих порядок налогообложения при применении специальных налоговых режимов.
В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. То есть применение упрощенной системы российской организацией не влияет на установленный законодательством Российской Федерации порядок исполнения ею обязанностей налогового агента при выплате иностранной организации доходов в виде дивидендов. Такие разъяснения приведены в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 11 сентября 2007 года № 18–11/3/0860080@.
Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 43 НК РФ) (подпункт 2 пункта 1 статьи 309 НК РФ).
Напомним, что перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 НК РФ. На основании подпункта 4 пункта 1 этой статьи не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде имущества (имущественных прав), которые получены в пределах вклада (взноса) участников хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками. Положения подпункта 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются, в том числе, к правоотношениям с участием иностранных организаций, о чем сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 3 августа 2010 года № 03-03-06/1/519. Также в письме, со ссылками на статьи 247 и 309 НК РФ, сделан вывод, что доход в виде действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, получаемый иностранной организацией при выходе из общества, подлежит налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации в части, превышающей взнос этого иностранного участника в капитал общества.
При этом налог с рассматриваемых доходов исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 НК РФ, то есть по ставке 20 процентов. Обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов иностранной организации возлагается на налогового агента – организацию, выплачивающую доходы.
Специалисты Минфина напомнили в письме, что в случае наличия действующего Соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранным государством, резидентом которого является иностранный участник, доход при выходе из российского общества с ограниченной ответственностью, налогообложение такого дохода осуществляется в соответствии с положениями Соглашения.
Процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации (подпункт 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ), в том числе:
– доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;
– доходы по иным долговым обязательствам, не указанным в предыдущем подпункте.
Процентами, согласно пункту 3 статьи 43 НК РФ, признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида независимо от способа его оформления. При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 328 НК РФ, на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов должна вести расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и (или) иным образом оформленным долговым обязательствам.