Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 60 ГК РФ. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Особенности реорганизации устанавливаются для следующих видов организаций: кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) и определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
Солидарная ответственность «новой» компании
Общее правило устанавливает, что выделенное юридическое лицо не отвечает по обязательствам (в том числе налоговым) компании-предшественника. Однако при выполнении определённых условий между новой и старой организациями возникает солидарная ответственность.Солидарная ответственность — это обязанность нескольких должников удовлетворить требование кредитора. При этом кредитор вправе требовать полного удовлетворения как от всех должников, так и от кого-то одного.
В части налоговых обязательств это: отсутствие возможности заплатить налоги и направленность реорганизации на уклонение от их уплаты. В части гражданско-правовой ответственности: передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства распределены несправедливо.
Важно, что для привлечения лица в качестве солидарного должника необходимо обратиться в суд, а значит налоговый орган или иной кредитор должен доказать наличие обозначенных условий.
Некоторые виды юридических лиц, у которых имеются особенности реорганизации
Также имеются особенности при реорганизации некоммерческих юридических лиц, которые устанавливаются ст.16 и 17 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Эти особенности связаны с порядком принятия решения о реорганизации НКО и организационно-правовыми формами при преобразовании НКО. Например, частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, а Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд и т.д. При реорганизации НКО следует учитывать, что решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается Министерством юстиции РФ.
Схема процедуры, важные особенности и трудности, с которыми обычно сталкиваются
В Республике Беларусь порядок реорганизации путем присоединения регулируется рядом нормативно-правовых актов: Гражданский кодекс; Положение №1, утвержденное Декретом руководителя страны под номером 1; Закон 2020-XII, принятый в 1992 году; постановление Минюста №8 2009 года; 78-я Инструкция Минфина 2021 года; Инструкция №180, утвержденная той же государственной структурой.
Регистрация юрлица выполняется по месту нахождения. Организации с иностранными инвестициями регистрируются только Минским и областными горисполкомами, коммерческие и некоммерческие структуры на территории Китайско-Белорусского индустриального парка – его администрацией, компании в СЭЗ – администрациями свободных экономических зон, остальные – областными и городскими исполкомами. Обратите внимание, что областные исполнительные комитеты могут передавать часть своих полномочий по реорганизации юридического лица в форме присоединения в порядке подчинения.
Реорганизация в виде преобразования: обзорная характеристика
Под этим правовым термином понимается такая форма проводимой реорганизации, при которой юрлицо одного типа перевоплощается в юрлицо иной разновидности с передачей всех доступных прав, обязанностей и недвижимости, за исключением того, что не может принадлежать по закону (например, имущество, которое рассматривается как собственность государства). Процесс реорганизации в форме преобразования считается законченным после прохождения госрегистрации.
Важно отметить, что данная операция может выполняться одновременно с любой другой разновидностью реорганизации. В ходе выполнения может возникнуть немало сложностей, так как процедура относится к категории трудозатратных, поэтому стоит внимательно отнестись к каждой мелочи. Оптимальное решение – делегирование грамотным юристам. Рассмотрите в качестве кандидата на эту роль нашу компанию. Располагаем всем необходимым для успешного завершения подобного проекта – квалификацией, опытом и собственными наработками, существенно ускоряющими преобразование и реорганизацию организации. Подобные задачи для нас хорошо знакомы, а значит – мы сделаем все на высоком уровне за максимально короткий отрезок времени.
Увольнение работников при реорганизации
Сама по себе реорганизация не может быть основанием для увольнения сотрудников. Поэтому обычный алгоритм действий работодателя такой:
- «Старый» работодатель уведомляет сотрудников об изменениях, чтобы желающие могли отказаться от работы в реорганизованной компании.
- Правопреемник утверждает штатное расписание и издает приказ о признании коллектива сотрудниками новой организации.
- С работниками заключают допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда или сведений о работодателе.
- В трудовые книжки вносят соответствующие записи.
Этот алгоритм позволяет оформить работников без увольнения.
Когда за обязательство отвечает реорганизуемое в порядке выделения юрлицо, а не его правопреемник?
20 февраля Верховный Суд РФ вынес Определение № 304-ЭС19-19176 по спору о взыскании поставщиком задолженности с двух юрлиц – покупателя, подвергшегося реорганизации в форме выделения, и его правопреемника.
В 2016 г. ООО «Эдем» поставило ООО «Ритейл Центр» товар на общую сумму 77млн руб. В июне 2022 г. в результате реорганизации общества «Ритейл Центр» в форме выделения было создано ООО «РЦ Аренда», которому на основании передаточного акта перешли права и обязанности реорганизуемой организации. Из-за частичной оплаты стоимости товара покупателем поставщик направил последнему претензию об уплате задолженности в размере 2,7 млн руб. и договорной неустойки на сумму в 40 тыс. руб. Поскольку получатель претензии не исполнил ее требование к назначенному сроку, общество обратилось в суд иском о взыскании задолженности и к «Ритейл .
Суды трех инстанции удовлетворили иск, установив факт поставки товара обществу «Ритейл Центр» и частичную его оплату последним. Проанализировав передаточный акт и признав факт нарушения принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества, суды сочли возможным привлечь обе компании к солидарной ответственности.
Со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права общество «РЦ Аренда» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам которого, изучив материалы дела № А45-38056/2018, сочла ее обоснованной.
Как пояснила высшая судебная инстанция, если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юрлица или же при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юрлиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованная организация и ее правопреемники несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ).
Распределение обязательств между созданными фирмами при осуществлении реорганизации различными способами
1. Согласно ГК РФ реорганизация компании путем разделения предусматривает прекращение ее деятельности и образование самостоятельных фирм. Вся задолженность переходит к новым организациям, разделение оформляется разделительным балансом. Данный документ утверждается на собрании учредителей, в нем должны быть отражены положения о правопреемстве.
2. Смена организационно-правовой формы путем присоединения – это вхождение отдельных юридических лиц в состав действующей компании. Данные юридические лица полностью прекращают свое существование, а их обязательства переходят к организации, в которую они «влились». Разделение обязанностей осуществляется на основе передаточного акта.
3. Выделение – это создание независимых фирм, при котором реорганизуемая компания продолжает функционировать. Меняется только состав принадлежащих ей активов. В ГК РФ указано, что при выделении часть обязательств действующей компании переходит к образовавшимся юридическим лицам.
4. Под слиянием подразумевается объединение нескольких компаний в единое юридическое лицо. Надо отметить, что при слиянии организаций прекращается их самостоятельное существование, а реорганизация считается выполненной после того, как будет закончена регистрация новой компании. Обязательства каждой отдельной фирмы передаются созданному юридическому лицу.
5. Реорганизация в форме преобразования – это прекращение функционирования компании и создание на ее основе новых юридических лиц. Все долги и права кредиторов, принадлежащие реорганизованному обществу, в полном объеме передаются его правопреемникам.
Законодательство РФ гарантирует защиту прав кредиторов фирмы, которая будет реорганизовываться, вся задолженность перед контрагентами передается правопреемникам. После принятия решения о смене организационно-правовой формы общества его учредители обязаны опубликовать в СМИ объявление о предстоящей процедуре, все кредиторы должны быть уведомлены в письменной форме.
Кредиторы, требования которых возникли до момента публикации первого сообщения о предстоящей процедуре, имеют право настаивать на погашении существующих задолженностей. В таком случае выполнение обязательств должно быть непременно осуществлено. Если владельцы предприятия не могут досрочно покрыть долги – кредиторы вправе требовать возмещения понесенных убытков в судебном порядке.
Процедура и порядок реорганизации
Реорганизация юридического лица имеет ряд стадий, «ступеней», последовательных действий.
Это связано с тем, что процесс продолжителен по времени; нужно соблюсти установленную государством процедуру; само решение и момент реорганизации связан с реализацией прав и обязанностей, как самого предприятия, так и иных субъектов.
Условия, предписанные законодательно лицу, которое пребывает на стадии реорганизации, обязательно должны быть выполнены:
Действие № 1:
Принятие решения о реорганизации учредителем(лями) или участниками. Оговариваются и документируются важные моменты такого процесса: сроки инвентаризации, аудит, способы оценки активов и пассивов.
Действие № 2:
Письменное извещение органа, который проводит государственную регистрацию, о своем решении. После внесения соответствующих сведений о начале данной процедуры существует необходимость дать два объявления с периодичностью в месяц в специализированные СМИ о начале процесса реорганизации, а также уведомление каждого кредитора в письменной форме. Предъявленные требования кредитором, рамки которых обозначены законодательно, должны быть удовлетворены до момента окончания реорганизации. Кроме того, извещается налоговый орган по месту регистрации.
Действие № 3
Проведение инвентаризации на предприятиях, которые реорганизуются.
Действие № 4
Формируется передаточный акт. Проводится оценка активов, определяется объем прав и обязанностей, которые передаются от одного лица ко второму.
Действие № 5
Формируется заключительная отчетность, разрабатываются и принимаются уставные документы создающегося предприятия и регистрируется новый субъект. Одновременно с этим может произойти ликвидация реорганизуемого, но не обязательно (см. Формы реорганизации).
Данные действия, этапы и порядок вполне могут дополняться иными, поскольку здесь указаны только основные вехи, которые, естественно, подлежат корректировке, в том числе в зависимости от выбранной формы реорганизации.
Проблемы, возникающие в процессе, решаются в строгом соответствии с законодательством.
Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица
Предусмотрена солидарная ответственность перед кредитором наряду с юр.лицами, созданными в результате реорганизации.
Более того, если передаточный акт не содержит четкую и понятную информацию субъекта правопреемства, или активы были распределены недобросовестно между правопреемниками, в т.ч. с целью уйти от выполнения обязательств, тогда за возникшие проблемы солидарно отвечают как реорганизованное лицо, так и правопреемник.
Существует ответственность за невыполнение принудительного решения о реорганизации.
Так, в предписании Антимонопольного органа излагается ряд таких «требований», как, например, устранение последствий нарушений, также восстановление положения, существовавшего изначально; принудительное разделение или выделение определенных подразделений субъекта.
За невыполнение обязанностей по реорганизации предусмотрен административный штраф. Но это не все виды санкций. За неисполнение решения суда по данному вопросу ждут проблемы серьезнее – уголовная ответственность.
Понятие и формы реорганизации юридических лиц
Реорганизация — специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц. Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве. То есть переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на основании передаточного акта или разделительного баланса. Принцип универсального правопреемства требует перехода всех прав и обязанностей (в том числе и налоговых) к правопреемнику или правопреемникам.
Реорганизация юридического лица может быть проведена путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст.57 ГК РФ1). От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни компании прекращают свое существование, другие же либо возникают в виде новых фирм, либо предстают в ином качестве.
Реорганизация юридического лица может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Принудительная реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда.
1. Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом — передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает2.
Круг возможных вариантов преобразования ограничивается законом, который определяет, в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться те или иные виды юридических лиц. Применительно к коммерческим организациям подобное правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ, предусматривающим, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ, предусматривающим для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за счет включения в перечень юридических лиц, в которые может быть преобразовано акционерное общество, некоммерческих организаций, при этом порядок проведения такого преобразования должен быть установлен законом.
Порядок проведения преобразования акционерного общества регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах). Он конкретизирует положения ГК РФ о преобразовании акционерного общества, в частности, устанавливает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз.2 п.1 ст.20 Закона).
Закон об акционерных обществах предусматривает и иные особенности процедуры преобразования. Отличительной чертой названного Закона является то, что термин «преобразование» в нем применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации: под преобразованием понимается также изменение типа акционерного общества — с открытого на закрытое и наоборот. При превышении в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников оно обязано провести такое преобразование в течение года, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке.
2. Выделение.Одной из форм реорганизации, предусмотренной российским законодательством, является выделение. Решение о выделении могут принять либо учредители (участники), либо орган, уполномоченный на то учредительными документами. На это указывает пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.
При выделении из состава организации одного или нескольких юридических лиц к каждому их них переходят права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с разделительным балансом (п.4 ст.58 Гражданского кодекса РФ). При этом реорганизуемое предприятие продолжает свою деятельность.
В отношении акционерных обществ реорганизацией в форме выделения признается создание одного или нескольких обществ с передачей части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего3, аналогичное определение применимо к обществам с ограниченной ответственностью4.
В определении термина «выделение» содержатся ключевые положения, которые характеризуют данную форму реорганизации, а именно:
а) создается одно или несколько новых обществ;
б) новым обществам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;
в) само реорганизуемое общество продолжает существовать.
Первая из указанных характеристик является отличительной чертой реорганизации в целом и может быть применена ко всем формам реорганизации, за исключением присоединения. Остальные характеристики присущи исключительно реорганизации в форме выделения.
Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях. Необходимо иметь в виду, что правопреемство не допускается в случаях, когда права и обязанности носят личный характер (право на имя, авторство, обязанность по возмещению вреда) либо имеется прямой запрет закона5.
Выделение отличается от прочих форм реорганизации также тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.
Решение о принудительной реорганизации в форме выделения из коммерческой организации принимается при наличии определенных условий:
а) возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
б) отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;
в) возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Реорганизация в форме выделения, осуществляемая лицами, входящими в одну группу лиц по признаку, предусмотренному подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона
Реорганизация в форме выделения, осуществляемая лицами, входящими в одну группу лиц по признаку,
предусмотренному подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона
Частью первой статьи 19 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г.
№ 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах) определено, что выделением из хозяйственного общества признается создание одного или нескольких новых хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм с передачей им части прав и обязанностей реорганизованного хозяйственного общества без прекращения его деятельности. Таким образом, в рассматриваемом случае речь будет идти о ситуации, в которой имеет место создание нового юридического лица в форме хозяйственного общества.
Согласно подпункту 1.2 пункта 1 статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г.
№ 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) экономической концентрацией признается в том числе создание коммерческой организации, если вкладом в ее уставный фонд служат акции (доли в уставном фонде) другой коммерческой организации и (или) имущество, которое является основными средствами, кроме основных средств, не используемых в предпринимательской деятельности (далее – основные средства), и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации, или создаваемая коммерческая организация приобретает голосующие акции (доли в уставном фонде) коммерческой организации и (или) имущество, которое является основными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса, и действия с этими акциями (долями в уставном фонде) признаются в соответствии с подпунктами 1.4 – 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона экономической концентрацией.
При этом абзацем пятым части первой пункта 1 статьи 33 Закона установлены условия, при выполнении которых такое создание должно осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.
Вместе с тем подпунктом 8.
1 пункта 8 статьи 33 Закона определено, что установленные данной статьей требования о получении согласия антимонопольного органа не применяются в том числе, если создание коммерческой организации в случаях, указанных в части первой пункта 1 статьи 33 Закона, осуществляется лицами, входящими в одну группу лиц по признаку, указанному в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона.
Согласно части второй пункта 2 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь в учредительном договоре учредители (участники) обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности.
Согласно части второй статьи 19 Закона о хозяйственных обществах общее собрание участников хозяйственного общества принимает решение о порядке и условиях выделения, о создании нового хозяйственного общества (хозяйственных обществ) и (или) юридического лица иной организационно-правовой формы (юридических лиц иных организационно-правовых форм), составе его (их) участников. Учредителями (участниками) каждого из вновь возникающих в результате выделения хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм могут быть только реорганизованное хозяйственное общество и (или) его участники с их согласия. Иными словами, реорганизация хозяйственного общества путем выделения из него нового хозяйственного общества предполагает принятие соответствующего решения и совершение действий как общим собранием участников реорганизуемого хозяйственного общества, так и общим собранием участников вновь возникающего в результате выделения хозяйственного общества. В этой связи можно сделать вывод о том, что для осуществления такого создания необходимо совершение волевых действий как учредителя создаваемого юридического лица, так и реорганизуемого хозяйственного общества в лице общего собрания его участников.
Таким образом, с учетом сущности реорганизации юридического лица и требований к ней, установленных законодательством, можно сделать вывод о том, что к лицам, которыми в рассматриваемой ситуации будет осуществляться создание нового юридического лица в результате реорганизации в форме выделения, будут относиться учредитель (участник) создаваемой коммерческой организации, а также само реорганизуемое хозяйственное общество.
Принимая во внимание вышеизложенную информацию можно сделать вывод о том, что реорганизация, совершаемая лицами (реорганизуемым хозяйственным обществом и учредителем нового создаваемого хозяйственного общества), входящими в одну группу лиц по признаку, предусмотренному подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона, должна осуществляться с обязательным уведомлением антимонопольного органа, предусмотренным пунктом 9 статьи 33 Закона, в связи с выполнением условия, установленного подпунктом 8.1 пункта 8 статьи 33 Закона.
Признание недействительным решения о реорганизации, несостоявшаяся реорганизация
Признание решения о реорганизации недействительным
Возможность признания решения о реорганизации недействительным установлена ст. 60.1 ГК РФ. Данная статья применяется как универсальная для реагирования на большинство возможных дефектов реорганизации.
Обратим внимание на то, что закон в настоящее время однозначно устраняет необходимость оспаривания отдельно договоров, заключаемых при реорганизации, передаточного акта и (или) факт перехода имущества или иных действий: оспариванию подлежит только решение о реорганизации.
В статье отсутствует специальный перечень оснований для признания решения о реорганизации недействительным. Общее правило состоит в том, что решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. По сути можно предполагать, что в этом правиле косвенно сказано и об основаниях: это те основания, которые дают возможность указанным субъектам оспаривать решение.
Решение о реорганизации может быть оспорено в срок не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом. Таким образом, срок для начала обжалования отсчитывается не с момента принятия решения о реорганизации, а с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации на основании уведомления, указанного в ст. 60 ГК РФ.
Особенности оспаривания реорганизации в части срока надо учитывать при анализе других норм законов о различного вида корпорациях, которые устанавливают право участника корпорации на оспаривание решения органа управления корпорации. Очевидно, что такие сроки в случае обращения с требованием о признании решения о реорганизации недействительным не применяются.
Признание решения о реорганизации недействительным не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица и не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом.
Получение согласия МАРТ при реорганизации
При определенном стечении обстоятельств выделение может подлежать антимонопольному контролю, хотя условия, при которых указанная форма реорганизации подпадает под контроль МАРТ, напрямую и не указаны в законодательстве.
Для получения согласия на реорганизацию нужно предоставить заявление, необходимые документы и сведения в МАРТ через его территориальные органы.
Срок принятия или отказа в принятии заявления к рассмотрению – десять рабочих дней. Решение выдается в течение тридцати дней.
Решение о согласии действует один год, поэтому реорганизацию следует провести в этот период. По истечении данного срока согласие нужно получать заново.
Если согласие МАРТ не требуется, в течение месяца после реорганизации необходимо письменно уведомить соответствующий орган.
Уставный фонд выделяемой организации
Собственник имущества вновь образованного УП должен принять решение, а во вновь образующемся хозобществе должно быть проведено общее собрание, чтобы определить размер уставного фонда. Он может быть сформирован за счет части уставного фонда реорганизуемого юрлица и имущества реорганизуемого юрлица (например, из собственных средств, нераспределенной прибыли или имущественных прав). При реорганизации АО его акции подлежат аннулированию на величину уменьшения размера его уставного фонда.
Уставный фонд может быть сформирован в полном объеме, сформирован частично либо не сформирован вообще на момент регистрации.
Для хозобществ предусмотрен иной порядок. Если в его уставный фонд кроме денежных средств передается и другое имущество, при формировании уставного фонда должна быть проведена оценка стоимости неденежных вкладов до госрегистрации возникающего юрлица.
Документы о реорганизации
В зависимости от выбранной формы реорганизации юридического лица, перечень документов может отличаться.
Ниже приводим общий перечень документов, а также некоторые отдельные документы для конкретных случаев.
- Заявление о регистрации нового юрлица, образованного вследствие реорганизации (форма Р12001).
- Учредительные документы всех, участвующих в реорганизации компаний.
- Сведения об уведомлении кредиторов о реорганизации, подтверждение публикации в Вестнике.
- Акт приема-передачи документов, активов в «конечное» юридическое лицо.
- Договора о присоединении, слиянии (в зависимости от выбранной формы реорганизации).
- Заявление о прекращении регистрации компании, прекратившей свою деятельность (форма 16003).
- Квитанция об оплате государственной пошлины (не платится при направлении документов в электронном виде).
Правопреемство при реорганизации юридических лиц в форме преобразования
В соответствии с ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Российским законодательством не закреплено понятие реорганизации; юридическая наука понимает под реорганизацией «вид универсального правопреемства, выражающийся в совокупности юридических фактов, направленных на переход от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) в порядке преемства прав и обязанностей к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), и влекущих прекращение правопредшественников и (или) создание правопреемников» .
Одним из главных признаков реорганизации является наличие правопреемства — переход от одного лица к другому прав и обязанностей (отдельных прав), который осуществляется в силу закона, договора или других юридических оснований.
По вопросу о том, происходит ли правопреемство в процессе преобразования, в юридической науке существует две позиции.
С точки зрения первой позиции, правопреемство в форме преобразования отсутствует, так как в п. 5 ст. 58 ГК РФ определяет, что «права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются» .
Такой же позиции придерживается Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, отметив, что «особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников)» .
Противоположная позиция состоит в том, что при преобразовании общества происходит правопреемство. Так, Д. В. Ломакин отмечает, что «в случае реорганизации в формах преобразования, слияния и присоединения у кредиторов подобного вопроса не возникает, поскольку по итогам реорганизационных процедур они будут иметь в качестве единственного должника субъекта, к которому в порядке универсального правопреемства перейдут все активы и пассивы участвовавших в реорганизации юридических лиц» .
Представляется верной вторая позиция, поскольку при реорганизации в форме преобразования происходит создание нового общества и прекращение реорганизуемого; для того, чтобы созданное общество могло существовать, к нему должны перейти права и обязанности ликвидированного общества, что и происходит в порядке универсального правопреемства.
Одновременно с этим, из ст. 58 ГК РФ следует, что для целей определения правопреемника по правам и обязанностям общества, переставшего существовать в результате реорганизации в форме преобразования не требуется обязательное составление передаточного акта, поскольку после завершения реорганизации остается одно общество — универсальный правопреемник всех прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц, существовавших до реорганизации.
Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики указал, что в отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в п. 5 ст. 58 ГК РФ, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Из приведенных положений закона следует, что особенностью реорганизации в форме преобразования является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица в отношении третьих лиц, не являющихся его учредителями (участниками). Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет свои права и обязанности в неизменном виде, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного ст. 59 ГК РФ .
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ в деле N А33–19123/2013 отметила, что «в рассматриваемом случае реорганизация была осуществлена в форме преобразования, которая предполагает неизменность прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в отношении других лиц. Поэтому Законом N 99-ФЗ из пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации исключена обязанность по составлению передаточного акта при преобразовании. Несмотря на смену организационно-правовой формы имущественная сфера общества как хозяйственной единицы и субъекта предпринимательской деятельности, по сути, не претерпела никаких изменений» .
Таким образом, можно сделать вывод, что при преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, в результате которой к вновь созданному юридическому лицу одной формы передаются все права и обязанности реорганизуемого юридического лица другой формы в порядке универсального правопреемства, с ликвидацией последнего.